Чарльз Дарвин: кругосветное путешествие на судне «Бигль. Кругосветное плавание Чарлза Дарвина на корабле «Бигль Чарльз дарвин кругосветное путешествие на судне бигль

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

28 выбрали

12 февраля 1809 года , то есть 202 года назад в Англии родился будущий ученый-натуралист, основоположник теории эволюции Чарльз Дарвин . Но не надо думать, что ученый – это обязательно человек, закопавшийся в книгах за столом библиотеки. Напротив, это профессия может быть полна приключений. Чарльз Дарвин , например, прежде чем дойти до эволюционной теории, совершил пятилетнее кругосветное путешествие на корабле "Бигль".

Дарвин был разносторонне образованным человеком. Свое обучение он начал в Эдинбургском университете по курсу медицины. Но, хотя его отец был врачом, эта наука показалась ему скучной, а хирургия – жестокой. Дарвин забросил медицину и начал изучать таксидермию, естественную историю, геологию, ботанику. Вскоре появляются его первые открытия в этих областях.

Но отец Дарвина был недоволен тем, что сын забросил медицину и потребовал, чтобы он поступил в христианский колледж и получил сан священника. Чарльз согласился. Кто же знал в тот момент, какие непростые отношения у ученого сложатся с религией в будущем, после выхода книги "Происхождение видов" . Ведь церковь после этого будет недолюбливать ученого целые столетия.

Так или иначе, Чарльз Дарвин начал изучать теологию. Правда, как он сам признавался, во время обучения в Кембриджском университете его больше занимала верховая езда, охота, а также коллекционирование насекомых. Ученый рассказывал о том, как, поймав двух редких жуков, он попытался схватить третьего, но, поскольку рук не хватало, одного из пойманных засунул себе в рот. Но жук выпустил какую-то едкую жидкость и обжег юному натуралисту язык, так что охота оказалась неудачной.

Когда Дарвину было 23 года, ему предложили принять участие в качестве натуралиста в кругосветном путешествии на корабле "Бигль" (корабль по какой-то причине называется в честь любимой в Англии породы собак). Молодой ученый с радостью согласился, хотя его отец без энтузиазма встретил эту затею. Кстати, путешествие Дарвина чуть было не сорвалось. Капитан Фицрой, который принимал окончательное решение о его участии в путешествии, увлекался физиогномикой и считал, что человек с такой формой носа не подойдет для долгой поездки.

Но, тем не менее, ученый попал на корабль. На не вполне понятных условиях – его работа не оплачивалась, к тому же, он сам должен был покупать себе снаряжение. Основная цель путешествия была в том, чтобы присмотреть новые места для колоний, и натуралист правительство не интересовал. Но настоящего исследователя это не остановит!

Не остановила Дарвина и морская болезнь. Не смотря на частые приступы этого недуга, ученый продолжал свои исследования не только во время остановок, но и на борту, изучал беспозвоночных животных. За пять лет корабль совершил путешествие вокруг света, обогнув с юга южную Америку и Австралию. Английская экспедиция побывала в Бразилии, Уругвае, на Огненной земле, Фолклендских и Галапагосских островах, в Патагонии, Чили, Перу, Австралии, Океании и Африке.

Обширные познания в разных областях помогли Дарвину в путешествии: он делал описания по геологии, собирал коллекцию животных и беспозвоночных. Во время путешествия Дарвин обнаружил окаменевшие останки невиданного млекопитающего – макраухении, рост которого сопоставим с размером верблюда.

После возвращения Дарвин основал свою теорию на собственных наблюдениях за поведением и распространением животных, а также на основе быта и жизни туземцев.

А что вы думаете о такой активной научной деятельности?

2 октября 1836 года вернулся из длившегося неполных пять лет кругосветного путешествия корабль «Бигль».

