Александро свирский мужской монастырь. Свято-троицкий преподобного александра свирского мужской монастырь. Пока льются слезы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России великое множество святых мест, которые привлекают не только паломников, но и туристов. Одни храмы расположены посреди мегаполисов, до других необходимо проделать далекий, весьма нелегкий путь.

Одним из таких святых мест, расположенных вдали от транспортных магистралей, но не менее от этого значимым, является Монастырь Александра Свирского.

Официальный сайт обители вы найдёте в данной публикации. Монастырь расположен среди лесов на севере Ленинградской области. Туристы, еще незнакомые с этим святым местом, но желающие попасть на требы, спрашивают — где находится Сиверский монастырь в Спб? Правильное название обители — Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Теперь не заблудитесь!

Вконтакте

История

Монастырский комплекс был основан в конце XV века в глубине непроходимых лесов на берегах Рощинского озера посреди Обонежской пятины на границе новгородских и псковских земель. Жили на этих землях представители финно-угорских народов: карелы, веспы, чудь. Тогда эти земли часто подвергались набегам со стороны как новгородцев, так и псковичей.

Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов - карелов, вепсов, чуди. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского - рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера

Примите к сведению: обитель является одной из старейших на северо-западе России.

Новый монастырь достаточно быстро обрел известность. Сюда совершали паломничества страждущие, ищущие покоя, нуждающиеся в наставлениях. Значимость продолжала расти, со временем свирский монастырский комплекс получил название «Северная Лавра».

История обители неразрывно связана с историей России. Были расцветы, забвения, отречение от всего светского, молитвы, труд, возводились и рушились храмы, годы мира сменялись войной, обители одаривали богатыми дарами, грабили. А потом снова все восстанавливали.

Знаете ли Вы, что: на территории комплекса действовало более 8 храмов, алтари которых были богато изукрашены. Монастырская библиотека хранила богатейшую коллекцию редчайших рукописей. Свирской обители подчинялись более трех десятков малых монастырей.

За годы упадка от святыней и былых богатств сохранялось самое ценное — мощи святого Александра Свирского. А население состояло из нескольких монахов.

Нетленные мощи святого преподобного Александра Свирского

На исходе XX века остатки монастырского комплекса с прилегающими территориями вернулись к святой братии. Но состояние зданий было ужасающим. На восстановление части потребовались десятилетия. Даже сейчас, спустя почти два десятка лет, реставрированы лишь часть. Работы продолжаются. Но монастырь живет, в церквях совершаются службы, на звонницы вернули колокола. Количество паломников с годами увеличивается.

Основатель Александро-Свирского монастыря

Монастырь среди северных русских лесов основал преподобный Александр Свирский, который является уроженцем этих мест.

Родившийся 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян он с юных лет мечтал посвятить свою жизнь служению Богу. В девятнадцатилетнем возрасте, вопреки желанию родителей, юноша отправился на Валаам. В монастырь. По дороге, перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, услышал он таинственный голос, известивший, что на этом месте создаст он обитель

Это интересно: святой Александр, при рождении получивший мирское имя Амос, происходит из крестьянской семьи. Он был третьим ребенком в семье. Мальчик рос не по годам серьезным. Амос был набожным, соблюдал посты, придерживался аскезы. Доходило до того, что его мать Васса просила умерить собственные истязания. Встреча с монахами Валаамской обители определило дальнейшую жизнь юноши: он отправился на Валаам, скрытно покинув отчий дом. По пути на Валаам у берегов лесного озера ему было знамение: когда-нибудь он должен будет возвести храм.

Спустя 13 лет на Валааме Амос принимает монашеский постриг, став Александром. Новоиспеченный монах начинает искать отшельничества, но настоятель обители не торопится благословить Александра. С Божьей помощью Александр получает благословение. Следующие 7 лет он проводит на Святом острове, расположенном в северной части Ладожского озера.

Интересный факт: среди молитв Александру является Богородица, и напоминает об обете возвести храм. Александр отправляется в путь.

На берегу Рощинского озера отшельник устраивает себе скит. 7 лет он прожил, питаясь тем, что было доступно в лесу. Александра искушали падшие духи, но сила живительной молитвы святым огнем очищала душу.

Люди узнали о праведнике от боярина Завалишина, который познакомился с отшельником во время охоты. Встреча так повлияла на боярина, что он стал снабжать преподобного всем необходимым.

Обратите внимание: благодаря молве, к Александру приходили страждущие, ищущие спасения в молитвах и безмолвии. С годами количество людей только увеличивалось. Страждущие объединились и основали монастырь, благодаря велению свыше. Первым настоятелем был избран преподобный Александр.

Жизненный путь преподобного закончился в 1533 году, похоронили его у стен монастыря.

Чудо явления Святой Троицы

В одну из ночей 1508 года, которую Александр, как обычно, проводил в молитвах, ему явилась Живоначальная Троица. Святые мужи повелели ему основать храм, а Святой дух указал место, где его надо возвести. По благословению Преподобный построил сначала Церковь Живоначальной Троицы. Позже на ее месте возвели Свирский монастырь.

Икона «Явление Святой Троицы Александру Свирскому»

Обретение мощей святого Александра Свирского

XVII век в истории Руси известен как Смутное время, он наполнен был трагичными и драматическими событиями: война против польско-литовских захватчиков, смена царской династии, восстановление разрушенных городов, храмов. А так как история монастыря неразрывно связана с историей России, то он сполна пережил набеги, разрушение, разорение. Поляки с литовцами также не оставили в живых монахов. Но после подписания мирного договора с Княжеством Польско-Литовским, земли вдоль Ладожского озера, включая Обонежскую пятину, остались под контролем Русского государства.

Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года. Их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим»

Вновь прибывшие на берега Рощинского озера монахи застали лишь чудом уцелевшую Никольскую церковь. Новый настоятель Феодорит при помощи царственных покровителей начал работы по восстановлению разоренной Свято-Троицкой обители. Известно, что пожертвования на строительство вносили представители династий Рюриковичей, Романовых, Годуновых. Благодаря их помощи были отлиты колокола, возобновлен Троицкий собор.

Стоит отметить: возрождение другого собора – Преображенского, сопровождалось знамениями. Два апрельских дня 1641 года в небе над местом восстановительных работ сияла молния, сопровождаемая раскатами грома. А после при копании котлована для новой стены рабочие обнаружили гроб, над которым земля сформировала свод по образу пещеры.

О находке стало известно проходившему мимо священноиноку. Монах предположил, что это может быть гроб с телом преподобного отца Александра Свирского, поэтому отправился сообщить о ней игумену Авраамию, который тогда был настоятелем обители. Игумен выехал с братией, чтобы увидеть чудо. При вскрытии гроба присутствовавшие братья ощутили благоухание, исходившее от тела.

Примите во внимание: тело Александра Свирского спустя сто лет после смерти было не тронуто тленом. Одежды также сохранились в неизменном виде. Монахи отметили, что кожа приобрела оттенок солнечного янтаря. При этом оно мироточило и испускало запах цветов.

