Антисемитская кампания. Антисемитизм. Почему не любят евреев? Антисемитизм во внутрипартийной борьбе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проявление ксенофобии по отношению к евреям в СССР. Антисемитизм проявлялся во многих сферах - от бытовых отношений до государственной политики.

В первые послереволюционные годы

После революции 1917 года евреи были уравнены в правах с прочими гражданами. 25 июля 1918 года по предложению В. И. Ленина Советом народных комиссаров был принят Декрет о борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами. 27 июля он был опубликован в газете Правда. В марте 1919 года Ленин произнёс речь О погромной травле евреев.

В 1920-х годах в СССР была проведена единственная кампания по борьбе с антисемитизмом.

Еврейский вопрос во внутрипартийной борьбе

Первые события, послужившие поводом для обвинений в использовании антисемитизма в политических целях в СССР, связаны с борьбой с троцкистско-зиновьевской оппозицией. Они основываются на том, что среди репрессированных в 1936-39 гг. было значительное количество евреев. Однако нет прямых свидетельств тому, что в это время в ходе репрессий в отношении евреев делались какие-то национальные предпочтения. Впрочем, Троцкий заявил об антисемитской подоплеке Московских процессов, обратив внимание как на большой процент евреев среди подсудимых, так и тот факт, что в прессе, кроме партийных псевдонимов, раскрывались и «истинные» еврейские фамилии подсудимых. Как полагают некоторые исследователи, именно для парирования этих обвинений в конце 1936 г. в СССР было опубликовано данное за 5 лет до того интервью Сталина Еврейскому телеграфному агентству, с высказываниями о «пережитке каннибализма» и пр. К концу 1930-х гг. в ближайшем окружении Сталина осталось лишь два еврея: Л. М. Каганович и Лев Мехлис.

Тем не менее, историк Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм» полагает, что до конца 1930-х годов никакой политики антисемитизма власть не проводила: еврейская культура и национализм подавлялись равно со всеми прочими национальными культурами и движениями, а процент среди репрессированных в процессах 1937-1938 года был не выше, чем среди других национальностей. Он же при этом утверждает, что с конца 1930-х годов личный антисемитизм Сталина стал проявляться в государственной политике, и это была политика антисемитская.

Публичная позиция Сталина

Публично Сталин, в полном соответствии с марксистской теорией, критиковал сионизм (критике еврейского национализма в двух ипостасях: сионистской и бундовской, посвящена значительная часть его книги «Марксизм и национальный вопрос»), и делал заявления, направленные против антисемитизма, который называл «наиболее опасным пережитком каннибализма» и «громоотводом, выводящим капитализм из-под удара трудящихся».

Ответ Сталина на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки:

Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

Впервые опубликовано в газете «Правда» № 329 только 30 ноября 1936 года - то есть почти через 6 лет, когда в начались преследования евреев в нацистской Германии. Было включено в вышедший в 1948 году 13-й том собрания сочинений Сталина.

В качестве народного комиссара по делам национальностей Сталин поощрял еврейскую культуру - в частности, не поддержал требования Евсекции закрыть в Москве ивритский театр «Хабима».

Утверждения об антисемитизме Сталина

Доктор исторических наук Геннадий Костырченко утверждает, что Сталину был присущ личный антисемитизм и что этот факт подтверждается свидетелями с дореволюционного времени. Публично Сталин неоднократно выступал с заявлениями, сурово осуждающими антисемитизм.

Тема антисемитизма широко использовалась идеологическими противниками Сталина.

Троцкий считал провокационным и «сознательно двусмысленным» замечание Сталина: «мы боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева не потому, что они евреи, а потому, что они оппозиционеры», которое, помимо буквального смысла, напоминало о еврействе оппозиционеров. Еврейская энциклопедия приводит утверждение социал-демократа Н. В. Валентинова о том, что Рыков в разговоре с ним также возмущался антисемитизмом Сталина, заявившего ему: «Мы вычистили всех жидов из Политбюро». Бывший секретарь Сталина Б. Бажанов, бежавший затем на Запад, заявлял, что в партии Сталин имел репутацию антисемита ещё со времен Гражданской войны (его борьба с Троцким и его сотрудниками-евреями во время «военной оппозиции»). Бажанов утверждал, что в его присутствии Сталин выразился об одном из руководителей комсомола: «Что этот паршивый жидёнок себе воображает!»

Сталина обвинял в скрытом антисемитизме Н. С. Хрущёв, который в своей книге писал: «Когда в своем кругу ему приходилось говорить о каком-то еврее, он всегда разговаривал с подчеркнуто утрированным произношением. Так в быту выражаются несознательные, отсталые люди, которые с презрением относятся к евреям и нарочно коверкают русский язык, выпячивая еврейское произношение или какие-то отрицательные черты». По утверждению Хрущёва, когда возникла проблема протестных выступлений («волынки») на одном из московских заводов, инициативу которых приписывали евреям, Сталин заявил ему: «надо организовать здоровых рабочих, и пусть они, взяв дубинки в руки, побьют этих евреев».

По утверждению В.Андерса, в 1941 году во время переговоров с польскими представителями (премьером B.Сикорским и генералом В.Андерсом) Сталин выразил полную солидарность с антисемитской позицией поляков, дважды подчеркнув: «Евреи - плохие солдаты».

Об антисемитизме Сталина заявляла его дочь Светлана Аллилуева, связывая его происхождение с временами борьбы против оппозиции. Она утверждала, что отец ей говорил: «Сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат... сионисты подбросили тебе твоего муженька» (в мае 1947 г. Светлана Сталина по настоянию отца развелась с мужем, евреем Г. Морозовым).

И. Л. Солоневич скептически относился к попыткам объяснить репрессии против евреев антисемитизмом Сталина и партийной верхушки. Он писал: «Первый период разгрома троцкизма и прочих оппозиций, первые шаги по пути коллективизации были ознаменованы и ударом по еврейству. В тех же профессиональных союзах, о которых я уже говорил и которые я знаю весьма досконально, одного за другим стали убирать председателей-евреев и ставить председателей-неевреев, по преимуществу русских. Московские евреи открыто стали говорить об антисемитизме Сталина, как они, вероятно, говорят и сейчас, после „расстрела шестнадцати“. Но, как мне кажется, дело вовсе не в сталинском антисемитизме, ежели бы такой и существовал. Дело в том, что для разорения страны, для насильственного загона ее в социалистический рай Сталину потребовалась просто-напросто сволочь. Это слово я употребляю не в качестве ругательства, а в качестве термина. Нужно было подобрать твердой души прохвостов и без мозгов людей, которые были бы только марионетками в руках всемогущего партийного аппарата. Ничто мало-мальски интеллигентное для этой цели не годилось. Евреи, занимавшие руководящие посты хотя бы в тех же профсоюзах, были людьми все-таки более или менее интеллигентными - вот их и разогнали.»

Еврейский вопрос и политика по отношению к Германии

Политика СССР по отношению к Германии в 1939-1941 годы, основной целью которой была максимальная отсрочка войны, часто подаёт повод для обвинений в антисемитизме. Они основаны на факте отставки Литвинова, который был евреем, с поста наркома иностранных дел (май 1939). Сменивший Литвинова Молотов провёл в НКИД «расовую чистку», заявив сотрудникам: «Мы навсегда покончим здесь с синагогой».

Вернувшийся из Москвы Риббентроп докладывал Гитлеру, что Сталин высказал в разговорах с ним решимость покончить с «еврейским засильем», прежде всего среди интеллигенции. Евреи-беженцы из оккупированных Германией польских земель и эмигранты из Германии были выданы Гитлеру. Предложение немцев о переселении немецких евреев в Биробиджан и на Украину было отвергнуто в феврале 1940 года.

Антисемитизм в СССР во время Великой Отечественной войны

Антисемитизм в СССР проявлялся в этот период в следующем:

  • Антиеврейские погромы и массовые убийства евреев, совершаемые коллаборационистами на оккупированной территории, выдача скрывающихся евреев.
  • Помощь нацистам в выявлении евреев среди военнопленных.
  • Отказ в приёме в партизанские отряды и отправка бежавших из гетто назад и даже расстрелы как немецких шпионов.
  • Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и так далее.
  • Отказ в продвижении по службе, непредставление к наградам, задержка наград и т. п.