Истории науки известно немало экспедиций, имевших серьёзные цели и давших важные результаты. Но стать знаковыми, ключевыми, удалось только некоторым из них: к примеру, открытию Колумбом Америки или кругосветному плаванию Магеллана… По воле судьбы длительному путешествию судна «Бигль» (1831 – 1836), в котором участвовал молодой Дарвин, также суждено было значиться в первых строках списка знаменательных свершений человечества. Когда 27 декабря 1831 года парусник покидал гавань Плимута, ничто не указывало на то, что эта «кругосветка» войдёт в историю: для корабля под командованием капитана Фиц-Роя этот поход был далеко не первым, да и задание для участников экспедиции представлялось весьма рутинным - гидрографические исследования и картографирование побережья Южной Америки. На судне должность натуралиста не была основной. Просто Роберт Фиц-Рой решил: если уж «Бигль» намеревается обогнуть Землю, то какой-нибудь естествоиспытатель вполне смог бы изучить растительный и животный мир планируемых для посещения материков и островов.

Английский военный парусник «Бигль» («Beagle») получил всемирную известность своим участием в нескольких научно-исследовательских экспедициях первой половины XIX в. Корабль, изначально числившийся бригом (в британском флоте он классифицировался как brig-sloop, в русском языке точного эквивалента не имеется), относился к многочисленному типу «Чероки». Он строился на Вулвичской верфи и был спущен на воду в мае 1820 г.

История создания парусного корабля «Бигль» (судно было названо в честь одной из охотничьей породы собак), уходит своими корнями в 1818 год. В этом году, по приказу Его Величества Короля, и началось строение парусника. Изначально, бриг-шлюп, оснащённый десятью пушками, создавался для того, чтобы войти в состав Королевского флота Великобритании, однако, «Бигля» ждала другая, интересная и полная приключений судьба…

Окончательно построен и спущен на воду, корабль был 11 мая 1820 года. Весь процесс строительства судна занял чуть более двух лет и обошелся английской казне в 7800 фунтов стерлингов.

Спустя два месяца после спуска, в июле 1820, «Бигль» принял участие в военно-морском параде в честь празднования коронации Георга IV и стал первым кораблем, который прошел под новым Лондонским мостом. После этого он некоторое время находился в резерве, а в 1825 г. был переоборудован для исследовательских целей и принял участие в четырех экспедициях. Помимо изменения парусного вооружения (добавлена бизань-мачта) с корабля сняли часть артиллерии (осталось шесть орудий), а численность экипажа сократилась до 65 моряков и нескольких исследователей. Так, во время второй экспедиции на корабле находилось девять «сверхштатных» ученых.

В 1826 г. «Бигль» вышел из Плимута в свое первое дальнее плавание. Он должен был сопровождать корабль «Эдвенчур», в задачу которого входило гидрографическое обследование района Патагонии и Огненной Земли. В 1828 г. на борту произошла трагедия – застрелился командир корабля Прингл Стокс (официальная причина – тяжкая депрессия). После этого оба корабля прибыли в Монтевидео для проведения ремонта. Там новым командиром был назначен лейтенант Роберт Фицрой, под чьим командованием «Биглю» впоследствии довелось совершить свое вошедшее в историю плавание. В Англию «Бигль» вернулся в 1830 г.

Кругосветная экспедиция под командованием Р. Фицроя в 1831-1836 гг.

Второе путешествие «Бигля» стало более продолжительным и навсегда вписало имя парусника в историю.

Во время этого плавания «Бигль» обогнул Южную Америку, побывал в Новой Зеландии и Австралии и, пройдя мимо мыса Доброй Надежды, вернулся в Англию. В качестве натуралиста в плавании принял участие молодой английский ученый Чарльз Дарвин. Благодаря материалам, собранным в путешествии, он создал свое учение об эволюции, поставив биологию на достаточно прочную научную основу.

Основные задачи плавания были сформулированы Адмиралтейством. В первую очередь требовалось провести детальную съемку как восточного, так и западного побережий Южной Америки и прилегающих островов. На основе полученной информации предполагалось составить точные морские карты, призванные облегчить и сделать более безопасным плавание в этих водах. Из пяти лет, проведенных «Биглем» в экспедиции, большая часть времени действительно была отведена именно на эти исследования. Корабль находился у побережья Южной Америки три с половиной года – с 28 февраля 1832 г. до 7 сентября 1835 г. Капитан Фицрой доставил в Адмиралтейство более 80 карт разных частей побережья и островов, 80 планов бухт и гаваней с указанием всех якорных стоянок, 40 детальных рисунков мест, где побывал «Бигль». Вторая задача заключалась в выполнении цепи хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Выполнение этой части программы работ и потребовало от «Бигля» совершения кругосветного путешествия – иначе было невозможно получить необходимые результаты измерений.

