«Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: - презентация. Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — слове

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Значение риторики в развитии ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаемся диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия по риторике одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место”, - утверждал Б.М. Телов.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только узнает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями предполагаемого курса являются:

Развитие уникального человеческого дара – дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

Развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение;

Основные задачи курса обучения риторике детей в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить с нормами русского литературного языка;

Формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения, помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми, сверстниками;

Приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоить формы речевого общения и этикета (монолог, диалог), (развитие связной речи);

Способствовать положительной социальной адаптации ребенка к окружающему миру, развивать чувство эмпатии к уверенности в себе, преодолевать застенчивость, робость, страх;

Способствовать выходу психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности через коррекционную работу,

3. Формировать основы будущей рефлексии;

Способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляций, самоконтролю за своими особенностями и особенностями других людей, учитывать их в ходе общения;

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение и самопознание,

4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на другого человека.

5. Преодоление барьеров общения, снятие психологического напряжения.

Риторика речи детей дошкольного возраста

(в схемах)

Считаем необходимым представить в качестве дополнитель­ного материала «Риторику речи детей» в схемах: «Речевая этика», «Тех­ника речи», «Речевые опыты».

Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной этики и работу над правилами речевого этикета.

Техника речи - работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, ее мелодикой.

Речевые опыты - работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и прак­тического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий, например, в работе по картам Проппа, фанта­зиям Дж. Родари и иному.

Риторика в детском саду: "Речевая этика", «Техника речи», « Речевые опыты»

Екатерина Никитина
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста

"Риторика для малышей . Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста "

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности . Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью . Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность , направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным инструментом общения и коммуникации является речь . Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста .

Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми : в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике .

РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам , основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение . Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи . Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике . Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей , их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) . Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника , как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии , в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.

Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии , т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности , а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника , развитию восприятия , памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности ). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Поэтому общими целями работы по риторике в детском саду являются :

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности) ;

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей .

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей ) .

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность) ;

Формированию умения слушать и слышать собеседника;

Овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний) ;

Овладение приемами стабилизации поведения

Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи , дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать , различать индивидуальные особенности других детей и людей . Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

Речевой этикет.

Развитие речевого этикета в себя включает :

Овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

Формирование в речи знаков доброжелательности;

Формирование осознания тональности общения;

Осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.

Например :

а) знакомство : будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;

б) прощание : всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление, пожелание : примите поздравление, разрешите поздравить;

г) благодарность : спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д) извинение : извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов :

Чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;

Использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

Участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

Свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

Этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

Видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя :

Осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

Умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

Снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например :

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке :

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается :

Умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым) ;

Замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

Радоваться успехам товарищей;

Терпеливо выслушивать говорящего;

Справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей :

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры) ;

Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера) ;

Импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

Анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;

Свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;

Лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;

Чтение художественных произведений;

Беседы, сочинение историй;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;

Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.

Таким образом, развитию социально- коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей , когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Выбор детьми диалогов по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений

Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста . Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.

Риторика - это не просто умное слово, это то, что нас окружает в повседневной жизни: на работе, в школе, в компании друзей.… Если говорить научным языком, риторика - это наука об искусстве публичного выступления. Проще говоря, риторика учит с помощью речи воздействовать на других людей.

Выйти на публику и произнести даже самую простую речь порой становится невыполнимой задачей. Еще сложнее произнести ее так, чтобы аудитория услышала слова, восприняла их и запомнила.

Риторика помогает выступающему понять, что нужно говорить аудитории, как подать информацию: какие использовать жесты, куда нужно смотреть, где делать паузы и так далее.

Как это ни парадоксально, большинство людей совершенно не умеют выступать перед аудиторией: боятся, стесняются, начинают заикаться, путаться в словах.… А все потому, что основы риторики не были заложены в детском возрасте.

Современные образовательные программы обязательно включают в себя занятия по риторике в дошкольных учреждениях. Малыши в этом возрасте, как губка, впитывают в себя новые знания и навыки, поэтому процесс обучения для них становится веселым и интересным. Тем более уроки проходят в познавательной игровой форме, чтобы детям этот процесс доставлял только удовольствие.

В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.