Бытует мнение, что евреи уклонялись от службы в армии вообще и в боевых частях в частности. Такое предположение высказывает например Александр Солженицын в книге «Двести лет вместе»:

Однако множество источников, включая официальную статистику, опровергают это мнение. В частности, историк Марк Штейнберг, называя рассуждения Солженицина антисемитскими и указывая, что они не имеют никаких фактических оснований, приводит цифры невозвратных потерь: если в среднем по армии они составили 25%, то среди евреев боевые потери составили почти 40%. По мнению Штейнберга, это было бы невозможно, если бы евреи служили в тыловых частях, а не на передовой. Сотрудник института «Яд ва-Шем» доктор Арон Шнеер указывает, что доля добровольцев-евреев была самой высокой среди всех народов СССР . Среди воинов-евреев, погибших и умерших от ран, 77,6% составляли рядовые солдаты и сержанты, и 22,4% - младшие лейтенанты и старшие лейтенанты.

Об этих антисемитских настроениях в марте 1943 года с возмущением говорил Илья Эренбург:

Ещё более серьёзные проблемы историки отмечают на оккупированной территории. Существовали массовые антисемитские проявления как в самих партизанских отрядах, так и в центральном командовании. В частности, доктор исторических наук профессор Давид Мельцер приводит информацию, что «с ведома И. Сталина в начале ноября 1942 года Москва направила радиограмму подпольным партийным органам и командирам партизанских формирований, запрещающую принимать в отряды спасшихся евреев» . При этом следует понимать, что отказ в приёме в партизаны означал для еврея почти гарантированный смертный приговор. В докладных записках руководителям подпольных обкомов отмечалось: «…Партизанские отряды им [евреям] не помогают, еврейскую молодёжь принимают к себе неохотно. Были факты, когда партизаны из отряда Н. Н. Богатырева, отняв у пришедших оружие, отправляли их назад, так как антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…» «…Некоторые партизанские отряды принимают евреев, некоторые расстреливают или только прогоняют. Итак, у Грозного евреев порядочно, довольно их и у Зотова. Зато ни Марков, ни Стрелков евреев не принимают…» . В приказе руководства партизанского движения от 2 апреля 1944 года говорилось: «...были установлены случаи массового террора к партизанам-евреям, что нашло свое выражение в избиении, необоснованном разоружении, изъятии заготовленного продовольствия, одежды и боеприпасов» .

Историками и публицистами отмечается, что существовали как негласные, так и прямые указания к снижению численности награждения евреев и продвижения их по службе. Так, начальник Главного политуправления Красной Армии генерал-полковник Щербаков, издал в начале 1943 года директиву: «Награждать представителей всех национальностей, но евреев - ограниченно». Ряду евреев-героев СССР звание было присвоено через десятки лет после окончания войны, когда их самих уже не было в живых (Исай Казинец, Лев Маневич, Шика Кордонский), а многим, несмотря на неоднократные представления, звание Героя так и не было присвоено (Евгений Волянский, Исаак Прейсайзен, Вениамин Миндлин, Семён Фишельзон и другие - всего 49 человек). Пять раз представляли к званию Героя Советского Союза командира партизанского отряда им. Ворошилова Евгения Федоровича Мирановича (Евгений Финкельштейн). После войны он стал Героем Социалистического труда. Множество евреев не были представлены к награждению, несмотря на то, что за аналогичные подвиги награждались представители других национальностей.

Историк Иосиф Кременецкий писал:

В 1943-1944 гг. был издан ряд закрытых инструкций, в соответствии с которыми началось регулирование процентного состава представителей разных национальностей на руководящих постах. Ключевую роль в этом отношении сыграло расширенное совещание, созванное Сталиным осенью 1944 г., во вступительном слове на котором сам Сталин призвал к «более осторожному» назначению евреев; выступивший вслед за тем Георгий Маленков со своей стороны призвал к «бдительности» в отношении еврейских кадров; по итогам совещания было составлено директивное письмо, подписанное Маленковым (так наз. «Маленковский циркуляр»), перечислявшее должности, на которые не следует назначать евреев.

Существуют прямые свидетельства, что неприсвоение званий было связано с национальностью. После отказа разведчицы Мириам Фридман записаться латышкой вместо еврейки, ей не только не присвоили звание Героя СССР, к которому она была представлена, но и угрожали убийством в политотделе дивизии.

В 1944-1945 годах на освобождённой от немцев территории Украины прокатился ряд антиеврейских погромов. Высшей точкой этой волны стал погром в Киеве 7 сентября 1945 года, когда около 100 евреев были зверски избиты, 37 из них госпитализированы; пятеро скончались.

Антисемитизм в послевоенные годы

На банкете в честь Победы 24 мая 1945 г. Сталин провозгласил установочный тост «за русский народ», особо выделив русский народ из числа других народов СССР как «руководящую силу Советского Союза». С этого момента, по мнению исследователей вопроса, начинается нарастание официально поддерживаемой волны великорусского шовинизма, сопровождавшегося антисемитизмом. Во многих регионах, особенно на Украине, местные власти препятствовали в возвращении евреям их квартир, в устройстве на работу. Никак не преследовался усилившийся антисемитизм, доходивший до погромов (например, в Киеве). С осени 1946 г. был взят курс на жёсткое ограничение иудаизма. В частности, Совету по делам религиозных культов было поручено резко ограничить еврейскую благотворительность (цдока), развернуть борьбу с такими «подразумевающими националистические настроения» обычаями, как выпечка мацы, ритуальный убой скота и птицы, ликвидировать еврейские похоронные службы.

Дело Аллилуевых и убийство Михоэлса

Из сталинских антиеврейских акций наиболее известен расстрел Еврейского Антифашистского комитета. Уже в июне 1946 начальник Совинформбюро Лозовский, которому подчинялся ЕАК, был обвинён комиссией ЦК в «недопустимой концентрации евреев» в Совинформбюро. В конце 1947 Сталин принял решение о роспуске ЕАК и массовых арестах среди еврейской культурно-политической элиты. Зная о усиливающемся антисемитизме Сталина и его ненависти к родственникам покончившей с собой жены Надежды Аллилуевой, министр ГБ В. Абакумов составил сценарий американо-сионистского заговора, якобы направленного против самого Сталина и его семьи. Главной заговора был объявлен И. Гольдштейн, знакомый семьи Аллилуевых.

В конце 1947-начале 1948 гг. были арестованы родственники Н. Аллилуевой и их знакомые, включая филолога З. Гринберга, помощника С. Михоэлса в Еврейском антифашистском комитете. По версии МГБ руководство ЕАК через Гольдштейна и Гринберга по заданию американской разведки добывало сведения о жизни Сталина и его семьи. Сталин лично контролировал ход следствия и давал указания следователям. В начале 1948 он дает указание срочно организовать ликвидацию Михоэлса. При этом, однако, Михоэлсу были организованы торжественные похороны.

Создание Израиля

Дальнейшее развитие антисемитской кампании на время приостановилось в связи с событиями на Ближнем Востоке (борьба за создание Государства Израиль). СССР активно поддерживал идею раздела Палестины, надеясь найти в лице Израиля активного советского сателлита в регионе. СССР оказался одним из первых государств, признавших Израиль; огромную роль в ходе Войны за независимость Израиля сыграло чешское и немецкое оружие, поставленное Чехословакией с санкции Сталина.

Однако быстро выяснилось, что Израиль не намерен идти в фарватере советской политики, стремясь лавировать между СССР и США. В то же время Война за независимость вызвала всплеск произраильских настроений среди советских евреев. Это послужило фактором, вызвавшим новый виток политики государственного антисемитизма. Существуют предположения, что непосредственным толчком явился демонстративный энтузиазм, с которым советские евреи принимали в начале октября 1948 г. посла Израиля Голду Меир.

Разгром Еврейского Антифашистского Комитета и «борьба с космополитизмом»

20 ноября 1948 г. Политбюро и Совет министров приняли решение «О Еврейском антифашистском комитете»: МГБ поручалось «немедленно распустить Еврейский антифашистский комитет, так как факты свидетельствуют, что этот комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки». Были закрыты еврейские издательства и газеты, в течение осени 1948 и января 1949 гг. арестованы многие члены ЕАК и многие представители еврейской интеллигенции (арестованные члены ЕАК кроме Лины Штерн были расстреляны по приговору суда в 1952 г., впоследствии реабилитированы). 8 февраля 1949 г. Сталин подписал постановление Политбюро о роспуске объединений еврейских советских писателей в Москве, Киеве и Минске (подготовлено генеральным секретарем Союза советских писателей А. Фадеевым), после чего были арестованы многие еврейские писатели. В это время массированные масштабы приняла «борьба с безродным космополитизмом». Сигналом для антиеврейской кампании послужила редакционная статья «Правды» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» (28 января), отредактированная лично Сталиным. «Антипатриотическая группа» состояла из евреев, которые были названы поименно, с раскрытием псевдонимов; вообще раскрытие псевдонимов, требование которого содержалось в статье; вылилось в особую кампанию. Последовавшая затем «чистка» сопровождалась вытеснением евреев со всех сколько-нибудь заметных должностей. Жертвами кампании стали в частности крупнейшие филологи Б. Эйхенбаум, В. Жирмунский, М. Азадовский, Г. Бялый, Г. Гуковский (были уволены с работы, а Гуковский арестован и умер в тюрьме); кинорежиссеры Л. Трауберг, С. Юткевич, сценаристы Е. Габрилович, М. Блейман; особенно пострадали евреи - театральные и литературные критики. Академик А. Фрумкин был снят с должности директора Института физической химии за допущенные ошибки «антипатриотического характера». Нападкам подвергались другие известные физики-евреи (В.Гинзбург, Л.Ландау и др.), но они были спасены вмешательством Берия, так как требовались для атомного проекта. В целом евреи были скрыты под эвфемистическим обозначением «космополитов», но подразумеваемый антисемитизм прорывался наружу. Так, во время собрания в редакции газеты «Красный флот», капитан первого ранга Пащенко заявил: «Так же, как весь немецкий народ несет ответственность за гитлеровскую агрессию, так и весь еврейский народ должен нести ответственность за деятельность буржуазных космополитов».