Первоначально капитан Фицрой не соглашался на участие Ч. Дарвина в экспедиции. Впоследствии Дарвин узнал, что вполне серьезно рисковал быть отвергнут из-за… формы носа. Фицрой считал себя тонким физиономистом и «…был уверен, что может судить о характере человека по чертам его лица». Он сомневался, имеет ли человек с таким носом, как у Дарвина, достаточно энергии и решимости для осуществления путешествия. В начале сентября натуралиста все-таки включили в состав экспедиции. Однако ему пришлось самому купить все необходимое снаряжение, к тому же он не получал жалованья. Британское правительство, снаряжая экспедицию, не хотело брать на себя никакой заботы об ученом, считая не обязательным его присутствие на борту «Бигля». Но на привлечении подобного специалиста настаивал сам Фицрой.

На основе изучения собранных за время путешествия материалов Ч. Дарвин издал ряд фундаментальных работ, в частности, «Зоологические результаты путешествия на “Бигле”» (1839-1843 гг.), «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле “Бигль”» (1839 г.) и другие. Также результаты экспедиции ученый активно использовал в своей самой главной работе – «Происхождение видов», впервые изданной в 1859 г.

В 1837-1841 гг. «Бигль» совершил плавание под командой Дж. К. Уикема с целью описания австралийских рек Фицрой, Виктория, Флиндерс и других. Одновременно осуществлялась гидрографическая съемка северного побережья Австралии. В 1841-1843 гг. на «Бигле», которым в этот период командовал Дж. Л. Стокс, проводилась гидрографическая съемка берегов Новой Зеландии. С 1845 г. «Бигль» стал использоваться в качестве несамоходного судна береговой охраны, подчиненного Королевскому таможенному и акцизному управлению побережья Эссекса (эта организация также занималась борьбой с контрабандой).

В 1870 году «Бигль» был продан и, как это часто бывает с морскими судами, разобран. Однако имя этого парусного корабля навсегда сохранится в истории.

В честь корабля назван пролив между островом Огненная Земля и островами Осте и Наварино, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Основные данные: водоизмещение (так называемое «строительное») – 235 т, длина – 28,6 м, ширина – 7,2, вооружение – две 6 фунтовых пушки и восемь 18 фунтовых карронад, экипаж – 120 человек. С 1825 г. нес парусное вооружение барка.


























Маршрут плавания корабля «Бигль»

Истории науки известно немало экспедиций, имевших серьезные цели и давших важные результаты. Но стать знаковыми, ключевыми, удалось только некоторым из них: к примеру, открытию Колумбом Америки или кругосветному плаванию Магеллана… По воле судьбы длительному путешествию судна «Бигль» (1831 - 1836), в котором участвовал молодой Дарвин, также суждено было значиться в первых строках списка знаменательных свершений человечества. Когда 27 декабря 1831 года парусник покидал гавань Плимута, ничто не указывало на то, что эта «кругосветка» войдет в историю: для корабля под командованием капитана Фиц-Роя этот поход был далеко не первым, да и задание для участников экспедиции представлялось весьма рутинным - гидрографические исследования и картографирование побережья Южной Америки. На судне должность натуралиста не была основной. Просто Роберт Фиц-Рой решил: если уж «Бигль» намеревается обогнуть Землю, то какой-нибудь естествоиспытатель вполне смог бы изучить растительный и животный мир планируемых для посещения материков и островов (рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1. Корабль «Бигль», на котором Дарвин совершил кругосветное путешествие