От увиденного братья испытали священный ужас. Они составили описание, при этом особо отметили, что усопший выглядит спящим, но никак не умершим. Полностью были узнаваемы черты лица, которые были такими же, как на иконах, написанных еще при жизни преподобного.

Тело первого настоятеля в одеждах со всеми церемониями перенесли в новый гроб. Старый, в отличие от тела, практически полностью истлел. Целой осталась только доска, на которой лежало тело.

Стоит учесть: для обретенных мощей Царь Михаил Федорович пожертвовал серебряную раку, в которой они хранились до середины XIX века, когда была изготовлена новая. Сейчас фрагменты старой раки находятся в коллекциях Русского музея. Серебряная рака с мощами преподобного Александра хранилась в стенах Преображенского собора, у стен которого они были обретены.

Самые жесткие испытания пришлись на XX век. После Октябрьской революции 1917 года церкви были закрыты, разорены, заброшены. Многие ценности стали основой частных и музейных коллекций, либо попросту были расхищены. Часть святынь была утеряна навсегда.

За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности. В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли комплексу монастыря значительный урон

Важно знать: бесценные экземпляры книг, свитков, хранившихся в монастырской библиотеке, также были либо просто выброшены на свалку или сожжены. Колокола были сброшены со звонниц. Монахи изгнаны или расстреляны.

Здания новые власти передали в ведение светских организаций. Что только здесь не располагалось: больница для душевнобольных, острог, тюрьма, казармы. Были периоды, когда на территории действовал совхоз.

Это интересно: обитель прекратила свое существование в 1925 году. Мощи извлекли из раки. После закрытия монастыря, мощи сначала отправили в ближайший город Лодейное поле, а после они долгое время хранились в стенах Ленинградской Военно-Медицинской академии.

Здания, кроме того, серьезно пострадали во время войны. Немцы ничего не пощадили.

Второе обретение мощей святого

Мощи преподобного были возвращены на место первого обретения в ноябре 1998 года. Событие стало итогом многолетней, кропотливой работы. Работы велись благодаря непоколебимой вере, что их уничтожить невозможно, ведь они отмечены Божьей благодатью. Люди, организовавшие поиски, были уверены, что истинные мощи надежно спрятаны.

После восьмидесяти лет забвения нетленные мощи преподобного Александра Свирского были возвращены в Свято-Троицкую обитель. Там они находятся и по сей день

Полезно знать: почти 80 лет мощи святого хранились в Военно-Медицинской академии. Найденные архивные материалы, проведенные сличительные исследования подтвердили подлинность мощей.

Восстановительные работы в монастыре

В архитектурном плане обитель представляет собой ансамбль из двух комплексов: Преображенского и Троицкого, которые расположены недалеко друг от друга. Храмы построены в новгородском стиле с некоторым влиянием ростовского стиля.

Проведенные работы возродили один из интереснейших памятников древнерусского зодчества XVI века

Стоит отметить: после второго обретения мощей и передачи обители монахам, монастырь начал возрождаться. Сюда вернулись монахи, потянулись паломники.

Восстановительные работы велись на протяжении последних двух десятков лет, на которые потребовали значительные материальные вложения. Реставрационные работы осложнялись тем фактом, что за более чем пятивековую историю здания надстраивались, перестраивались, росписи храмов закрашивались, наносились новые. Также практически не сохранились документы, содержащие данные о первоначальном виде храмов.

Современное состояние

В настоящее время практически полностью восстановлен комплекс, окружающий Преображенский собор. Именно здесь хранятся мощи преподобного Александра. Преображенский комплекс доступен к осмотру, но следует учесть, что этот комплекс служит еще кладбищем для усопших монахов.

Преображенский собор Свято-троицкого монастыря Александра Свирского. Здесь покоятся мощи преподобного Александра Свирского

Возьмите на заметку: впереди работы по восстановлению Троицкого ансамбля, где можно будет увидеть сам собор, красивейшую звонницу и Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня обитель встречает посетителей белоснежными храмами под зелеными куполами с золотыми крестами. Комплекс лаконичен, но от этого его притягательность только возрастает.

Храмы монастыря

На территории обоих ансамблей обители расположено:


Троицкий собор

Изначально был пятиглавым. Прототипом был выбран Иверский собор, расположенный на территории Валдайского монастыря. Современное белоснежное здание с одним куполом зеленого цвета — четвертое по счету. Возведено там же, где Святой Александр после чуда явления Святой Троицы построил храм. Строительство было закончено в 1695 году. Спустя три года храм освятили.

Каменный собор Живоначальной Троицы или Троицкий Собор построен в 1695-1698 годах, но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря в 1509 году

До наших дней сохранились:

  • иконостас с иконами;
  • роспись стен, датируемая началом XVIII века.

Иконостас Троицкого собора Александра Свирского монастыря

Работы по реставрации собора ведутся по сей день. Сейчас можно увидеть восстановленный собор без икон, предметов ритуала, росписи.

Звонница

Звонница о трех ярусах с тремя шатрами была возведена в середине XVII века рядом с Троицким собором. Здание покоится на четырехугольном фундаменте. На верхнем ярусе при строительстве были установлены часы с боем. При реконструкции звонницы, спустя два века, были демонтированы.

Перестройки XIX века лишили звонницу ее неповторимого силуэта: были разобраны оба боковых шатра. Во время реставрационных работ в 1970-х годах ей был возвращен ее первоначальный вид

Сегодня звонница с белыми стенами с колоколами под тремя шатрами также возвышается рядом с храмом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной

Строительство церкви начал сам Святой преподобный Александр. Это единственное первоначальное каменное здание, пережившее события пяти веков.

Возможно, церковь пережила столетия, потому что построена была с верою — сложена церковь из кирпича, что делали сами монахи. А руководил строительством мастер Игнатий, которого для каменного дела прислал из Москвы сам царь Иоанн Грозный.

Нижний этаж служил местом хранения. Здесь также преподобный отдыхал ночами. Церковь имеет одну апсиду.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Александро-Свирский монастырь)

Примите к сведению: архитектурный стиль представляет собой смешение северорусских стилей: суздальского, новгородского, вологодского.

Своеобразны оконные проемы, пропускающие внутрь много света.

Под фундаментом сохранились фрагменты монастырской трапезной – две печи времен основания обители. Эти объекты доступны для посетителей.

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина

Севернее Троицкого собора возведена церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, другое название «Больничная». Заложенная в начале XVIII века, пришла в запустение к началу XX века. Была восстановлена на людские пожертвования. Выглядит миниатюрно по сравнению с собором.

Храм во имя Иоанна Дамаскина в Александро-Свирском монастыре

Преображенский собор и Церковь Захария и Елизаветы

Преображенский храм выглядит более внушительно, чем Троицкий. Пятиглавый собор имеет два придела. Правый придел представляет собой церковь Захарии и Елизаветы, которую зодчие соединили переходной галереей с собором.

Каменный Преображенский собор построен в 1644 году

Обратите внимание: пожар 1784 года уничтожил первоначальное строение, а последующий за ним ремонт полностью изменил облик церкви. Шатровая колокольня, возведенная над церковью, до наших дней не сохранилась.