В рамках кампании проводились массовые увольнения евреев с предприятий и учреждений. Бывший нарком танковой промышленности, Герой Социалистического Труда Исаак Зальцман в 1946 году был исключён из партии и с огромным трудом смог устроиться на работу на одном из ленинградских заводов.

С апреля 1949 г. публичная газетная кампания против евреев была смягчена, а некоторые наиболее активные антисемитские публицисты даже сняты со своих постов. Но чистка евреев при этом усилилась. Так, из редакции Газеты «Труд» было уволено 40 евреев, из ТАСС - 60. Была проведена чистка среди руководства Еврейской автономной области, обвиненного в «национализме».

По утверждению Говарда Фаста, в 1949 году Национальный Комитет Коммунистической партии США официально обвинил ВКП(б) «в вопиющих актах антсемитизма».

«Дело врачей»

Широкую известность получило «Дело врачей». В октябре 1952 г. И. Сталин разрешил применять к арестованным врачам меры физического воздействия (то есть пытки). Сталин требовал от МГБ максимальной разработки версии о сионистском характере заговора и о связях заговорщиков с английской и американской разведкой через «Джойнт» (еврейская международная благотворительная организация). 1 декабря 1952 г. Сталин заявил (в записи члена Президиума ЦК В. А. Малышева): «Любой еврей-националист - это агент америк<анской> разведки. Евреи-нац<ионали>сты считают, что их нацию спасли США… Среди врачей много евреев-националистов».

Широкомасштабная пропагандистская кампания, связанная с «делом врачей», стартовала 13 января 1953 г. с публикацией сообщения ТАСС «Арест группы врачей-вредителей». В отличие от предыдущей кампании против «космополитов», в которой евреи как правило скорее подразумевались, чем назывались прямо, теперь пропаганда прямо указывала на евреев. 8 февраля в «Правде» был опубликован установочный фельетон «Простаки и проходимцы», где евреи изображались в виде мошенников. Вслед за ним, советскую прессу захлестнула волна фельетонов, посвященных разоблачению истинных или мнимых темных дел лиц с еврейскими именами, отчествами и фамилиями. Самым «знаменитым» и среди них стал фельетон Василия Ардаматского «Пиня из Жмеринки», опубликованный в журнале «Крокодил» 20 марта 1953 г.

К марту 1953 г. стали курсировать упорные слухи о готовящейся депортации евреев на Дальний Восток. Как пишет Геннадий Костырченко, «масштабы официального антисемитизма, которые имели место в СССР в начале 1953 г., были предельно допустимыми в рамках существовавшей тогда политико-идеологической системы».

Следователь по особо важным делам МГБ СССР Николай Месяцев, назначенный разобраться с делом врачей по поручению Сталина сказал:

2 марта антисемитская кампания в прессе была свёрнута Все арестованные по «делу врачей» были освобождены (3 апреля) и восстановлены на работе.

После смерти Сталина

В последующем проблемы сионизма и антисемитизма обострялись в основном в связи с ближневосточной политикой СССР, направленной на урегулирование конфликта арабских стран и Израиля. Они проявлялись в 1956 году (Суэцкий кризис) и особенно в 1967 году (Шестидневная война).

После разрыва дипломатических отношений с Израилем в СССР набрала силу мощная кампания по идеологической борьбе с сионизмом. На практике она часто переходила в антисемитизм. В частности, был ограничен приём евреев в ряд престижных вузов, связанных с работой в силовых органах и за рубежом и в учреждения аналогичного профиля.

Уезжающие из СССР в другие страны евреи подвергались преследованиям как «предатели». В частности, Герой Советского Союза Михаил Грабский был лишён этого звания и всех остальных государственных наград. Информация о Героях СССР Вольфасе Виленскисе, Миле Фельзенштейне и Калманисе Шурасе вообще не была включена в двухтомный справочник «Герои Советского Союза» под редакцией Шкадова, вышедший в 1987-1988 годах.

Память о холокосте

После войны все попытки увековечить память погибших евреев с использованием национальной религиозной символики жёстко пресекались. Как пишет доктор исторических наук Олег Будницкий, на Украине «власти пригрозили сровнять с землей все обелиски, на которых звезда Давида не будет заменена пятиконечной советской звездой». Аналогичные проблемы были в Белоруссии.

10 апреля 1948 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об отклонении предложения Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР о выезде в Польшу делегации еврейских религиозных общин Москвы и Киева для участия в траурном собрании по случаю пятилетней годовщины восстания в Варшавском гетто.

В Белоруссии замалчивалась деятельность евреев-партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. В частности, в официальном справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», изданном Институтом истории партии в 1983 году, нет упоминания о крупнейшем еврейском партизанском отряде Тувьи Бельского. Аналогично участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности». В 8-м томе Белорусской Советской энциклопедии в статье о партизанах указано количество грузин, армян, татар, адыгейцев и якутов, которых были читанные единицы, но нет упоминания о десятках тысяч еврейских партизан. На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане».

В 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти «Собибор», в котором уничтожались почти исключительно евреи - слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу .

Лишь в 2008 году белорусскими властями была официально признана казнённая нацистами 26 октября 1941 года минская подпольщица Мария Брускина, которая 67 лет числилась «Неизвестной» , а в советские годы журналисты, опубликовавшие информацию о ней в прессе, подверглись преследованиям властей.

Оценки и мнения

Геннадий Костырченко, полагая антисемитизм болезнью общества, считает, что «проводившаяся в нем [СССР] в течение десятилетий политика негласного антисемитизма нанесла существенный вред не только гражданам еврейского происхождения, но и всему обществу и государству».

Как известно, большинство американских евреев традиционно поддерживает демократов. Однако во время последних по времени президентских выборов в США эта поддержка приняла поистине радикальные формы. Многие американские еврейские организации и СМИ представляли республиканского кандидата Дональда Трампа в качестве кандидата, поддерживаемого антисемитскими организациями и представляющего угрозу для евреев. Нападки либерально настроенных американских евреев на администрацию Дональда Трампа продолжаются до сих пор, несмотря на то, что уже стало очевидным, что новый президент весьма далек от антисемитизма и в частности активно поддерживает Израиль. Однако параллельно в последнее время новая администрация США стала подвергаться нападкам со стороны антисемитов, которые обвиняют ее в пренебрежении интересами США ради отстаивания интересов Израиля.

Одним их примеров этого явления является целенаправленная антисемитская кампания, которая ведется в последние дни в американских социальных сетях против Джерада Кушнера, зятя президента США Дональда Трампа, назначенного им советником по арабо-израильским отношениям. Джерад Кушнер — еврей, а его семья известна своей поддержкой израильских поселений в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Упомянутая антисемитская кампания в интернете достигла весьма впечатляющих масштабов – более 300 тысяч откликов. Об этом сообщила Антидиффамационная лига (Anti-Defamation League), влиятельная неправительственная еврейская американская организация, которая была создана более ста лет назад (в 1913 году) с декларированной целью борьбы против антисемитизма. Согласно ее сообщению, эту антисемитскую кампанию в социальных сетях начали активисты так называемых «альтернативных правых» (Alt-right) в связи увольнением известного «альтернативного правого» активиста Стивена Бэннона из Совета национальной безопасности США, каковое было подписано президентом Дональдом Трампом 5 апреля.

Однако не меньшим, если не большим толчком для развития этой кампании стала американская ракетная атака против базы ВВС сирийской правительственной армии. После нее инициаторы кампании опубликовали в «Твиттере» посты с лозунгами в стиле «Отправьте в отставку Кушнера» и «Война Кушнера», связывая вмешательство США в гражданскую войну в Сирии с влиянием этого еврейского советника президента, который отстаивает, по их мнению, интересы Израиля.