«Бигль» был хорошо построенным небольшим бригом класса «Чероки» водоизмещением 235 тонн. Оснащен 8 пушками. До этого путешествия корабль плавал теми же водами в 1826-1830 годах с кораблем «Эдвенчер». В 1825 году «Бигль» был переоборудован в барк для исследовательских целей и принял участие в трех экспедициях. По окончании экспедиции Чарльза Дарвина он сделал еще два плавания: в 1837-1841 годы под командованием Джона Викема для гидрографической съемки северного побережья Австралии и долин тамошних рек; в 1841-1843 годы под командованием Джона Стокса для гидрографической съемки берегов Новой Зеландии. В 1845-1870 годах «Бигль» нес береговую службу в Саутенде, в устье реки Темзы. В состав экспедиции входили:

v капитан корабля, начальник экспедиции и руководитель съемок - Роберт Фиц-Рой

v 2 лейтенанта - Джон Викем и Бартоломью Джон Саливен

v помощник руководителя съемок штурман Джон Стокс

v врач Бенджамин Байн

v команда корабля: 10 офицеров, боцман, 42 матроса и 8 юнг

v натуралист Чарльз Дарвин

v инструментальный мастер Джон Стеббинг, которого пригласил сам капитан и лично выплачивал ему жалованье

v художник и чертежник А. Эрл, которого в Монтевидео заменил из-за болезни Ч. Мартенс

v миссионер Р. Маттьюс, направлявшийся на Огненную Землю для насаждения христианства среди туземцев

v три туземца с Огненной Земли, вывезенные Фицроем в предыдущую экспедицию

Задачи, поставленные Британским Адмиралтейством в официальных документах, Дарвин сформулировал в своем «Дневнике исследователя».

Первой задачей была детальная съемка восточных и западных берегов Южной Америки и прилегающих островов. На основе этой съемки экспедиция должна была составить точные морские карты, которые бы облегчили плавания кораблей в этих водах. Из пяти лет плавания «Бигля» большая часть времени была потрачена именно на эти исследования. Корабль находился у восточных и западных берегов Южной Америки 3,5 года - с 28 февраля 1832 до 7 сентября 1835 года. Капитан Фиц-Рой доставил в Адмиралтейство более 80 карт разных частей побережья и островов, 80 планов бухт и гаваней с указанием всех якорных остановок и 40 рисунков-пейзажей посещенных мест.

Вторая задача заключалась в создании цепи хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Именно для выполнения этой задачи «Бигль» и должен был совершить кругосветное путешествие: убедиться в правильности хронометрического определения долготы можно при условии, что определение по хронометру долготы любой исходной точки совпадает с такими же определениями долготы этой точки, которое проводилось по возвращению к ней после пересечения земного шара. Эти задачи открыто свидетельствуют об истинных целях, которые ставило британское правительство, снаряжая дорогостоящую экспедицию. «Владычица морей», которая потеряла североамериканские колонии, направила свои устремления на Южную Америку. Продолжая старую борьбу с некогда могучей Испанией, Великобритания в первой трети XIX века решила использовать внутренние исследования в латиноамериканских республиках, которые недавно объявили себя независимыми .


Рисунок 2.2. Маршрут плавания корабля «Бигль»

1 - Девонпорт, 2 - Тенерифе, 3 - острова Зеленого Мыса, 4 - Баия, 5 - Рио-де-Жанейро, 6 - Монтевидео, 7 - Фолклендские острова, 8 - Вальпараисо, 9 - Лима, 10 - Галапагосские острова, 11 - Таити, 12 - Новая Зеландия, 13 - Сидней, 14 - Хобарт, 15 - залив Короля Георга, 16 - Кокосовые острова, 17 - Маврикий, 18 - Кейптаун, 19 - Баия, 20 - Азорские острова.

Чарлз Дарвин. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ «БИГЛЬ»

Дневник изысканий по естественной истории и геологии стран,

посещенных во время кругосветного плавания корабля Ее Величества «Бигль»

под командованием капитана королевского флота Фицроя.

Чарлза Дарвина магистра наук, члена Королевского общества 1845 г.

Чарлзу Лайеллю, эсквайру, члену Королевского общества,

это второе издание с благодарностью посвящается как признание того,

что главные научные достоинства, которыми, быть может,

обладают этот «Дневник» и другие произведения автора,

обязаны своим происхождением изучению всеми известных,

удивительных «Основных начал геологии»

Предисловие ко второму изданию

Я уже указывал в предисловии к первому изданию настоящего сочинения и в «Зоологических результатах путешествия на „Бигле“», что в ответ на выраженное капитаном Фицроем пожелание иметь на корабле научного сотрудника, для чего он готов поступиться отчасти своими личными удобствами, я предложил свои услуги, на что было получено – благодаря любезности гидрографа капитана Бофорта – согласие со стороны лордов Адмиралтейства. Так как я чувствую себя всецело обязанным капитану Фицрою за счастливую возможность изучить естественную историю различных стран, которые мы посетили, то, я надеюсь, мне позволено будет выразить здесь лишний раз мою благодарность ему и добавить, что в течение пяти лет, проведенных нами вместе, я встречал с его стороны самую сердечную дружбу и постоянную помощь.