Здание Преображенского собора является смешением стилей: исходный новгородский стиль при реконструкции был дополнен пристройками в стиле барокко с фрагментами классицизма, присущих византийскому стилю. Он постоянно перестраивался, достраивался. Современный храм представляет собой результат работ по реконструкции, ремонту, длившихся на протяжении всей истории собора. От первоначального здания осталось лишь окно над южным входом, а внешний вид можно увидеть только со стороны апсид – примыкающим с боков пристройками, чья высота ниже высоты основного здания.

Построена над входом в Преображенскую часть обители в XVIII веке. Стиль строения – новгородский. Стены побелены белой краской, купол имеет зеленый цвет.

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Колокольня

В начале XX века как результат работ по благоукрашению на средства благотворителей была построена изящная колокольня по образу византийских храмов. На верхний ярус колокольни водрузили большой колокол, звучащий в трезвучном миноре.

Колокольня Преображенского собора

Колокольня — последнее здание, возведенное перед Октябрьской революцией.

Святыни мужского Александро-Свирского монастыря

Главной святыней являются мощи преподобного Александра Свирского, которые хранятся в правом приделе Преображенского собора. Святыня обладают живительной силой. Приложившиеся к ним люди ощущают, как меняется их жизнь: недуги уходят, проблемы решаются, душа получает облегчение.

Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение в 1998 году мощей - преподобного Александра Свирского. Мощи основателя монастыря обнаружили в Петербурге в анатомическом музее Военно-Медицинской академии. Как только начали служить молебен святому, мощи начали обильно мироточить. Осенью того же года их перенесли в родную обитель

Примите к сведению: к Святому обращаются за исцелением от тяжелых болезней, бесплодия. С молитвами к Преподобному обращаются те, кто решил отойти от светской жизни, принять духовный сан.

Источник Александра Свирского

На территории Преображенской части находится колодец с целебной святой водой. Вода круглый год сохраняет постоянную температуру. Вода из источника тоже помогает при тяжелых недугах.

Информация для паломников и туристов

При планировании поездки или паломничества, необходимо изучить информацию организационного характера. Также следует учитывать, что погода в месте строения обители очень переменчива.

Карта окрестностей Александро-Свирского монастыря

Территориально Свирская обитель можно найти на карте около деревни Старая Слобода Лодейнпольского района Ленинградской области. Ближайший город (около 20 км) – Лодейное поле.

Как добраться

До обители можно добраться как самостоятельно, так и в составе организованных групп.

Через несколько километров после моста через реку Свирь вас встретит на трассе вот такой знак

Проще всего доехать на машине. Из Санкт-Петербурга, Мурманска, необходимо повернуть около указателя «Свирское» на Мурманском шоссе (252-ой км трассы).

Так же из города Лодейное поле на местном автобусе доехать до деревни Старая Слобода, далее около 1 км пройти пешком. До города Лодейного поля можно доехать поездом или на автобусе. Актуальное расписание лучше всего уточнять на ж/д и автовокзалах.

Так же можно воспользоваться междугородними автобусами, следующими по направлению Санкг-Петербург - Петрозаводск — Мурманск, выйти из автобуса около поворота с указателем «Свирское», а дальше нужно пройти пешком почти 6 км по асфальтированной дороге.

Где остановиться

Если поездка предполагается многодневной, то можно остановиться на Паломническом подворье, либо снять номер в деревенских гостиницах. Также на берегах Рощинского озера расположены базы отдыха, на которых также можно снять домик с баней.

Паломническое подворье Александра Свирского монастыря

Лучше всего перед поездкой связаться с паломнической службой монастыря, чтобы заранее уточнить наличие свободных мест.

Где пообедать

В деревне Старая Слобода работают кафе, в которых можно вкусно и относительно недорого поесть.

Кафе и гостиница «Паломник» в деревне Старая Слобода

Также можно приобрести вкусную монастырскую выпечку очень высокого качества. Выпечка сделана с соблюдением рецептуры и технологии производства. Здесь так же можно купить хлеб монастырского производства, который печется по всем канонам хлебопечения. Кроме того, при монастыре работает трапезная для паломников.

Официальный сайт

На сайте размещены данные о монастыре, его истории, времени посещения. В разделе «контакты» можно узнать номер телефона Паломнической службы и адрес электронной почты, благодаря которым можно связаться с монастырскими службами и получить ответы на интересующие вопросы.

Время посещения, расписание богослужений и престольные праздники

Для посещений монастырские комплексы открыты ежедневно с 8 часов утра до 8 часов вечера. Экскурсии внутри храмов проходят только между службами.

По благословению Преосвященного Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, иерей Михаил Желтов совершил Божественную Литургию древним чином/ старым обрядом в Людмиловском единоверческом приходе при «пещерном» храме на подворье Александра Свирского монастыря

Божественные Литургии свершаются по выходным дням с 10 часов утра.

Важно знать: молебны Святому Александру Свирскому свершается только по субботам с 7 часов утра.

Всенощная также проходит только по субботам с 5 часов вечера. Ежедневные службы начинаются с 6 часов утра.

Точное расписание службы лучше всего уточнить в самом монастыре.

Важными престольными праздниками являются:


Правила поведения на территории монастыря

При посещении монастыря действуют те же правила, что и на территориях всех других православных храмов:


Когда открывают мощи преп. Александра Свирского

Доступ к мощам открыт ежедневно в правом приделе Преображенского собора с 10 утра до 5 вечера. В воскресенье доступ открыт с полудня до 5 часов вечера.

Поклонение честным мощам преподобного Александра Свирского, покоящимся в Спасо-Преображенском соборе

Заключение

Посещение Свирского монастырского комплекса позволяет прикоснуться к истокам русской культуры, увидеть образцы исконно русской архитектуры. Приобщение к святым мощам Святого Александра Свирского наполняет душу светом, изгоняя из нее дух безысходности, растворяя уныние. Ищущие исцеления находят его, прикоснувшись к святым мощам. Молитвы помогают тем, кто искренен в своей вере.

Александро-Свирской обители благоволили практически все цари начиная с Ивана Грозного, особо почитавшего преподобного Александра. Правители делали щедрые вклады и пожертвования, благодаря которым монастырь обрел самые большие в Олонецком крае колокола, а также драгоценную серебряную раку

Красоты северного края тоже не оставят никого равнодушным, вызывая желание возвращаться сюда раз за разом. Здесь на берегу тихого озера можно провести несколько дней, которые позволят прикоснуться к вечному, стать чуточку лучше.

— православный мужской монастырь в Ленинградской области, расположен в 21 км от города Лодейное Поле. Основателем монастыря считается преп. Александр Свирский, которому, имел на то повеление свыше.

Александр жил в хижине близ устья реки Свирь, поскольку любил пустынное житие. Однажды, отойдя далеко от своей хижины, он по обыкновению долго молился, и увидел Ангела Господеня, который сказал ему: "Александре, якоже рех прежде, созижди церковь и братию собери, и монастырь устрой; приидут бо к тебе мнози спастися хотяще, ихже ты наставиши на путь спасения". После чего стал невидим.