В течение нескольких дней кампания набрала обороты и приобрела характер массовых антисемитских нападок с обвинениями администрации Дональда Трампа в попытке начать войну в Сирии для того, чтобы служить интересам Израиля в ущерб американским интересам. Дональда Трампа обвиняли в том, что он оставил свой изначальный лозунг «Сначала Америка» и стал проводить политику «Сначала Израиль», потому что он находится под влиянием манипулирующего им Джерада Кушнера и других своих еврейских советников.

Кампания развивалась и продолжает развиваться стремительно. Если первый намек на нее появился уже 6 апреля, то есть в тот самый день, когда ВМС США атаковали военно-воздушную базу сирийской правительственной армии в ответ на химическую атаку в провинции Идлиб, в результате которой погибло 87 человек, то уже через сутки насчитывалось 130 откликов с обвинениями против Джерада Кушнера. Многие из них содержали антисемитские замечания. Потом к этой кампании присоединились неонацистские интернет-сайты и известные антисемитские активисты, такие, как Девид Эрнест Дюк (американский публицист, известный своими расистскими и антисемитскими взглядами, в прошлом возглавлял одно из отделений Ку-клукс-клана). Они добавили к этой кампании новые теории заговора, которые привлекли до 10 апреля (день, когда Антидиффамационная лига опубликовала свои данные) более 300 тысяч откликов.

«То, что началось с нескольких антисемитских постов, призывавших к отправке Кушнера в отставку в связи с тем, что он придерживается взглядов «еврейского превосходства», в скорости вылилось в массовые нападки с применением антисемитского дискурса ненависти, — заявил в этой связи председатель Антидиффамационной Лиги Джонатан Гринблат, — Это показывает, как быстро дискурс ненависти может распространиться по социальным сетям, и это напоминает нам о том, сколько работы надо сделать, чтобы бороться с ненавистью».

В поисках исторических параллелей упомянутой антисемитской кампании, направленной против американского вмешательства в гражданскую войну в Сирии, можно вспомнить об американских изоляционистах первых лет Второй мировой войны, которые настаивали на том, что во вступлении США в войну заинтересованы только евреи, которые хотят стравить Америку и Германию ради отстаивания интересов своей этнической группы (то есть ради защиты от нацистов своих соплеменников в Европе) и в ущерб национальным интересам США. Способствовать распространению настроению в США настроений такого рода безусловно могут циркулирующие в стране слухи (о них сообщали в частности израильские СМИ со ссылкой на американские источники), согласно которым осуществить ракетную атаку на базу сирийских ВВС президента Дональда Трампа убедила его дочь Иванка, перешедшая в иудаизм для того, чтобы выйти за Джерада Кушнера.

Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

Предположения о скрытом антисемитизме Сталина

Существуют факты, свидетельствующие о личных антисемитских антипатиях Сталина ; однако по крайней мере до начала 1940-х гг. они в политике и публичных высказываниях не проявлялись.

Троцкий считал провокационным и «сознательно двусмысленным» замечание Сталина: «мы боремся против Троцкого , Зиновьева и Каменева не потому, что они евреи, а потому, что они оппозиционеры», которое, помимо буквального смысла, напоминало о еврействе оппозиционеров. Еврейская энциклопедия приводит утверждение социал-демократа Н. В. Валентинова о том, что Рыков в разговоре ним также возмущался антисемитизмом Сталина, заявившего ему: «Мы вычистили всех жидов из Политбюро» . Бывший секретарь Сталина Б. Бажанов , бежавший затем на Запад, заявлял, что в партии Сталин имел репутацию антисемита еще со времен Гражданской войны (его борьба с Троцким и его сотрудниками-евреями во время «военной оппозиции»). Бажанов описывает, как в его присутствии Сталин выразился об одном из руководителей комсомола: «Что этот паршивый жидёнок себе воображает!»

Сталина обвиняет в скрытом антисемитизме также Н. С. Хрущев , который в своих воспоминаниях пишет: «когда в своем кругу ему приходилось говорить о каком-то еврее, он всегда разговаривал с подчеркнуто утрированным произношением. Так в быту выражаются несознательные, отсталые люди, которые с презрением относятся к евреям и нарочно коверкают русский язык, выпячивая еврейское произношение или какие-то отрицательные черты». Когда возникла проблема протестных выступлений («волынки») на одном из московских заводов, инициативу которых приписывали евреям, Сталин заявил ему: «надо организовать здоровых рабочих, и пусть они, взяв дубинки в руки, побьют этих евреев»

В 1941 г. во время переговоров с польскими представителями (премьером B.Сикорским и генералом В.Андерсом) Сталин выразил полную солидарность с антисемитской позицией поляков, дважды подчеркнув: «евреи - плохие солдаты»

Об антисемитизме отца сообщает также Светлана Аллилуева , связывая его происхождение с временами борьбы против оппозиции. Она вспоминает, как отец ей говорил: «Сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат... сионисты подбросили тебе твоего муженька» (в мае 1947 г. Светлана Сталина по настоянию отца развелась с мужем, евреем Г. Морозовым).

Публичная позиция

Публично Сталин, в полном соответствии с марксистской теорией, критиковал сионизм (критике еврейского национализма в двух ипостасях: сионистской и бундовской, посвящена значительная часть его книги «Марксизм и национальный вопрос»), и делал заявления, направленные против антисемитизма, который называл «наиболее опасным пережитком каннибализма» и «громоотводом, выводящим капитализм из-под удара трудящихся».

В качестве народного комиссара по делам национальностей Сталин поощрял еврейскую культуру - в частности, не поддержал требования Евсекции закрыть в Москве ивритский театр «Хабима» .

Начало государственного антисемитизма в СССР

Антисемитизм во внутрипартийной борьбе

Впервые Сталин использует антисемитизм в политических целях в ходе борьбы с троцкистско-зиновьевской оппозицией . Среди репрессированных в - гг. было значительное количество евреев, но нет прямых свидетельств тому, что в это время в ходе репрессий в отношении евреев делались какие-то национальные предпочтения. Однако, Троцкий заявил об антисемитской подоплеке Московских процессов, обратив внимание как на большой процент евреев среди подсудимых, так и тот факт, что в прессе, кроме партийных псевдонимов, раскрывались и «истинные» еврейские фамилии подсудимых. Как полагают некоторые исследователи, именно для парирования этих обвинений в конце 1936 г. в СССР было опубликовано данное за 5 лет до того интервью Сталина Еврейскому телеграфному агентству, с высказываниями о «пережитке каннибализма» и пр. . К концу 1930-х гг. в ближайшем окружении Сталина осталось лишь два еврея: Л. М. Каганович и Лев Мехлис .

Тем не менее, историк Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм» полагает, что до конца 1930-х годов никакой политики антисемитизма власть не проводила: еврейская культура и национализм подавлялись равно со всеми прочими национальными культурами и движениями, а процент среди репрессированных в процессах 1937-1938 года был не выше, чем среди других национальностей.

Первые признаки государственного антисемитизма

После подписания договора с Германией, Сталин запретил любые упоминания об антисемитизме нацистов и преследованиях евреев в Германии. Вернувшийся из Москвы Риббентроп докладывал Гитлеру , что Сталин высказал в разговорах с ним решимость покончить с «еврейским засильем», прежде всего среди интеллигенции. Евреи-беженцы из оккупированных Германией польских земель и эмигранты из Германии были выданы Гитлеру . Предложение немцев о переселении немецких евреев в Биробиджан и на Украину было отвергнуто в феврале 1940 г.

Развитие антисемитизма во время и после Отечественной войны

Антисемитизм во время Отечественной Войны

Дело Аллилуевых и убийство Михоэлса

Из сталинских антиеврейских акций наиболее известен расстрел Еврейского Антифашистского комитета . Уже в июне 1946 начальник Совинформбюро Лозовский , которому подчинялся ЕАК, был обвинён комиссией ЦК в «недопустимой концентрации евреев» в Совинформбюро. В конце Сталин принял решение о роспуске ЕАК и массовых арестах среди еврейской культурно-политической элиты. Зная о усиливающемся антисемитизме Сталина и его ненависти к родственникам покончившей с собой жены Надежды Аллилуевой , министр ГБ В. Абакумов составил сценарий американо-сионистского заговора, якобы направленного против самого Сталина и его семьи. Главной заговора был объявлен И. Гольдштейн, знакомый семьи Аллилуевых.

Годовщина восстания в Варшавском гетто

10 апреля 1948 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об отклонении предложения Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР о выезде в Польшу делегации еврейских религиозных общин Москвы и Киева для участия в траурном собрании по случаю пятилетней годовщины восстания в Варшавском гетто .