У меня навсегда останется чувство глубокой благодарности к капитану Фицрою и ко всем офицерам «Бигля» за то неизменное радушие, с которым они относились ко мне в течение нашего долгого путешествия.

Настоящий том содержит в форме дневника историю нашего путешествия и очерк тех наблюдений по естественной истории и геологии, которые, я полагаю, представят известный интерес для широкого круга читателей. В настоящем издании я значительно сократил и исправил одни разделы, а к другим кое-что добавил, чтобы сделать эту книгу более доступной широкому читателю; но, я надеюсь, натуралисты будут помнить, что за подробностями им надлежит обратиться к более обширным сочинениям, в которых изложены научные результаты экспедиции.

В «Зоологических результатах путешествия на „Бигле“» профессор Оуэн описал ископаемых млекопитающих, м-р Уотерхаус – современных млекопитающих, м-р Гульд – птиц, преподобный Л. Дженинс – рыб и м-р Белл – рептилий. Я добавил к описанию каждого вида заметки о его образе жизни и области распространения. Эти сочинения, появлению которых я обязан большому таланту и бескорыстному усердию упомянутых выше выдающихся ученых, не могли бы быть предприняты, если бы не щедрость лордов казначейства, которые, по предложению канцлера казначейства, любезно предоставили тысячу фунтов стерлингов на покрытие части расходов по изданию.

Со своей стороны я опубликовал отдельные тома: «Строение и распределение коралловых рифов», «Вулканические острова, посещенные во время путешествия „Бигля“» и «Геология Южной Америки». Шестой том «Geological Transactions» содержит две мои статьи – об эрратических валунах и о вулканических явлениях в Южной Америке. М-ры Уотерхаус, Уолкер, Ньюмен и Уайт опубликовали несколько превосходных статей о тех насекомых, которые были собраны, и я надеюсь, что за ними последуют многие другие. Растения южных областей Америки описаны д-ром Дж. Гукером в его большом труде о ботанике Южного полушария. Флора Галапагосского архипелага составляет предмет особого мемуара, опубликованного им в «Linnean Transactions». Преподобный профессор Генсло опубликовал список растений, собранных мной на островах Килинг, а преподобный Дж.-М. Беркли описал мою коллекцию тайнобрачных растений.

Я буду счастлив в свое время выразить признательность некоторым натуралистам за ту большую помощь, которую они оказали мне в течение моей работы над этим и другими сочинениями; но здесь я должен позволить себе лишь заявить о моей самой искренней благодарности преподобному профессору Генсло, который главным образом и привил мне – в годы моего студенчества в Кембридже – вкус к естественной истории, который – во время моего отсутствия – взял на себя заботу о коллекциях, посылавшихся мной на родину, и своими письмами руководил моими начинаниями и который – со времени возвращения – неизменно оказывал мне всяческую помощь, какую только может предложить самый добрый друг.

Даун, Бромли, Кент, июнь, 1845 г.

Глава I. Сантьягу в архипелаге Зеленого Мыса (Байя в Бразилии)

Порто-Прая Рибейра-Гранде. – Атмосферная пыль с инфузориями. – Повадки морской улитки и спрута. – Скалы Св. Павла – невулканического происхождения. – Своеобразные инкрустации. – Насекомые – первые поселенцы на островах. – Фернанду-ди-Норонья. – Байя. – Полированные скалы. – Повадки рыбы Diodon. – Пелагические Confervae и инфузории. – Причины окрашивания моря.