В 1507 г. произошло еще более дивное событие. Однажды ночью, - когда Преподобный Александр, по своему обычаю стоял на молитве в отходной пустыне, внезапно келию озарил несказанно яркий свет. Преподобный с удивлением размышлял про себя: "что из этого должно быть?" И вот явились ему три мужа, одетые в весьма светлые белые одежды. Видом они были благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца, неким невыразимо славным небесным светом. Каждый из них имел в руке посох.

В житии сказано, что "Преподобный, видя их, весь затрепетал, будучи объят страхом и ужасом. И спустя немного времени, придя в себя, поспешил поклониться им до земли. Они же, взявши его за руку подняли, говоря: "Уповай, блаженне, и не бойся". - Преподобный обратился к ним с такими словами: "Господие мои, аще обретох благодать пред вами, поведайте мне, кто есте вы, иже в таковей сущу славе и святости не преобидесте приити к рабу вашему; ибо николиже видех кого в таковей славе, якоже вас вижду". На что они ему отвечали: "не бойся, мужу, желания, яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести"".

Когда же преп. Александр вопросил у Господа во Имя кого поставить храм, то Он ответил ему: "Возлюбленне, якоже видиши в триех лицех глаголюща с тобою, созижди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы". Затем опять сказал: "Азъ же ти мир Мой оставляю, и мир Мой подам ти". После чего Преподобный увидел Господа, распростертыми крыльями, как бы ногами, идущими по земле; и затем Он стал невидим"".

После этого преп. Александр часто размышлял, как и на каком месте поставить церковь. Ему снова явился Ангел в мантии и куколе, стоя на воздухе с рапростертыми крыльями. Он показал ему место для устройства церкви, крестообразно обозначив то рукою, и стал невидим. На этом месте и был поставлен крест.

В 1508 году была построена деревянная церковь, а в 1526 году – каменная церковь Живоначальной Троицы.

По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр всячески старался быть незаметным, смиряя себя во всем: он ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Однажды, в ожидании Праздника Пресвятой Троицы, случился недостаток воды, необходимый для хозяйственных потребностей. Бывший тогда келарь сообщил преподобному, чтобы тот дал распоряжение кому-нибудь из братии сходить за водой. Преп. Александр сам немедленно пошел к озеру и стал носить в пекарню воду. Незанятые трудом братия, услышав об этом, поспешили выйти из своих келий, прося прощения у преподобного и тут же взявшись за помощь.
В монастырь начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Многие из знатного рода приходили к нему, прося благословения, святых молитв и жертвуя из своих средств на устройство монастыря. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский.


В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел немного отдохнуть в келии, причем сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Тотчас раздался сильный голос: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Преподобный поспешил выйти в сени своей келии, где его осиял великий свет, сиявший также над всем монастырем. Преподобный, взглянув, увидел над основанием Покровской церкви сидящую на Престоле Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель: "Востани, избраниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкве Моея зане услышася уст твоих молитва, ктому прочее да не скорбиши! А еже молился еси о ученицех твоих и о Обители твоей, се Отныне всем изобиловати имать: и не токмо при животе твоем, но и по отшествии твоем неотступна буду от Обители твоея, подающи потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи. Смотри же и виждь опасно, колико инок сошедшихся в паству твою, иже тобою имут быти наставлени на путь спасения, о Имени Святыя Троицы". И тут прп. Александр увидел множество своих иноков, идущих на основание церкви Ея. Одни несли камни, другие - кирпичи или что иное для построения церкви. Пречистая снова обратилась к преподобному: "Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкве Моея, во Имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея". Действительно, первой каменной церковью в обители стала Покровская церковь.


За год до своего отшествия в мир иной преп. Александр проразумел Духом Святым свою приближающуюся кончину. С тех пор он постоянно поучал братию в делах благочестия: "должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати, но кийждо ближнему своему во благое к созиданию". Известно, что впоследствии до пятнадцати учеников преп. Александра Свирского были прославлены Русской Православной Церковью.

Каменная церковь Покрова Божией Матери была построена в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.



Перед своей кончиной преп. Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преп. Александр преставился 85 лет 30 августа 1533 г.


В Смуту, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий. Вскоре местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. Игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенная шведами и поляками в 1618 году, также воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг.

В целом, к 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы - матери первого Государя из дома Романовых. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни.
В 1641 г. при перестройке церкви Преображения мощи преп. Александра были обретены нетленными. Это сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля был необыкновенно сильный гром, а молния сияла даже на земле. 17 апреля во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Братия, как повествует древнерусская летопись, «открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда стали служить молебен, тело Преподобного, бывшее захороненным 108 лет назад, покрылось каплями мира, распространявшего вокруг сильное благоухание.


10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа и др. мощи были тщательно обследованы. «Иерарх снял схиму и параман, раскрыл перси и руки Преподобного...» Таким образом убедились в нетленности тела и в том, что мощи принадлежат первому игумену Свирской обители Преподобному Александру. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали, как у новопочившего - правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону».

Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор.


В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы. Их разобрали в XIX веке при перестройке звонницы.


В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. К концу 19 века корпус на западной стороне имел длину 72 саж. В нем содержались: а) Архиерейские покои с домовою при них церковью во имя Святителя Николая, б) Губернаторское помещение, в) 46 комнат для помещения богомольцев и мастеровых из братии и г) внизу 4 мастерские. Корпус на восточной стороне, длиной 68 саж., включал в себя: а) гостиную для приема богомольцев, б) странноприемную, в) трапезы для богомольцев, мужскую и женскую, г) кубо-грейную и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — 48 комнат. Корпус со святыми воротами на южной стороне, длиной 48 саж., содержал: 8 келий, две мастерские и два сарая.


В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1685-1668 г. при игумене Макарии построена Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы.

Церковь прор. Захарии и Елизаветы

Церковь была построена иждивением дьяка Захарии (Богдана) Силина к южному фасаду собора, соединяясь с ним сводчатой галереей, а к храму была пристроена шатровая колокольня, ныне утраченная.


Тот же благочестивый человек завещал в монастырь свой дом со двором и постройками в Москве у Никитских ворот и образ Преподобного Александра в серебряной ризе в иконостас Преображенского собора.

Доехать можно на автомашине по Мурманской трассе — 260 км, поворот на с. Свирское, или на электричке до Лодейного Поля (с автовокзала — автобус), а там местный автобус до с.Свирское. Монастырские ворота открываются в 6.00 (Вс. и Пн. - 8.00) и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20.00.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в местечке Старая Слобода, неподалеку от города Лодейное поле в Ленинградской области, Лодейнопольском районе.

Монастырь известен тем, что в нем хранятся мощи преподобного Александра Свирского .

Преподобный Александр Свирский был канонизирован всего через 14 лет после своей смерти, такой почести удостоились лишь немногие русские святые.
После его канонизации остались еще в живых свидетели его праведных деяний и его ученики, поэтому Житие преподобного Александра Свирского написано с большой достоверностью.
Этот монастырь — известнейшая и очень почитаемая национальная святыня и место, в которое стремится практически каждый православный христианин.

Монастырь Александра Свирского как доехать

Мы разведали как доехать до монастыря Александра Свирского на машине в рамках нашего .