Создание Израиля

Дальнейшее развитие антисемитской кампании на время приостановилось в связи с событиями на Ближнем Востоке (борьба за создание Государства Израиль). СССР активно поддерживал идею раздела Палестины , надеясь найти в лице Израиля активного советского сателлита в регионе. СССР оказался одним из первых государств, признавших Израиль; огромную роль в ходе Войны за независимость Израиля сыграло чешское и немецкое оружие, поставленное Чехословакией с санкции Сталина.

Однако быстро выяснилось, что Израиль не намерен идти в фарватере советской политики, стремясь лавировать между СССР и США . В то же время Война за независимость вызвала всплеск произраильских настроений среди советских евреев. Это послужило фактором, вызвавшим новый виток политики государственного антисемитизма. Существуют предположения, что непосредственным толчком явился демонстративный энтузиазм, с которым советские евреи принимали в начале октября 1948 г. посла Израиля Голду Меир .

Разгром Еврейского Антифашистского Комитета и «борьба с космополитизмом»

С апреля 1949 г. публичная газетная кампания против евреев была смягчена, а некоторые наиболее активные антисемитские публицисты даже сняты со своих постов. Но чистка евреев при этом усилилась. Так, из редакции Газеты «Труд» было уволено 40 евреев, из ТАСС - 60. Была проведена чистка среди руководства Еврейской автономной области, обвиненного в «национализме».

Сталин и «дело врачей»

Пиком послевоенного антисемитизма стало «Дело врачей ». Дело это было инспирировано лично Сталиным, который держал его под личным контролем и ежедневно читал протоколы допросов. Он угрожал новому министру госбезопасности С. Игнатьеву, что если тот «не вскроет террористов, американских агентов среди врачей», то он будет арестован, как его предшественник Абакумов: «Мы вас разгоним, как баранов». В октябре г. И. Сталин разрешил применять к арестованным врачам меры физического воздействия (то есть пытки). Сталин требовал от МГБ максимальной разработки версии о сионистском характере заговора и о связях заговорщиков с английской и американской разведкой через «Джойнт » (сионистская благотворительная организация). 1 декабря г. Сталин заявил (в записи члена Президиума ЦК В. А. Малышева): «Любой еврей-националист - это агент америк<анской> разведки. Евреи-нац<ионали>сты считают, что их нацию спасли США… Среди врачей много евреев-националистов».

Широкомасштабная пропагандистская кампания, связанная с «делом врачей», стартовала 13 января г. с публикацией сообщения ТАСС «Арест группы врачей-вредителей». В отличие от предыдущей кампании против «космополитов», в которой евреи как правило скорее подразумевались, чем назывались прямо, теперь пропаганда прямо указывала на евреев. 8 февраля в «Правде» был опубликован установочный фельетон «Простаки и проходимцы», где евреи изображались в виде мошенников. Вслед за ним, советскую прессу захлестнула волна фельетонов, посвященных разоблачению истинных или мнимых темных дел лиц с еврейскими именами, отчествами и фамилиями . Самым «знаменитым» и среди них стал фельетон Василия Ардаматского «Пиня из Жмеринки», опубликованный в журнале «Крокодил » 20 марта г .

К марту 1953 г. стали курсировать упорные слухи о готовящейся депортации евреев на Дальний Восток.

Смерть Сталина и последовавшая немедленно затем реабилитация «врачей-убийц» положила конец этой кампании.

После смерти Сталина

Ряд последующих кампаний государственного антисемитизма был в основном связан с ближневосточной политикой СССР, направленной на поддержку арабских стран против Израиля. Это проявилось в

Меня френды вот прямо сейчас упрекнули: антисемит ты или погулять вышел? Давно ничего серьезного у тебя про евреев в блоге не появлялось, про ZOG там, про антисемитизм и про мацу на крови христианских младенцев...

Дескать, Антисемит и его блог уже не торт тот, и ваще, мне пора сменить название блога на "антихохлит". А раз так - получайте! Ласкаво просимо!

С татья израильского еврея, В.Ривлина.

А нтисемитизм в СССР- любимый конек сионистов. Стараются исследователи из различных учреждений- они упорно ищут документы, которые обосновали бы их утверждения о преследовании евреев в СССР. Журналисты тоже стараются и, пишут,(Как говаривал Остап Бендер: Контора пишет!").

О хотно делятся своими обидами эмигранты, рассказывая как им было плохо в СССР, как их притесняли по пятому пункту, как страдали не только они сами, но также их родственники и знакомые. Справедливости ради следует сказать, что в хрущевское и брежневское время антисемиты в СССР не таились, и даже более того, вели себя весьма нагло. Самому доводилось сталкиваться с подобным еще в школе, причем не так уж редко. Могли отправить в Израиль, назвать "жидом" или "маланцем". Причем отправляли в Израиль или высказывались не в самых приятных выражениях о евреях (мягко говоря) не только одноклассники, однокурсники или сослуживцы.

Г ораздо реже, но подобное можно было услышать и от школьного учителя, от университетского преподавателя, уже не говоря про армейскоеили любое другое начальство. Словом, антисемитов в СССР хватало. Наглость антисемитов происходила от уверенности в собственной безнаказанности. К тому же статья сталинской конституции, согласно которой за "жида" полагалось пятилетнее тюремное заключение, во времена Хрущева и Брежнева уже не только не действовала, но и просто не существовала. Они, и видимо совсем не без оснований расчитывали встретить поддержку на любом уровне. Антисемитов в СССР хватало, как, впрочем, и в любой другой стране. В том числе и на весьма ответственных должностях всех уровней. Разумеется, что проникнув во власть и СМИ, эта публика оказывала весьма существенное влияние на все стороны жизни страны и общества.

О днако говорить о государственном антисемитизме как о целенаправленной антисемитской политике советского государства я считаю совершенно безграмотным. Официальная советская идеология была построена на интернационализме и до самого крушения СССР, этот принцип оставался неизменным. Но дело даже не в этом. Для того, чтобы определить государственную политику страны как антисемитскую или вообще направленную против кого-либо, должны быть соответствующие документы, определяющие такую политику. Но, Слава Богу, в Советском Союзе не было ни официально установленных процентных норм для евреев при приеме в высшие учебные заведения, ни черты оседлости. Более того, именно Советская власть и отменила все эти ограничения, уже не говоря о том, какую роль сыграл СССР в деле спасения евреев в годы Второй Мировой Войны и в образовании государства Израиль. Конечно же мне можно возразить, что официальных документов и инструкций по поводу ограничения прав евреев в СССР не издавалось, но, например, нормы на прием евреев в ВУЗы существовал неофициально, а следовательно, можно говорить о неофициальной политике антисемитизма в СССР.
Лучше всего на этот вопрос ответят факты.

И так, факты:
В от какие данные о евреях СССР приводит профессор Мордехай Альтшулер в своем исследовании: "Евреи СНГ на пороге третьего тысячелетия" ACTA SLAVICA IAPONICA Volume 16 (1998) http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/16/alt/altshuler-4.html

"Для еврейского населения Советского Союза и СНГ характерны три основные черты:

а) В отличие от других народов, еврейское население целиком сосредоточено в городах. Согласно результатам переписи 1989 года, 98,8% евреев проживали в городах, и это положение не изменилось до настоящего времени.

б) Большинство еврейского населения проживало в крупных городах. Согласно результатам переписи 1989 года, почти половина (49,4%) евреев Советского Союза проживала в 11 крупнейших городах СССР.
Подавляющее большинство евреев принадлежит к слою интеллигенции.... Для еврейских женщин - и это, пожалуй, важнее всего - характерен высокий образовательный уровень,91 они стремятся сделать карьеру... "

Д алее профессор Альтшулер отмечает следующий, очень интересный факт:
" Одним из путей к утрате или ослаблению этнического самосознания были браки между представителями двух разных национальностей. Показатель распространенности смешанных браков среди евреев был одним из самых высоких. Это явилось результатом действия трех основных факторов: а) евреи составляли незначительное меньшинство населения во всех городах и районах проживания; б) они были хорошо знакомы с языком и культурой окружающего большинства, в основном русского; в) большинство евреев принадлежали к слою интеллигенции, среди которой более распространены межэтнические браки. Прибегая к обобщению, мы можем сказать, что приблизительно у 60%-70% детей, родившихся в конце восьмидесятых годов, только один родитель был евреем. Большинство детей, родившихся у родителей смешанного этнического происхождения, были зарегистрированы в советских документах как неевреи, что ускорило процесс сокращения численности еврейского населения (в данном случае не в результате процесса эмиграции".

Т аким образом, на основании данных профессора Альтшулера можно сделать два вывода:

Во-первых, о высокой степени интеграции евреев в советском обществе, во-вторых,о том, что принадлежа к слою интеллигенции, советские евреи играли далеко не последнюю роль в жизни общества и страны.