К орабль флота ее величества, десятипушечный бриг «Бигль» под командой капитана королевского флота Фицроя отплыл из Девон-порта 27 декабря 1831 г. после того, как сильные юго-западные ветры дважды принуждали его вернуться. Экспедиция имела целью довершить гидрографическую съемку Патагонии и Огненной Земли, начатую экспедицией капитана Кинга в 1826–1830 гг., произвести съемку берегов Чили, Перу и некоторых островов Тихого океана и, наконец, провести ряд хронометрических измерений вокруг земного шара. 6 января мы достигли Тенерифа, но высадиться нам не позволили из опасения, что мы можем завести холеру; на следующее утро мы видели, как солнце, показавшись из-за причудливых очертаний острова Гран-Канария, вдруг озарило Тенерифский пик, между тем как низкие части острова все еще скрывались за кудрявыми облаками. То был первый из тех многих восхитительных дней, которых мне никогда не забыть. 16 января 1832 г. мы бросили якорь у Порто-Праи на Сантьяго [Сантьягу], главном острове архипелага Зеленого Мыса.

С моря окрестности Порто-Праи выглядят безжизненными. Вулканический огонь прошедших веков и палящий зной тропического солнца сделали почву во многих местах непригодной для растительности. Местность постепенно поднимается плоскими уступами, по которым разбросаны там и сям конические холмы с притупленными вершинами, а на горизонте тянется неправильная цепь более высоких гор. Картина, открывающаяся взору сквозь туманный воздух этой страны, очень любопытна; впрочем, едва ли человек, только что побывавший в роще из кокосовых пальм, куда попал прямо с моря, и притом впервые в жизни, может судить о чем-либо, – настолько он полон переживаемым счастьем.

Остров этот обыкновенно считают весьма неинтересным, но человеку, привыкшему к одним только английским пейзажам, новый для него вид страны совершенно бесплодной кажется исполненным величия, которое было бы нарушено, будь зелени больше. На обширных пространствах лавовых полей едва ли отыщешь хоть один зеленый листок, а между тем там умудряются поддерживать свое существование стада коз и даже несколько коров. Дожди здесь выпадают очень редко, но в году есть один короткий промежуток времени, в течение которого идут сильные ливни, и сразу же после того из каждой трещины пробивается слабая зелень. Она скоро засыхает, и этим-то естественным сеном и питаются животные. На этот раз дождя не было весь год.

В эпоху открытия острова в ближайших окрестностях Порто-Праи было много деревьев, но их безрассудное уничтожение сделало эту местность, как и остров Св. Елены и некоторые из Канарских островов, почти совершенно бесплодной. Широкие и плоские долины, многие из которых всего несколько дней в году служат руслом для воды, одеты зарослями безлиственных кустарников. Немногие живые существа обитают в этих долинах. Самая распространенная здесь птица – зимородок (Dacelo lagoensis ), который смирно сидит на ветках клещевины и оттуда стремительно набрасывается на кузнечиков и ящериц. Он ярко окрашен, но не так красив, как европейский вид, от которого он значительно отличается также полетом, образом жизни и местообитанием, предпочитая обыкновенно самые сухие долины.

Однажды я поехал с двумя офицерами в Рибейра-Гранде [Рибейра-Гранди], селение, лежащее несколькими милями восточнее Порто-Праи. До самой долины св. Мартина местность имела все тот же унылый, мрачный вид; здесь, однако, благодаря маленькому ручейку разросся оазис роскошной растительности. Не прошло и часа, как мы приехали в Рибейра-Гранде, где нас поразил вид развалин большой крепости и собора. Этот городок, пока не была засыпана его гавань, был главным городом острова; теперь вид у него довольно грустный, но все-таки весьма живописный. Заполучив в проводники чернокожего патера, а в переводчики одного испанца, принимавшего участие в Пиренейской войне за независимость, мы посетили группу зданий, среди которых главное место занимала старинная церковь. Здесь покоятся губернаторы и капитан-генералы архипелага.

В 1831 г. Дарвинокончил университет, и в том же году по рекомендации профессора Генслоу он былпринят в качестве натуралиста на корабль «Бигль» («Ищейка»), отправлявшийся вкругосветное путешествие (рис. 1).

Дарвинотплыл на борту «Бигля» из Девонпорта 27 декабря 1831 г. Основной задачейэкспедиции являлась съёмка восточных и западных берегов Южной Америки иприлегающих островов в целях составления подробных морских карт. Кроме того, передэкспедицией «Бигля» была поставлена и вторая задача, заключавшаяся в проведениисерии хронометрических измерений вокруг Земли, с чем и было связано кругосветноепутешествие (рис. 2).