Посещая курсы по риторике, дошколята учатся не только овладевать речью как инструментом взаимодействия, но и развивают свои личностные качества, учатся преодолевать комплексы (застенчивость, робость, неуверенность в себе).

Все возможности в «Возможности»

К сожалению, далеко не все детские сады уделяют внимание такому важному аспекту, как занятия по риторике. Чтобы ребенок рос воспитанным, уверенным в себе, коммуникабельным в детском саду «Возможность» проходит обучение риторике и этикету. Все занятия разработаны с учетом психологических и эмоциональных особенностей каждой возрастной подгруппы.

Уроки построены по средствам интерактивной игры. В процессе малыши учатся общаться, попадая в разные коммуникативные ситуации. Увлекаясь игрой, дошколята познают основы этикета, учатся общаться между собой и с окружающим миром.

С помощью таких занятий ребенок становится более раскрепощенным, открытым и уверенным. Они позволяют малышу раскрыть свои таланты и способности.

Каждый родитель желает видеть своего малыша на высоких должностях, лидером в своем деле, амбициозным начальником, и помочь ему в этом смогут занятия риторикой на самых ранних этапах. Не уделив этому должного внимания, ребенок может упустить много возможностей в будущем!

Цель:

Научить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Вспомните их. Послушайте стихотворение «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Какие еще слова приветствия вы знаете? (ответы детей) А теперь послушайте еще одно стихотворение.

Стихи о школьнике одном.
Его зовут..., а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»

Скажите, какие слова употребляет герой этого стихотворения при встрече и прощании? А какие слова приветствия употребляете вы? Кого вы можете приветствовать словами «здорово» и «привет»? Кому вы скажете на прощание «пока»?

Выслушать и проанализировать ответы детей.

Слова «здравствуй» и «до свидания» - очень интересные слова. Вдумайтесь в их значения. «Здравствуй» - мы желаем вам здоровья (здравия). «До свидания» - мы надеемся еще раз увидеть вас. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Можете вы ответить на эти вопросы? (ответы детей, комментарии воспитателя) Для того, чтобы людям было радостней, приятней мы добавляем к словам приветствия слова, которые делают нашу речь более теплой, доброжелательной. А теперь послушайте стихотворение.

Здравствуй, Гусь

Ко мне бежит огромный гусь
Я говорю себе: “Не трусь”.
Быть может этот гусь ручной
Бежит знакомиться со мной.
Но у гуся свирепый вид,
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет
Ну и пусть!
Я улыбнулась:
"Здравствуй, гусь!"
Он головой кивнул в ответ
И мне послышалось: "Привет!"

Как вы думаете, почему свирепый гусь вдруг кивнул мальчику головой и как бы сказал «привет»? (ответы детей)
Верно, если ты идешь навстречу другому с улыбкой, с добрым словом «здравствуй» - это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть, и даже самый сердитый гусь смягчится. Вот такое удивительное слово «здравствуй».

А сейчас разыграем с вами несколько ситуаций.

1. Встречаются воспитательница и воспитанник.
Кто должен поздороваться первым? /воспитанник/
Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером? /здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер/

2. Встречаются мальчик и девочка.
Кто должен поздороваться первым? /мальчик/
Как могут поздороваться ровесники? /привет/

Воспитатель подводит итог занятия.

Сегодня мы с вами вспомнили и повторили, кокие слова приветствия можно говорить при встрече.

МДОУ ЦРР-д/с №29 г.Ковдор

Воспитатель Точёных Татьяна Валериевна

Занятие по риторике в старшей группе

Конспект занятия по риторике

в старшей группе «На планете Улыбок»

Цель: Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак расположения говорящих друг к другу.

Учить детей соблюдать речевой этикет в разных ситуациях общения, использовать невербальные средства общения.

Закрепить знания детей о некоторых видах общения (контактным, дистантным).

Воспитывать культуру слушания друг друга; воспитание доброты, внимания, взаимопомощи, чуткости.

Материал: Кукла – Риторик, письмо, аудиозапись с голосом «правителя планеты», мяч Хуп-хоп (инопланетянин), силуэт весёлой улыбки, слова, расположенные на стене: спасибо, благодарю, простите, пожалуйста; буквы: У,Л,Ы,Б,К,А; аудиозапись «Улыбка», фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание на необычный конверт, в котором лежит письмо (его принёс мальчик Риторик).