Еще этот монастырь называют «Северной Лаврой».
Когда молодой Александр достиг зрелости, родители его захотели женить, но он жениться не хотел, а все мысли его были нацелены на то, чтобы уйти в монастырь. Александр ушел из дома и пошел на Валаам, по пути он встретил Валаамских иноков и долго беседовал с ними.

И вот, на пути к Валааму, на берегу Рощинского озера, после того, как он перешел через реку Свирь, Александр вдруг услышал таинственный голос, который сказал ему, что на этом месте предстоит ему создать обитель.

Преподобный дошел до Валаама и провел там 10 лет, но однажды во время молитвы, святой Александр услышал вдруг божественный голос, который направлял его для его же спасения на показанное ему прежде место, на юго-востоке, на берегу реки Свирь.
Таким образом, созданием своим монастырь обязан Преподобному Александру Свирскому.
Монастырь знаменит тем, что здесь Преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица.

За всю историю человечества, как свидетельствуют источники, Троичный Бог всего лишь дважды открывался человеку.
Первый раз это случилось со святым Авраамом у Мамврийского дуба и означало великое милосердие Божие к роду человеческому.
Второй же раз явление животворящей троицы случилось у нас, на земле русской со святым преподобным Александром Свирским.

На месте явления Святой троицы сейчас стоит часовня и можно взять песочек, который освящен местом явления Троицы.
Песочек специально насыпан здесь, чтобы люди могли забирать его и прикладывать к больным местам.
Известны многочисленные случаи исцеления с помощью песочка Александра Свирского .
Песочек постоянно подсыпают и он становится святым на этом месте.
После кончины Александра Свирского, больные люди приходили к гробу, с верою припадали к нему и исцелялись от многих телесных недугов, таких как слепота, немота, параличи, бесплодие, бесноватость, наркомания и многих-многих других болезней.

Именно поэтому, монастырь знаменит нетленными мощами Преподобного Александра Свирского .
В раке лежат нетленные мощи и видно, что это мощи чудесного, необычного, какого-то неземного человека.
Тело преподобного Александра Свирского нетленно уже 500 лет.

У раки с мощами Преподобного Александра Свирского совершались раньше и совершаются в наше время великие чудеса и исцеления даже от самых тяжелейших болезней.
Мощи Александра Свирского с виду напоминают живое тело очень старого человека.
Мощи благоухают, это благоухание вызвано мироточением – выделением из кожи благоухающей жидкости, которая называется миро и при испарении издает чудесный аромат.
Благоухание это разносится по храму, когда святые мощи открывают, а открывают их достаточно часто, по большим Церковным Праздникам, что совершенно не оказывает влияния на сохранность мощей.
Мощи Преподобного Александра Свирского были обретены 2 раза.

В первый раз нетленные мощи святого были обретены в 1641 году, тогда разбирали старую церковь над гробницей Александра Свирского. На этом месте собирались поставить новую, каменную церковь.

Когда вскрыли гроб, обнаружили, что, в совершенно целом гробе лежало совершенно нетленное тело в нетленных одеждах, а вокруг разлилось благоухание.
В 1918 чекисты, которых послали ликвидировать мощи, расстреляли защищавших святыню монахов и вскрыли раку с мощами, обнаружив все те же нетленные мощи, которые в конечном итоге перевезли в Петроград и поместили в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии.

В 1997 г. Александро-Свирский монастырь инициировал розыск мощей и, с Божьей помощью, в 1998 г. мощи были обретены во второй раз.

Особенностью этого монастыря XV в. является то, что имеет он две части – Преображенскую и Троицкую.
Их связывает недлинная дорога вдоль Рощинского озера.

Колодец, выкопанный Преподобным Александром Свирским, находится на территории Свято-Троицкого монастыря, неподалеку от входа в Свято-Преображенский монастырь. Над колодцем находится Надкладезная Водосвятная Часовня, где всякий желающий может с верой и молитвой благоговейно вкусить святой воды.

В Троицком соборе сохранилась роспись, выполненная в 1715 году. Утверждают, что фрески являются самообновляемыми и ни разу не реставрировались.

Posted СР, 03/09/2014 - 06:25 by Кэп

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, памятник архитектуры.
Расположен в 21 км от города Лодейное Поле на берегу Рощинского озера ().
Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Вскоре у Александра Свирского появились ученики. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.



Небольшая каменная Покровская церковь с трапезной в Троицкой части — наиболее древнее строение обители. Она была построена при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III.

С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.
В 1764—1786 годах Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии.

С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.
Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец.
В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница.

Восстановление обители началось в 1997 году.
Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.



Святой Александр Свирский
В истории человечества известно два величайших явления милосердного Бога телесному взору, отраженных в иконографии, - ветхозаветному праотцу Аврааму у Мамврийского дуба и русскому святому, преподобному Александру Свирскому. В глухих девственных лесах Карелии более чем 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, и до сих пор мы можем ощутить на месте этого события особую, или, как говорили в прежние времена, «сугубую», благодать.
Именно здесь, на этой Святой земле, второй Палестине, где произошло богоявление, был построен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Преподобный Александр — один из немногих русских святых (по происхождению - вепс), который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называеться, "по горячим следам" и отличается особой достоверностью, в нем нет "благочестивых схем", оно отражает неповторимый лик святости "всея России чудотворца Александра".


Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца
(Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня)
Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.
Преп. Александр Свирский чудотворец Р одился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на "северный Афон". , на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году.
Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися". Великий свет указал ему место на юго-востоке, на . Это было в 1485 году.
Там он нашел "бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше". Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, "а зелием зде растущим". Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого. Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому

нетленные мощи преподобного Александра Свирского

На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из уст их святой услышал повеление: "Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти".
На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.


За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.
"За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.
Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами".

Троицкий собор (XVII век) Александро-Свирский монастырь

Покровская церковь с трапезной (XVI век)

Трёхшатровая звонница (XVII век)

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.
Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).
Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель - архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.

Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться, — обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория Преображенского и Троицкого комплексов, налажена богослужебная жизнь обители.



Краткое описание монастыря на начало XX в.
Александро-Свирский Монастырь находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, на правой стороне реки Свири, в 6 верстах от оной, в 16 от города Лодейного Поля, в 84 от города Олонца и в 20 верстах от Ладожского озера, при большой почтовой дороге из Лодейного поля в Олонец и Петрозаводск. Окружающий монастырскую местность со всех сторон сосновый бор, близость реки Свири и находящиеся при монастыре два больших озера: Рощинское и Святое, возвышенное и сухое местоположение — все это придает Свирскому монастырю и занимаемой им местности красивый вид и способствует здоровому, благорастворенному воздуху.

Основание Свирского монастыря относится к 1506 г. по Р. Х. Основателем и первым игуменом монастыря был преподобный и богоносный отец Александр — как это видно из жития преподобного, написанного через 11 лет после кончины его одним из ближайших учеников его, игуменом Иродионом.
О первоначальной истории Свирского монастыря сохранилось весьма немного сведений; давность времени, а главное — бывшее в половине XVII столетия разорение монастыря, известное по монастырским записям под именем «Литовского разорения», а также пожар 1784 г., истребили много драгоценных памятников и документов, относящихся к истории монастыря, особенно первых времен его существования.
Вид Александро-Свирского монастыря. Олонецкой губ. и уезда. Сама обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется — Троицким, а другой, где была отходная пустынь преподобного, — Преображенским.