За пятьлет путешествия мировоззрение Ч. Дарвина резко меняется, и он приходит квыводу, что «старому завету нельзя верить больше, чем священным книгаминдусов». Постепенно рушатся и старые представления о неизменностиорганического мира и под давлением накапливающихся наблюдений формируются новыевоззрения.

24 августа1834 г. «Бигль» прибыл в Байя-Бланку, откуда через неделю отправился кЛа-Плате. С согласия капитана корабляФиц Роя Дарвин от Байя-Бланки до Буэнос-Айреса проехал сухим путём. Равнина, покоторой проходил маршрут, принадлежала к типичной формации пампасов, состоящейиз красной глины и частью из мергеля. Эта поездка дала возможность собратьбогатейшую коллекцию ископаемых. Особыйинтерес представляла находка в Пунта-Альте, где на пространстве около 200 кв. м были выкопаны остатки девятигигантских млекопитающих (мегетерия, макраухении, токсодона и др.). Находка показывала,как разнообразны были обитатели этой страны. В дальнейшем экскурсия по пампасамПатагонии дали возможность ещё больше обогатить палеонтологическую коллекциюДарвина, изучение которой привело учённого к мысли о существовании близкогосродства между вымершими видами южноамериканских неполнозубых и современнымивидами ленивцев, муравьедов и броненосцев, обитающими в Южной Америке. Впервыев дневнике натуралиста появляется многозначительная запись: «Я не сомневаюсь втом, что удивительное сродство между вымершими и современными животными одногои того же материка прольёт когда-нибудь больше света на вопрос о появлении иисчезновении организмов на земной, чем какой бы то ни было другой разрядфактов». Впервые возникает сомнение о теории катастроф Кювье, так как геологическиеисследования Ла-Платы и Патагонии наводят на мысль, что весь ландшафт со всемиего особенностями представляет результат медленных и постепенных перемен, аотнюдь не внезапных, катастрофических.

Эта мысльв процессе дальнейшей работы находит всё больше подтверждений. Во время экскурсиипо склонам Кордильер Дарвин обнаружил в центральной части хребта, на высотесвыше 2000 м, около пятидесятиокаменевших стволов деревьев из семейства араукариевых. Они стояли на некоторомрасстоянии друг от друга, но в целом составляли одну группу. По окаменевшимстволам Дарвин восстанавливает ход происходивших здесь событий. Когда-то группакрасивых деревьев простирала свои ветви над берегом Атлантического океана, этобыло, когда он доходил до подошвы Анд. Эти деревья выросли на вулканическойпочве, поднявшейся над уровнем моря и потом снова погрузившейся, уже вместе сдеревьями, в глубь океана. Там эту, прежде сухую почву покрыли осадочные слои,на которые в свою очередь изливались потоки подводной лавы. Слои расплавленногокамня и водных осадков чередовались пять раз. Затем начался новый процессподнятия хребта, который вынес окаменевшую группу на высоту свыше 2000 м над уровнем океана.

Очевидно,что подобные исследования, проводимые Дарвином в Южной Америке, приводили его кнеобходимости применения исторического метода в целях изучения природы.

5 сентября1835 г. «Бигль» отплыл от западных берегов Южной Америки, взяв курс на Галапагосскийархипелаг (рис. 3). Этот архипелаг, состоящий из десяти главных островов и ещёнескольких мелких, расположен вблизи экватора. Все острова образованывулканическими породами. Дарвин очень подробно изучил флору и фауну этихостровов и пришёл к выводу, что они крайне своеобразны. Большинство видов растенийи животных эндемики этих островов. Все они обнаруживают явное родство с обитателямиЮжной Америки, несмотря на то, что острова отделены от материка полосой океанашириной около 900 км. Эндемизмраспространяется не только на весь архипелаг в целом, но и на отдельныеострова, но и на отдельные острова, которые имеют своих, негде больше не встречающихсяэндемиков. Так, например, 38 галапогосских видов растений, обитающих на островеДжемс, 30 встречаются только на этом острове. Такая же картина на Албемарле,где из 26 галапогосских растений 22 являются эндемиками этого острова.Некоторые острова имеют свои виды черепах, дроздов-пересмешников и вьюрков.