В третьих, евреи никоим образом не были кастой неприкасаемых, или изгоев, как это пытаются представить адепты тезиса о преследовании евреев в СССР.

Далее профессор Альтшулер пишет:
" Результаты переписи 1979 года в славянских республиках (СССР) свидетельствуют о том, что еврейское население было самым образованным среди всех этнических групп в СССР. В этих республиках количество лет обучения у евреев превышало количество лет обучения у городского населения основной национальности в республике в среднем на 1,8-3,3 года. Среди еврейского населения РСФСР в конце восьмидесятых годов (в 1989 году) было в 2,5 раза больше людей с высшим образованием, чем среди городского армянского населения, в 3 раза больше, чем среди украинцев, в 3,6 раза больше, чем среди белорусов, и в 3,8 раза больше, чем среди русского городского населения. Образование являлось одним из самых важных факторов, влияющих на решение о том, какое положение человек будет занимать на работе, и в этой области еще более разительной представляется разница между евреями и представителями других национальностей в славянских республиках и, по-видимому, не только в них. Во всех славянских республиках уже в конце семидесятых годов среди работающих евреев было в 3,4-4,6 раза больше лиц с высшим образованием, чем среди городского населения основной национальности в этих республиках. Несмотря на некоторые ограничения в приеме евреев в престижные высшие учебные заведения, в восьмидесятые годы выросла доля лиц с высшим образованием среди евреев, занятых в народном хозяйстве, о чем говорят результаты переписи 1989 года относительно РСФСР. В конце восьмидесятых годов в РСФСР имели высшее образование приблизительно две трети евреев-кормильцев, а в Москве - приблизительно три четверти (725 на тысячу). В конце восьмидесятых годов в РСФСР среди работающих евреев было в 3,7 раза больше людей с высшим образованием, чем среди городского населения в целом (629 по сравнению со 170)".
"С социологической точки зрения", -пишет профессор Альтшулер,-"Евреи были единственным в СССР национальным меньшинством, про которое можно сказать, что его трудовая деятельность обладает чертами, характерными для постиндустриального общества. В то время как в РСФСР в 1979 году среди всех занятых в народном хозяйстве 75,8% были заняты в отраслях материального производства (среди городского населения этот показатель составлял 73,3%), среди евреев менее половины трудились в этих отраслях. В то время как в РСФСР среди всех городских жителей - кормильцев физическим трудом было занято 61,6%, среди евреев этот показатель составлял только 20,9%, а большинство (79,1%) занималось преимущественно умственным трудом. Это явление, хотя и в меньших размерах, было характерно также для еврейского населения других республик Советского Союза. "
Также профессор Альтшуллер делает вывод о том, что:
"Экономическое положение евреев до распада Советского Союза в общем было лучше, чем положение других народов".
Искатели антисемитизма в СССР старательно избегают всех этих данных и в подтверждение своих тезисов апелируют к истории.
В частности, еврейская энциклопедия пишет: "В последний период войны началось вытеснение евреев с руководящих постов во всех сферах жизни страны, была исключена сама возможность назначения евреев на ряд должностей в партийно-государственном аппарате".
Мягко говоря, утверждения еврейской энциклопедии страдают необоснованностью.
Вот что пишет о положении евреев во властных структурах СССР Жозеф Тартаковский "Евреи в руководстве СССР (1917-1991)".
В составе ЦК партии евреи вплоть до 1952 играли видную роль. Всего в состав ЦК за все годы входил 51 еврей.....
Почти на каждом съезде партии в состав ЦК включались новые члены и кандидаты в члены ЦК - евреи. Так, в 1919 двое из пяти евреев были избраны в состав ЦК впервые, в 1920 - 2 из 5, в 1923 - 2 из 8, в 1924 - 5 из 12, в 1925 - 3 из 12, в 1927 - 3 из 13, в 1930 - 5 из 17, в 1934 - 9 из 24, в 1939 - 7 из 14, в 1952 - 1 из 5. Затем в состав ЦК регулярно включались 1-3 еврея в основном для демонстрации якобы отсутствия в стране антисемитизма на государственном уровне.
По времени в состав ЦК входили: до 1 года - 2, от 1 до 3-х лет - 13, от 4-х до 10 лет - 21, от 11 до 20 лет - 10, свыше 20 лет - 5 чел (Б.Л.Ванников и С.А.Лозовский - 21 год, М.Б.Митин - 22 года, В.Э.Дымшиц - 25 лет, Л.М.Каганович - 34 года).
В Правительстве СССР евреи вплоть до 50-х годов также играли видную роль, хотя их количество в составе Правительства очень сильно колебалось. Так, в 1917-1922, в 1926-1930 и в 1950-85 в состав Правительства входили всего 1-2 еврея.
В дальнейшем назначение евреев в состав Правительства СССР было лишь эпизодическим (Л.З.Мехлис - 1940, И.М.Зальцман - 1942, Д.Я.Райзер - 1950, В.Э.Дымшиц - 1959, Л.М.Володарский - 1975).
По времени в состав Правительства входили: до 1 года - 4 чел, от 1 до 3-х лет - 11чел, от 4-х до 7 лет - 10 чел, 8 лет - 1 чел (Л.Д.Троцкий), 9 лет - 1 чел (М.М.Литвинов), 10 лет - 2 чел (Л.З.Мехлис и Л.М.Володарский), 11 лет - 1 чел (С.З.Гинзбург), свыше 20 лет - 2 чел (Л.М.Каганович и В.Э.Дымшиц).
Всего в состав Правительства СССР за все годы входили 32 еврея.

Не знаю для для демонстрации ли "якобы отсутствия в стране антисемитизма на государственном уровне", представители еврейства входили в состав правительства на протяжении всех лет существования советского государства, однако хочу заметить следующее: Далеко не все национальности и народности Советского Союза имели свое представительство в правительстве СССР.
Тартаковский также ошибочно утверждает, что:
"После войны среди крупных военных деятелей можно отметить только генерала армии Я.Г.Крейзера - командующего Дальневосточным военным округом, а затем начальника высших офицерских курсов "Выстрел"".
Кроме Крейзера были и другие генералы: Драгунский, Кривошеин, Мехлис, Колґпакґчи Ванников (после войны - начальник 1-го Главного управления при СМ СССР (впоследствии - Минсредмаш), руководил всеми работами по созданию термоядерного оружия. Трижды Герой Социалистического труда (1942-й, 1949-й, 1953-й)), генеральный конструктор танков Котин, главный хирург Советской Армии Вишневский, А.Д. Цирлин (лауреат государственной премии СССР, 1946-61 - начальник военно-инженерной кафедры Высшей ВА им. К.Е. Ворошилова (ВАГШ ВС СССР). Под его руководством разработана новая программа обучения. Доктор военных наук), и Л. З.Котляр(Герой Советского Союза, начальник Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева).
Это только те евреи от генерал-полковника и выше. Ни один из евреев за всю советскую эпоху не стал маршалом, что безусловно можно рассматривать как проявление антисемитизма в СССР.
К тому же, адептам теории антисемитизма в СССР этого количества евреев- высших государственных чиновников и военначальников явно не хватает. Их должно было быть хотя бы половина в армии и правительстве, чтобы исключить обвинения советской системы в антисемитизме.