Троицкий монастырь со времен самого преподобного и до 1764 года служил местом жительства свирских иноков с настоятелем во главе. В 1764 году, с учреждением в Олонецком крае викариев С.-Петербургских, именовавшихся Олонецкими и Каргопольскими, оный монастырь был назначен местопребыванием викарных епископов, с помещением в нем консистории и семинарии; Троицкий собор обращен в кафедральный, а Преображенский монастырь, по учрежденным в 1764 г. штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем, с наименованием Троицкого Александро-Свирского монастыря.
Через 24 года, т. е. в 1787 году, Троицкий монастырь, с закрытием Олонецкого викариатства, остался за штатом и приписан к Александро-Свирскому монастырю; с коего времени и состоит под присмотром настоятелей Александро-Свирского монастыря. С 1803 г. по 1870 г. в Троицком монастыре помещалось Духовное училище.
Со времен основателя и первого игумена — преподобного отца Александра, до времени учреждения штатов, т. е. до 1764 г., Свирский монастырь был общежительным, а с 1764 г. по 1800 г. в нем существовало штатное положение. В 1800 г. вторично восстановлено общежитие, продолжавшееся до 1873 года, в котором, с назначением настоятелями Свирского монастыря Олонецких епископов, он опять сделался штатным и был таковым весь период епископского настоятельства, т. е. до 1890 г., в коем, указом Святейшего Синода от 8 июля за № 2,242, определено: «Александро-Свирский Монастырь, отчислив от личного управления архиерейского, оставить по-прежнему самостоятельным, под управлением архимандрита, с тем чтобы братия сей обители во внутренней своей жизни руководствовались правилами общежития, издавна в ней существовавшими».
Так Свирская обитель в третий раз стала общежительною; штатное же положение, дважды водворяемое в обители, приводило ее в крайне печальное состояние, как это видно из монастырских архивных дел.

Монастырские здания.
I. В Троицком монастыре.
Александро-Свирский монастырь. Олонецкой губ. Троицкий собор и церковь Прп. Иоанна Дамаскина.
1. Троицкий собор, уже четвертый на том месте, где первоначально построена была преподобным Александром, по повелению Божию, церковь во имя Св. Троицы. Он построен в 1695 году, при архимандрите Гермогене, и освящен 29 августа 1698 г. Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. В нем имеется придел святых апостолов Петра и Павла. В 1708 г. собор внутри украшен стенною живописью, при бывшем тогда архимандрите Феодосии. Живопись эта была возобновлена при архимандрите Павле, в пятидесятых годах прошлого столетия *). В 1892 г. настоятелем о. архимандритом Агафангелом произведен значительный ремонт всему собору, как снаружи, так и внутри.
2. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с трапезою, начатая строиться еще самим преподобным Александром *). Под этою церковью, под каменными сводами ее, от времени уже почерневшими, сохранились следы монастырской братской кухни первых времен, а именно — две громадные печи, каждая в 5 1/2 аршин шириною; эти памятники древности можно видеть и до сих пор.
3. Колокольня между Троицким собором и Покровскою церковью; когда построена — неизвестно, но надо полагать, что вместе с Троицким собором.
4. Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, при северной стороне ограды, когда-то бывшая больничная, построена в 1716 году. Церковь эта от времени была пришедши в полнейшее разрушение, но, благодаря усердному старанию нынешнего настоятеля, о. архимандрита Агафангела, и щедрым пожертвованиям от разных боголюбивых благотворителей, в 1896 г. она вновь возобновлена и украшена стенною живописью; а в ней устроено вечное (неусыпное) чтение Псалтири о благодетелях святой Александро-Свирской обители.

5. Двухэтажный, с воротами, корпус на западной стороне, длиною 72 саж., в коем: а) Архиерейские покои с домовою при них церковью во имя Святителя Николая, б) Губернаторское помещение, в) 46 комнат для помещения богомольцев и мастеровых из братии и г) внизу 4 мастерские.
6. Двухэтажный корпус на восточной стороне, длиною 68 саж., в коем: а) гостиная для приема богомольцев, б) странноприемная, в) трапезы для богомольцев, мужская и женская, г) кубо-грейная и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — всего 48 комнат.
7. Двухэтажный, со святыми воротами, корпус на южной стороне, длиною 48 саж., в коем: 8 келий, две мастерские и два сарая *). Все эти три корпуса в последнее время настоятельства епископов представляли из себя жалкий вид и приближались к разрушению. Церковные здания тоже требовали капитальных ремонтов; но Всеблагой Бог, по молитвам угодника Своего преподобного Александра, помог нынешнему настоятелю, отцу архимандриту Агафангелу, привести весь Троицкий монастырь в подобающее святому месту благолепное состояние, и древняя обитель стоит, как будто только что вновь отстроенная. Площадь, занимаемая Троицким монастырем, заключает в себе 4064 квадратных сажени.


II. В Преображенском монастыре.
Александро-Свирский монастырь. Олонецкой губ. Вид Преображенского собора, в котором почивают мощи Прп. Александра Свирского чудотворца.
1. Преображенский собор, где почивают св. мощи преподобного Александра, Свирского Чудотворца, с приделом во имя его. Сей собор построен в 1641 году, при игумене Авраамии, а придел в 1716 году. В 1900 г. отцом архимандритом Агафангелом к западной стороне собора сделана пристройка на 4 саж. в длину, шириною 7 саж., высота в уровень с собором. Пол сделан деревянный; для братии устроены хоры с деревянными точеными перилами. Весь храм как снаружи, так и внутри отделан заново; стены, своды и полы окрашены масляною краскою. В 1903 и 1904 годах весь собор расписан внутри живописными изображениями; отделан заново придел и также расписан. Иконостасы вновь вызолочены и местами исправлена резьба; иконы все возобновлены.
2. Церковь св. пророка Захарии и Елисаветы, вблизи собора, с небольшою над нею колокольнею, построена в 1668 году, при игумене Макарии. В 1899 г. попечением о. архимандрита Агафангела церковь эта как снаружи, так и внутри отремонтирована.
3. Часовня при монастыре, в память явления Святой Троицы преподобному Александру, выстроена в настоятельство архимандрита Павла; в настоящее время как снаружи, так и внутри возобновлена.
4. К западной стороне ограды помещается новая каменная массивная колокольня, довольно изящной архитектуры; высотою от основания 21 сажень; выстроена в 1903-1904 годах неутомимым в деле благоукрашения Свирской обители настоятелем отцом архимандритом Агафангелом на средства, приобретенные от разных благотворителей *).