Объяснениетакому интересному явлению, когда между отдельными островами нет обмена фаунойи флорой, Дарвин нашёл в характере морских течений. Сильные течения,направленные к западу и северо-западу, отделяют северные острова от южных,препятствуя обмену органическими формами. В то же время между северными островамипроходит сильное северо-западное течение, которое разделяет острова Джемс иАлбемарл. Так как на этом архипелаге совсем не бывает сильных ветров, то ниптицы, не насекомые, ни лёгкие семена не могут быть переносимы с одного острована другой.

Отгалапогосских островов «Бигль» направился к берегам Австралии, которую онобогнул с юга. Наконец 1 апреля 1836 г. на горизонте показались острова Килинг,или Кокосовые, лежащие в Индийском океане на расстоянии 600 миль от Суматры.Эта группа островов привлекает особое внимание Дарвина, так как они все состоятисключительно из кораллов и в прошедшие времена представляли собой подводныерифы. Дарвин изучает жизнь этих островов, в результате чего он позднее создаётпервую теорию происхождения и развития коралловых островов, связавшую воединовсе формы рифов как последовательные стадии развития. Исходя из того, чтобереговой и барьерный рифы – весьма сходные образования, Дарвин пришёл квыводу, что при опускании дна береговой риф приобретает форму барьерного.Образование атоллов (рис. 4) может быть объяснено следующим образом. Еслиокеанический остров, вокруг которого имеется барьерный или береговой риф,испытывает опускание, то он начинает погружаться под воду. Однако созидательнаяработа кораллов продолжается, в силу чего по периферии острова нарастаеткоралловое кольцо, внутри которого располагается большая округлая лагуна (рис. 5). В результате атолл представляет изумительноезрелище: с наружной стороны вдоль рифа бушует жестокий прибой и волны омываюткольцо кораллового берега, внутри которого заключено тихое озеро с небольшими островками.

Дарвинапоражает тот любопытный факт, что «все произведения здешней почвы» занесенысюда волнами океана. Обрабатывая собранный на Кокосовых островах материал, онприходит к выводу, что огромное количество различных семян со всех концов светаразносятся волнами океана. Почти все растения, которые были привезены с Кокосовыхостровов, представляли собой обычные прибрежные виды островов Малайскогоархипелага. Однако, судя по направлению ветров и течений, нельзя предположить, что они по падали сюда прямо с Малайскогоархипелага. Более вероятно, что они вначале были прибиты к берегам Австралии, аоттуда вместе с аборигенами последней с соответствующим течением дошли сюда.Следовательно, семена или плоды растений, населяющих теперь острова Килинг,должны быль проделать путь от 2400 до 3000 км.

Такимобразом, разгадка особенностей фауны и флоры океанических островов пришла черезизучение современных особенностей жизни кораллов и путей распространения семяни плодов тропических растений. К выводу о том, что органическая природанаходится в состоянии постоянных изменений, причём одним из мощныхфакторов, вызывающих эти изменения, являются сами организмы, приводитДарвина и наблюдения на острове Св. Елены. Этот остров, лежащий в удалении от материка,посреди Атлантического океана, характеризуется довольно специфической фауной ифлорой.

2 октября1836 г. «Бигль» достиг берегов Англии, и в Фалмуте Дарвин покинул корабль, накотором прожил почти пять лет.

Вернувшись вАнглию, Дарвин решил, что, следуя примеру Ляйеля в геологии и собирая факты,имеющие отношение к изменчивости животных и растений как в приручённом, так и вестественном состоянии, можно было бы пролить свет на вопрос о происхождениивидов. В июле 1837 г. Дарвин начинает первую записную книжку, в которую заноситсвои мысли, имеющие отношение в данной проблеме. С этого момента решениепроблемы происхождения видов становитсяцентральной задачей всей его жизни.

Первыегоды после возвращения Дарвин работает над дневником путешествия на корабле«Бигль», который публикует 1839 г., и пятитомной монографией «Зоологияпутешествия».


Чарлз Дарвин

Рассказать друзьям