Что же касается доли евреев среди руководителей среднего звена, т.е. , главных инженеров, главных врачей и т.п., то здесь весьма любопытны источником является исследование доктора Вячеслава Константинова.*
В своей монографии, изданной в Иерусалиме в 2007 году, доктор Константинов приводит следующие данные:
"В 1926 году доля евреев занятых в партийно-государственном аппарате была в четыре раза выше чем среди остальных групп населения страны" (Константинов стр. 170) .
Далее, Константинов отмечает, что доля евреев впартийно- государственном аппарате увеличивалась с 1926 по 1939 год.
Среди руководителей среднего звена, доля евреев от числа всех занятых к 1939 году составляла 9%, в то время как среди остальных горожан только процент руководителей среднего звена составлял лишь 3,5. С 1939 по 1948 год доля руководителей среднего звена среди евреев возросла и достигла 11,5% а в 1959 году доля руководителей среднего звена среди евреев была в 5 раз выше чем среди всех занятых. (Константинов стр.173) В 60-х годах двадцатого века, доля евреев среди руководителей среднего звена возросла и, автор монографии делает вывод о том, что за 30 лет- с 1959 по 1989 доля евреев-руководителей среднего звена в производственной сфере не изменилась, т.е. , оставалась весьма высокой.
Что касается научных работников, то среди них доля евреев была в 6 раз выше, чем среди всего занятого населения СССР.
Эти выводы подтверждаются исследованиями проведенными в Израиле.
Согласно выводам израильских исследователей, в 1989 году, процент лиц с высшим образованием среди евреев СССР составлял 43,3%, в то время как среди других национальностей Советского Союза, этот показатель составил 12,1%. По колличеству лиц с высшим образованием, евреи СССР уступали в 1990 году лишь евреям США (53,1%) и Канады(47,8% в 1991). Однако здесь следует учесть иммиграционную политику этих стран, традиционно стремящихся принимать у себя уже готовых специалистов. В связи с этим, следует подчеркнуть и тот немаловажный факт, что столь высокие показатели для обеих стран были во многом обеспечены советскими эмигрантами. В целом же, процент лиц с высшим, или средним специальным образованием среди евреев накануне распада СССР составил 64,8%- самый высокий показатель в стране (все остальные национальности- 12,1% и 19,8% соответственно).http://sites.google.com/site/jewstat/Home/fsuhebrew/hebeduc
В этой связи очень интересно сравнить положение советских евреев в СССР накануне распада Советского государства и, в Израиле, куда в начале девяностых эмигрировали сотни тысяч евреев из СССР.
В этом отношении очень интересны данные которые приводит в своей статье "Перевернутая пирамида".http://www.isramir.com/content/view/577/169/ : доктор Борис Дубсон- опальный израильский экономист.
В частности, Дубсон пишет:
"Мечта большевиков о социальной "перековке" российского еврейства, которую они безуспешно пытались осуществить в бывшем СССР в течение десятилетий, в Израиле реализовалась естественным путем в считанные годы. Алия 90-х" (так в Израиле называют иммиграцию в Израиль) прошла в Израиле процесс пролетаризации. Наиболее массовой профессией стала профессия рабочего, а не инженера и учителя(как в СССР. Прим. автора).
Далее, доктор Дубсон приводит не менее красноречивые статистические данные в подтверждение своего вывода: "Значительной части репатриантов пришлось расстаться с прежними профессиями ученых, инженеров, врачей, музыкантов и т.д. Израиль нуждался, прежде всего, в работниках физического труда и в этой сфере у репатриантов был широкий выбор: от рабочих и нянечек по уходу до охранников и уборщиц. Сравнение двух структур занятости репатриантов - до приезда и в настоящее время - отчетливо свидетельствует о том, что, образно говоря, "пирамида перевернулась". До приезда почти две трети репатриантов работали специалистами и управляющими, в 2002 г. - 28%, доля рабочих составляла до приезда 20,5%, в 2002 г. -38%. Уровень образования репатриантского рабочего класса достоин занесения в книгу рекордов Гиннеса: в 2002 г. 27% квалифицированных и неквалифицированных рабочих - репатриантов имели образование 16 + лет, еще 36 и 32% соответственно - от 13 до 15 лет. Однако в сфере физического труда репатрианты представлены не только рабочими. Преобладающая часть из 64 тысяч репатриантов, включенных в 2002 г. в категорию работников торговли и сферы обслуживания, тоже занята в основном физическим трудом. Примерно треть домработниц и охранников в Израиле - "олим ми Русия", они же составляют значительную часть персонала в общепите и гостиницах, (всего в этих двух отраслях было занято в 2002 г почти 19 тысяч репатриантов), а также дворники, уборщики и т.д. Примечательно, что с одной стороны репатрианты "обогнали" все еврейское население по удельному весу рабочего класса, и, вместе с тем, доля репатриантов в категории конторских служащих намного меньше среднего показателя. Напомню, что по моей прикидке сохранили свой профессиональный статус специалистов -"академаим" не более 25 тысяч репатриантов, приехавших в Израиль с начала 90-х гг. В 2003 г. доля академаим" среди репатриантов, приехавших с начала 90-х гг., была ниже, чем в 1999 г. В группе репатриантов 1990-1991 гг. численность работников с образованием 16 лет и более, занятых на должностях специалистов и управляющих, достигла своего максимума в 2001 г. -54 тысячи- а затем стала снижаться, составив в 2003 г. 49 тысяч человек. В том же 1998 г. наиболее успешно завершила учебу в школе та часть выпускников, которая приехала в страну в возрасте 17 лет и старше, то-есть учившаяся в израильских школах не более 2 лет. Наверняка у этой группы было более слабое знание иврита, чем у сверстников, приехавших несколькими годами ранее. И, тем не менее, почти 63% из них успешно сдали экзамены на аттестат зрелости. Из тех же юношей и девушек, которые приехали в возрасте от 9 до11 лет, от 12 до 14 лет и в возрасте 15 -16 лет получили аттестаты зрелости соответственно - 60, 51 и 53,5%. В 1998-1999 учебном году из 38 тысяч учащихся 9 -12 классов, приехавших из бывшего СССР после 1989 года, 8,4% бросили учебу, а для подростков, приехавших после 1995 года, этот показатель составил 15%. Масштабы отсева из школы подростков - репатриантов больше средних показателей в системе еврейского образования". (там же)
подчеркнуть и тот немаловажный факт, что столь высокие показатели для обеих стран были во многом обеспечены советскими эмигрантами. В целом же, процент лиц с высшим, или средним специальным образованием среди евреев накануне распада СССР составил 64,8%- самый высокий показатель в стране. соответственно). Таков был потенциал, с которым евреи СССР переселялись на ПМЖ в Израиль. На момент начала массовой эмиграции советских евреев в Израиль, процент лиц с высшим образованием в этой стране составлял 15,9% и еще 9,5% со средним специальным. В свете приведенных доктором Дубсоном фактов, сравнение явно не в пользу еврейского государства. Получается что в антисемитском СССР, евреям во многих отношениях жилось гораздо лучше, чем потом в Израиле.

Те, кто обвиняют СССР в антисемитизме, скрупулезно подсчитывают все случаи проявления антисемитизма в СССР. Что ж, здесь сравнения с Израилем тоже будут весьма интерсны.
Ниже приводятся материалы израильского правозащитного движения Ламерхав.
Приводимые здесь факты говорят сами за себя:
"В Израильском совете защиты детей в 1998-1999 зарегистрировано более 7.000 случаев проявления насилия против детей эмигрантов, причем 80% инцидентов между детьми происходит на фоне расизма".
В ноябре 1998 г. пресса сообщила, что в благополучной школе "Макиф Гимел" появились граффити "Русский - наш язык", "Пережили Освенцим, переживем и школу". Оказалось, что некий классный руководитель запретила старшеклассникам говорить по-русски на территории школы. Дети отреагировали, написали граффити. Поскольку многие из учеников специализировались в масс-медия, то они сумели заинтересовать инцидентом ведущие газеты, национальное радио и ТВ. И тогда директор школы совершила очередной педагогический просчет и Рахиль Тирош - вызвала полицию. Это не первый случай запрета на русский язык в Беэр-Шеве. Двумя месяцами ранее начальник отдела реанимации Беэршевской больницы Сорока профессор Громан запрещал русскоязычному персоналу общаться между собой по-русски и даже развесил плакаты соответствующего содержания. В Ассоциации по надзору за качеством власти такое отношение коротко охарактеризовали одним словом - расизм". http://www.russiandenver.50megs.com/panthers/panrus.htm

Таких историй- тысячи. В 1995 году министр труда Израиля Ора Намир публично выступила с откровенно рассистскими нападками на русскую общину Израиля.
В любой нормальной стране после таких "выступлений" министр не только бы лишился своего поста, но и предстал бы перед судом. Но госпожа Намир осталась на своем посту и даже не подумала извиниться.
Несколько лет спустя, в Ашкелоне был убит израильский солдат Ян Шапшович и тяжело ранен его брат. Вся вина братьев заключалась лишь в том, что они говорили между собой по-русски. Убийцы отделались символическими сроками и это был единственный случай когда состоялся суд над рассистами.
Рассизм в израильском обществе имеет глубокие корни.
Вот что пишет об этом израильский писатель-диссидент Исраэль Шамир:
"В начале пятидесятых годов в верхушке Минздрава возник чудовищный заговор врачей - погубить сто тысяч "неполноценных" еврейских детей. Этот заговор успешно достиг своей цели. Кто были заговорщики - соратники д-ра Менгеле, гитлеровцы, антисемиты? Нет, ведущие израильские врачи ашкеназского, то есть русско-польского происхождения подвергли лучевой болезни сто тысяч еврейских детей из "расово чуждой" марокканской общины. С этим страшным обвинением выступил новый документальный фильм "Стригущий лишай" двух молодых израильских-марокканских режиссеров Давида Белхассена и Ашера Хемиаса, показанный впервые на Тель-Авивском кинофестивале в октябре 2003 года, и несколько дней назад транслировавшийся по израильскому телевидению, пишет Исраэль Шамир http://www.israelshamir.net/ru/ruart67.htm
Поэтому, прежде чем искать антисемитов в СССР и России, сионистам следовало бы поискать их прежде всего в Израиле- При желании, они легко найдут у себя собственных рассистов.