Получил название монастырь и св. Александр Свирский

О внутреннем состоянии обители, монастырском хозяйстве и о средствах к содержанию.
ведение общежительного устава благотворно отозвалось на Свирской обители. Братии в настоящее время с проживающими на монастырском испытании и «богородниками», т. е. призреваемыми, более 200 человек, в том числе: иеромонахов, считая с находящимися на монастырском подворье в С.-Петербурге, 19 человек (из них 2 игумена и 1 иеросхимонах), иеродиаконов - 12, монахов - 18, рясофорных послушников - 20, богородников - 150 человек, из коих 40 малолетние, преимущественно сироты из крестьян ближних приходов Олонецкого уезда.
Каждый из братии, трудясь по мере сил своих на общую пользу, получает от монастыря все потребное для жизни. Имеющие священный сан кроме своих священнослужительских обязанностей исполняют и другие должности, как-то: казначея, духовника, ризничего, эконома, рухлядного, и другие.
Монахи, послушники и богородники, смотря по способностям каждого, проходят данное им послушание, как-то: певческое, пономарское, звонарное, трапезников, гостинщиков, привратников и проч.; другие работают в мастерских: столярной, слесарной, малярной, кузнечной, переплетной, портняжной, сапожной и других, а некоторые читают посменно Псалтирь по усопшим благотворителям, трудятся в просфорной, хлебной, поварне, возят дрова, варят квас, прислуживают старшим, больным и богомольцам на гостинной, или подвизаются на других хозяйственных занятиях. Из малолетних 28 человек находятся в числе певчих, а прочие обучаются различным мастерствам.
Богослужение совершается со всею точностью по церковному уставу. Утреня начинается в 4 часа и продолжается до половины 7-го часа; после утрени сряду же бывает ранняя литургия, поздняя литургия начинается в 9 часов и продолжается до 11-ти. Вечерня зимою бывает в 5, а летом в 6 часов. После вечерней трапезы в церкви читается правило, состоящее из молитв на сон грядущий, помянника и молитв Иисусовых, с поклонами, по образцу правила, совершаемого в Валаамском монастыре. На воскресные и праздничные дни малая вечерня начинается в 5 часов, и после повечерия с канонами и акафистом, сряду же, не выходя из церкви, начинается всенощное бдение, которое иногда оканчивается около полуночи.

озеро на берегу монастыря

В обители существует довольно порядочная аптека, которою заведует постоянно находящийся при ней фельдшер. Всем заболевающим из братии, а равно и богомольцам, оказывается немедленно медицинская помощь. А также приходящим из ближайших селений бедным жителям бесплатно отпускаются необходимые медикаменты и подаются нужные врачебные советы.
Хозяйство Александро-Свирского монастыря заключается в хлебопашестве, огородничестве, сенных покосах, лесной даче и скотоводстве.
Пахотной земли 108 десятин; но земля песчаная, требующая весьма большого удобрения; получаемого с ней хлеба никогда не бывает достаточно на годовое продовольствие, даже и при хорошем урожае.
Под огородом около 8 десятин; овощей, получаемых с огорода, каждогодно хватает на годичное продовольствие братии и богомольцев, даже еще излишек их идет на продажу. Под покосами 141 десятина; сенные покосы на Свирских пожнях хорошие, но, по отдаленности от монастыря, требуют бдительного надзора за рабочими людьми. Количества сена, заготовляемого на них, даже с прибавкою яровой соломы, не бывает достаточно для прокормления всего скота.
При монастыре имеется до 40 лошадей с жеребятами, и до 100 голов рогатого скота.

_______________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://svirskoe.ru
Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 608-610. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
Сойкин П. П. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 153-154. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1
Свирский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Галкин А. К. Александро-Свирский монастырь как резиденция викарных епископов и центр духовного образования // Санкт-Петербургские епахиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 11-15.
http://www.svetochtour.ru/
Сайт Википедия
Справочник паломника.

  • 13059 просмотров

В поездке в Санкт-Петербург и по области моих дочерей интересовали мощи Александра Свирского. 20 марта у старшей дочери Лены был день рождения. После окончания Божественной Литургии в в Химках ей от имени прихода вручили подарки и пропели многая лета. После обеда мы сели на скоростной поезд «Сапсан» и через 3 часа 50 минут были в Санкт-Петербурге. Данный этап путешествия особых впечатлений не оставил.

Паломничество к нетленным мощам прп. Александра Свирского

Эта поездка стала возможной только с Божьей помощью. Еще за 30 минут до прибытия в Санкт-Петербург Лена позвонила в компанию «Мост» насчет такси, ей ответили: «Перезвоним позже». Не дождавшись обещанного звонка, она снова связалась с диспетчером, которая ей сказала: «На вашу заявку никто не откликнулся». Не успела Лена расстроиться, как ей на телефон пришло СМС: «Белая Лада Гранта номер …». Водитель — высокий мужчина в годах заявил: «В один конец не поеду. Туда очень далеко. Мне не выгодно». На что Лена обрадовано сказала: «А нам и нужно такси туда и обратно». Итак, интересы обеих сторон полностью совпали. Таксист позже нам рассказывал, что он давно обратил внимание на этот заказ. Были сомнения. А потом что-то заставило взять его буквально в последние минуты. Все вместе мы согласились – это не иначе, как Божий промысел. Загрузили вещи и поехали по отличной скоростной трассе Санкт-Петербург - Мурманск. Впереди было 267 км пути.

Водитель такси

Рыбкин Владимир, возраст 52 года, бывший военный. На меня мужчина произвел хорошее впечатление. В молодости он принимал участие в юниорских чемпионатах СССР по биатлону. Входил в состав сборной юниоров Советского Союза.

Мы с ним вспоминали известных спортсменов той поры, о которых я только читал и видел в журналах кинохроники. А вот Владимир общался с ними лично: тренировался под руководством 4-х кратного олимпийского чемпиона А.И. Тихонова. Был знаком со знаменитым Виктором Маматовым – 2-х кратным олимпийским чемпионом (в то время он был Президентом Федерации биатлона СССР).

Дорога и размещение в гостинице

Дорога заняла чуть больше 3 часов. Владимир в эти места ехал в первый раз, поэтому использовал навигатор. Шоссе отличное. Оно огибает юг Ладожского озера и направляется в сторону северо-востока. На всех перекрестках стоят указатели, есть дорожная разметка. На одной развилке Лена заметила указатель на Тихвин и запомнила это. Часто попадались мосты через крупные реки. На навигаторе было видно обилие водных артерий и озер. Мы приближались к границе с Карелией, а она славится своей .

Гостиничный комплекс «Свирский»

Приехали в Свирск уже ночью. Лена заранее забронировала места в гостиничном комплексе «Свирский», который расположен в непосредственной близости от монастыря. Мы вчетвером заселились в 6-местный номер, который был оборудован двухъярусными деревянными кроватями. Постель аскетичная (жесткая). В комнате было тепло, хотя входная дверь открывается прямо на улицу. До туалета с душем нужно идти по улице (открытая веранда с навесом и дощатыми полами). А утром на улице было 17 град. мороза. Так что без теплой одежды не добежишь.

Первые впечатления от монастыря

Утром мы порадовались тому, что здесь тишина. Небо было чистое и усыпано звездами. Вокруг . Нет привычной городской суеты. Не удивительно, что люди уже в течение 500 лет стремятся сюда за утешением и исцелением. Нелишне заметить, что в XIX веке тут подвизался будущий святитель и духовный писатель знаменитый Игнатий Брянчанинов.