Письмо: Все жители моей планеты перестали улыбаться, они нуждаются в помощи. И только дети могут спасти нашу планету.

Правитель планеты Улыбок.

/ Письмо читают дети /.

Воспитатель: Ребята, нас просят помочь. Согласны ли вы прийти на помощь жителям планеты Улыбок.

Риторик, а ты согласен отправиться с нами?

Риторик: Согласен.

Воспитатель: Но для того, чтобы отправиться в путешествие, надо решить на чём мы полетим к планете.

/ Предложения детей /.

Хорошо, мы полетим на ракете. Давайте же, поскорее, не теряя времени, приступим к строительству (дети стоят из модульных блоков).

Вот так ракета. Ну что ж, ракета стоит, но есть условие: это ваше хорошее настроение. Если настроение неважное, лучше остаться (ответы детей).

Проверка на готовность к полёту: воспитатель предлагает детям надеть воображаемые скафандры, космическую обувь, перчатки, закрыть глаза.

Воспитатель проверяет хорошо ли надеты скафандры, дотрагивается до головы, рук ребёнка, поглаживает детей, комментируя свои действия: «Как плотно сидит костюм, какие тёплые и толстые рукавицы, как статно ты выглядишь в этой форме».

Затем детям предлагается занять места в ракете (встать вокруг ракеты и взяться за руки).

На планете.

1. Знакомство (по цепочке): дети пропевают или произносят свои имена.

2. Приветствие – Ребята, а как мы приветствуем друг друга? (Словами, жестами).

Правитель: На планете Улыбок жители здоровались друг с другом с улыбкой за мизинец (дети здороваются), локотками (…),подмигивая друг другу. /Дети свободно двигаются по группе, здороваясь друг с другом, выражая свои чувства/.

Появляется один из жителей планеты (большой мяч хоп-хоп, необычно разрисованный), очень унылый, грустный.

Я житель планеты Улыбок. Помогите нам, земляне, мы разучились улыбаться, наверное, к нам на планету попал вирус грусти и уныния (слышится грохот).

Опять начался камнепад грубых слов. Никакой надежды на спасение нашей планеты.

Воспитатель: Подождите, не унывайте (обращается к детям):

Что нужно сделать, чтобы не стало грубых слов?

Дети: Надо чаще вспоминать вежливые слова.

Воспитатель: Ребята, у нас же остался волшебный фонарик, который подарил нам Дедушка Мороз. Фонарик поможет нам спасти планету. Его волшебные лучики помогут нам вспомнить волшебные слова.

/Гаснет свет/

    Вам помогли раздеться, повесить одежду. Что вы должны сказать?

/Слова-ответы освещаются фонариком/.

    Вы шли по коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что нужно сказать?

    Человек сделал доброе дело и его очень хочется отблагодарить. Какое слово вы скажете?

    Чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово….

/ Включается свет/

Житель планеты: Ребята, мы забыли, что обозначают слова «здравствуйте», « до свидания». (Ответы детей).

А ещё я вспомнил, было у нас такое слово «Улыбка», но мы забыли как оно пишется.

Воспитатель: Давайте, ребята, с помощью этих букв выложим это слово.

/ Дети выкладывают слово: УЛЫБКА/

Житель: Ребята, помогите мне вспомнить как надо улыбаться.

Воспитатель: Чтобы научить улыбаться, передавайте жителя друг другу и говорите вежливые слова с улыбкой.

/Унылая улыбка у жителя планеты исчезает и он улыбается/.

Воспитатель: Ребята, а теперь может мы покажем те предметы, с помощью которых человек может говорить с кем-нибудь на расстоянии.

Д/и «Найди предмет».

Воспитатель: Жалко нам с вами расставаться. Давайте подарим планете Улыбок песню В.Шаинского «От улыбки».

Песня.

Житель планеты и правитель благодарят ребят за помощь и под песню ребята возвращаются домой.

Воспитатель: Ребята, с чего же начинается хорошее настроение? Чем чаще мы видим добрые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас остаётся людей злых, жадных, ленивых. Надеюсь, нашу планету не постигнет беда, как планету Улыбок. Всё зависит от нас с вами, обычных людей.

Рассказать друзьям