Рощинское озеро

Монастырь расположен на возвышенном берегу живописного Рощинского озера. Восстановленные строения радуют своим обликом. В них видятся архитектурные задумки зодчих. Но объем будущих реставрационных работ еще большой.

Служба начиналась в 6 часов утра. Сам монастырь состоит из двух частей: Преображенской (здесь находится Преображенский собор с мощами преподобного Александра Свирского , часовня Святой Троицы, трапезная, братское кладбище и церковная лавка) и Троицкой (с Троицким собором и Храмом Покрова). Именно Преображенская часть монастыря, на момент нашего посещения, была средоточением жизни. Здесь проживает братия, ведутся службы, трапезничают паломники.

Утренняя служба

Утренняя служба длилась 3,5 часа. Она состояла из полуночницы, утрени и часов с изобразительными З. Были прочитаны первые 5 глав Святого Евангелия от Матфея. Большое число земных и поясных поклонов, которые выполнялись при возгласе священника: «Боже, ущедри ны…». Эти поклоны – особенность великопостных служб. Мне они трудно даются. Особенно, если я опускаюсь и встаю на колени с помощью одной ноги. Но когда есть много свободного пространства (а молящихся в это утро в храме было крайне мало), я с легкостью выполняю их, опускаясь и вставая одновременно на обе ноги.

Мощи Александра Свирского. Неожиданность с моей правой рукой

Мощи Александра Свирского

К открытым нетленным мощам преп. Александра Свирского мы прикладывались дважды: во время утреннего богослужения после братского молебна и, неожиданно для нас по милости Божией и молитвам прп. Александра, после окончания службы. В первое прикладывание я не очень хорошо подумал о них и через некоторое время у меня … начал локоть правой руки. Причем боль постепенно усиливалась. К концу службы я с большим трудом мог накладывать крестное знамение. Во время второго прикладывания я просил прощения и помощи у святого, но боль становилась только сильнее. Что это? Кара за недостаточное покаяние во время Великого Поста и неуважительное отношение к мощам? Ответ я получу на следующий день. Разъяснение мне даст священник в Вырице.

Службу вел духовник монастыря иеромонах Игнатий. Он обладатель запоминающейся внешности, роскошной бороды и мягкого голоса. Выглядит необыкновенно ласковым, добрым, приветливым. Я бы с удовольствием исповедовался у него, чтобы спросить его о внезапно разболевшейся руке. Но исповеди в это утро не было.

Экскурсия по монастырю

После окончания службы Лена заказала экскурсию, и мы совершили 1,5 часовую экскурсию по обоим комплексам обители Александра Свирского . Экскурсовод – Ольга.

Часовня Святой Троицы

Она подробно рассказала о житии прп. Александра Свирского, истории обители. Ольга показала нам часовню, где прп. Александр сподобился видеть Пресвятую Троицу в образе трех блистающих мужей. Лена была сильно впечатлена этим фактом, ведь только два человека в истории всего человечества, сподобились видеть Бога в Трех Ипостасях. Это наш праотец Авраам и прп. Александр Свирский. Сначала мы обошли территорию Преображенской части, потом перешли в Троицкую.

Троицкий собор

Огромное впечатление произвел Троицкий собор. Он не отапливается, поэтому холодный в это время года. Службы в нем ведутся только летом. У экскурсовода был ключ, и мы поднялись по крутым многочисленным ступеням каменной лестницы.

Роспись сводов в Троицком соборе Свирского монастыря

В храме особенно понравились настенные фрески на библейские сюжеты.

Роспись в Троицком соборе

Основное повествование – евангельские сцены, но на меня произвели впечатления красочные картины рая и ада на западной стене. Ольга объяснила, что стены никогда не обновлялись и не реставрировались, поэтому все изображения сохранились в первозданном виде с начала 18-ого века. Фрески, с их насыщенностью цветов и стойкостью, сохранились благодаря составу натуральных красок. А еще при Троицком соборе есть специальная зона, куда выходили оглашенные когда начиналась Литургия верных.

Наши впечатления от монастыря Александра Свирского

Осмотрели и другие достопримечательные места Троицкой части обители Александра Свирского : храм Покрова, Церковь Пресвятой Богородице с небольшой кельей, где молился преподобный. В этой части комплекса ведутся восстановительные работы.

Я, экскурсовод Ольга и Ирина на подворье женского монастыря

Монастырь нам понравился. Неторопливые службы с внятным чтением молитв и Псалтири. Величественные храмы. Старинные иконы. Нетленные мощи великого угодника Божия. В будний день здесь немноголюдно. Батюшка Александр встретил нас с распростертыми объятиями. Испросил у Бога для нас солнечный теплый день (и это после бодрящего морозного утра), одарил просфорами (сначала Лена купила, а потом нам дали целый пакет совершенно бесплатно), показал сокровенные места через интереснейший рассказ экскурсовода и вкусно накормив (вообще понедельник у них – санитарный день, но в этот день они работали), отпустил домой, Лена обменялась с экскурсоводом данными для будущих поездок. Еще раз все мы на собственном опыте убедились, что в этот день Сам Господь незримо присутствовал с нами и помогал нам немощным, укрепляя и исполняя желания во благих.

Поездка в Тихвин

Взяв немного целительного песка из часовни Святой Троицы, пополнив запасы святой воды в Водосвятной часовне и плотно покушав вкусных постных блюд в трапезной, мы тронулись в обратный путь. Еще раньше Лена за дополнительную плату договорилась заехать в Тихвин, чтобы приложиться к чудотворной иконе Божьей Матери Тихвинская. Посещение мужского Тихвинского Богородичного Успенского монастыря запомнится надолго. Во-первых, сам монастырь такой солнечный, радостный, яркий.

Тихвинский монастырь звонница

Во-вторых, удобно расположен и необычный по архитектуре, особенно звонница.

Успенский собор Тихвинского монастыря

Святыня хранится в большом, красивом, древнем Успенском соборе.

Посещение Успенского собора

Здесь же есть частицы мощей нескольких святых. Мы приложились к иконе и к частицам мощей, а Ирина прочитала акафист Пресвятой Богородице. Чудотворную Тихвинскую икону по легенде написал евангелист Лука еще при жизни Богородицы. А в соседнем храме, Церковь Вознесения Господня, оказалась часть десницы великомученика Георгия Победоносца, моего Небесного покровителя.

При монастыре — трапезная, где дочери накупили разных вкусностей на ужин. И даже квас монастырского производства. Квас оказался достойным, как и капустные котлеты.

Ночью Владимир высадил нас около гостиницы, которую Лена забронировала через интернет. Здесь нас ждали.. Дали ключи от 3-местного номера с туалетом, душевой кабинкой и телевизором. В конце коридора небольшая кухонька, где есть обеденный стол, электрический чайник. В стоимость входят легкие закуски, фрукты, напитки. Перекусив, счастливые и довольные мы легли спать.

2016 — 2017, . Все права защищены.

Рассказать друзьям