Защитники евреев также любят апелировать к истории.
Что ж, обратимся к истории. Здесь мы найдем очень много интересных фактов о советском антисемитизме и любви сионистов к еврейскому народу.
Первой страной, которая заявила всему миру о массовом убийстве евреев нацистами, был СССР. Нарком иностранных дел Советского Союза В.М. Молотов в своем заявлении в ноябре 1941 года рассказл всему миру об убийстве евреев в Бабьем Яру.
А как отреагировали на эту новость сионисты?
Вот что пишет об этом Исраэль Шамир: "Просионистская пресса подчинялась указаниям своих лидеров, и даже когда 16 марта 1942 г. в печати появились - на основе письма советского наркоминдела Молотова - первые свидетельства о массовых уничтожениях евреев, после Бабьего Яра и других мест, на другой день, 17 марта 1942 года в еврейских газетах Палестины уже появилось официальное опровержение: разговоры о ста тысячах убитых евреев - выдумки и преувеличения. Молотов пишет о 52 тыс. евреев, убитых в Киеве: газета сионистов "Давар" перепечатывает его слова с оговоркой: по нашим данным, большинство погибших в Киеве - совсем не евреи. В других газетах также не приняли данных Молотова и дали свои данные: в Киеве погибла только одна тысяча евреев. БЦ цитирует десятки сионистских газет, и во всех одна идея - никакого массового уничтожения не ведется, это все выдумки. "Не надо раздувать слухов, - писала газета "Гацофе" на следующий день, - и так много бед у народа Израиля и не нужно добавлять выдуманных". warrax.net/82/israel.html
В то время как Красная Армия сражалась с нацизмом, "в1942 году, в самый разгар уничтожения европейского еврейства, когда сотни тысяч евреев изгонялись, подвергались пыткам, сгорали в печах крематориев, умервшлялись в газовых камерах, закапывались в братских могилах, руководство организации Борцов за Свободу Израиля (ЛЕХИ) решило послать своих представителей в Турцию, в Анкару, что бы установит связь с германским посольством.

В их задачу входило передать сообщение Ромелю, чьи войска сражались против Монтгомери, что ЛЕХИ готова оказать помощь нацистской Германии в её войне против союзников, при условии, что после оккупации Ближнего Востока, там возникнет еврейской расовое государство и в нём будет жить большая часть еврейского населения мира"- пишет Михаил Магид-израильский публицист.

А будущий президент Израиля Хаим Вейцман, в то время, когда Советская Армия спасала миллионы евреев от массового уничтожения в нацистских лагерях смерти заявлял на предложение выкупить евреев, находящихся в немецких концлагерях: "Все эти евреи не стоят одной палестинской коровы".
Холокост Вейцман называл "обрезанием сухих ветвей".
А еще ранее, в 1937 году Вейцман заявил следующее: "Я задаю вопрос: Способны ли Вы переселить 6 млн. евреев в Палестину? Я отвечаю: Нет. Из трагической пропасти я хочу спасти только 2 млн молодых... А старые должны исчезнуть... Они - пыль, экономическая и духовная пыль в жестоком мире... Лишь молодая ветвь будет жить." (Раввин М. Шонфельд "Жертвы Холокоста обвиняют. Документы и свидетельства о еврейских военных преступниках". (Нью-Йорк, 1977г) .
Истории известны и другие свидетельства заботы сионистов о евреях.
Резо(впоследствии, Исраэль) Кастнер- лидер сионистов Венгрии помогал сионистам депортировать венгерских евреев в лагеря смерти, и Кастнер был не один такой.
Но обвинения защитников евреев обращены не к Кастнеру, Ицхаку Шамиру, Хаиму Вайцману, а к Сталину и в его лице- к советской власти.
Сталину приписывают антисемитизм ссылаясь на "Дело врачей" и историю с Еврейским антифашистским комитетом(ЕАК).
Не буду вдаваться в подробности этих историй и связанных с ними фальсификаций, например, о якобы причастности советских спецслужб к смерти Михоэлса- это тема отдельной статьи. Замечу лишь, что в "деле врачей", евреи составляли лишь часть из тех, кто были репрессированы.
А по поводу ЕАК хочу заметить следующее. Как известно, Соломон Михоэлс -председатель ЕАК, выступал за создание еврейской автономии в Крыму.
В связи с этим интересно было бы узнать следующее:
А как бы отнеслись власти Израиля к созданию арабской автономии в местах компактного проживания арабов на территории Израиля или американские власти, к идее создания еврейского штата во Флориде или Чикаго?
Утверждения же еврейской энциклопедии о планах Сталина депортировать всех евреев из европейской России в Сибирь и в Казахстан, до сих пор документально не подтверждены.
Еще одно обвинение в адрес Сталина - в преследовании евреев за их симпатии к Израилю. Сразу же после образования государства Израиль, его лидеры переметнулись на сторону США- главного противника СССР в холодной войне. В США -самой демократической стране мира, в то время шла ожесточенная травля не только коммунистов, но и всех заподозренных в симпатиях к СССР.
Не правда ли, на этом фоне кажется совершенно непонятным, почему Сталин не благоволил к евреям, симпатизировавшим враждебному государству?!
И еще. Я хорошо помню, как в середине девяностых, чуть ли не на каждого туриста или туристку из стран бывшего СССР смотрели как на потенциальных мафиози и проституток.
Как тут не вспомнить басню Крылова:"Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?"
Но вернемся к Сталину.
Еврейская энциклопедия обвиняет его в антисемитизме забывая при этом о целом ряде красноречивых фактов.
На протяжении всей своей жизни Сталин последовательно выступал против антисемитизма называя его "крайняей формой расового шовинизма и наиболее опасным пережитком каннибализма".
Именно Сталин, будучи народным комиссаром по делам национальностей не поддержал требования Евсекции закрыть в Москве ивритский театр "Габима".
В эпоху Сталина, антисемитизм являлся тяжким преступлением и сурово карался законом.
Но дело не только в этом.
Главное заключается в том, что Сталин является фактическим создателем государства Израиль, которое смело можно назвать незаконорожденным детищем Сталина. Ведь только благодаря дипломатическому давлению СССР на Великобританию, только благодаря массированным поставкам советского оружия еврейскому анклаву в Палестине через Чехословакию и массовой подготовке военных специалистов в военных лагерях, развернутых Сталиным по всей Восточной Европе, еврейское государство было создано и выстояло в первой арабо-израильской войне..
В обмен на военную и дипломатическую поддержку, советское правительство видело молодом еврейском государстве своего надежного союзника в Восточном Средиземноморье.
Но правительство Израиля во главе с Бен-Гурионом грубо нарушило все договоренности с СССР и переметнулось к американцам. Интересно, как после этого должны были воспринимать в СССР подобные действия своего союзника? Подводя итог всему вышеизложенному: приводимые в данной публикации факты, плохо вписываются как в концепцию государственного антисемитизма в СССР, так и неофициального. И если сравнивать уровень образования и другие социальные аспекты по которым можно судить о том, где евреи достигли больших успехов, в СССР, или Израиле, я думаю, что сравнение это во многом будет не в пользу Израиля. Во всяком случае, в Советском Союзе инженеры и учителя, уже не говоря о профессорах, независимо от национальности, не работали дворниками. Именно поэтому лично мне, ситуация, когда какой-нибудь эмигрант-бывший профессор из Москвы, хвастающий своими заслугами в стране исхода начинает рассуждать об антисемитизме в бывшем СССР, мне это кажется весьма комичным.

08:36 pm - Антисемитизм в СССР

Очень интересная информация о государственном антисемитизме в Советском Союзе:

"Антиеврейская чистка", а вернее очищение от процентно высокого еврейского засилья в аппаратных, административных и научных структурах началась в конце 40-х годов.
Привело к ней, по словам историка Г.В. Костырченко, которого невозможно заподозрить в антисемитизме, "семейственность, кумовство и землячество в номенклатурных структурах". Как мы вскоре увидим, не только в них. Г.В. Костырченко продолжает:

"В министерствах, организациях, многочисленных конторах существовала, конечно, и "еврейская" семейственность. Это так называемое еврейское засилье... по сути являлось своеобразным проявлением групповой солидарности нацменьшенства".
Учитывая, что послевоенное еврейское население страны составляло немногим более 1%, рассмотрим как оно распределялось в разных сферах науки, культуры и т.д.

В руководстве московскими театрами – 42%,
в дирекции художественных выставок и панорам – 40%,
в Мосгорэстраде – 39%,
во всероссийском театральном обществе – 30%,
во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении – 38%.

Из 87 директоров, главных режиссёров и главных администраторов цирков евреев – 44, русских – 38, украинцев – 4 и т.д.

В военном производстве:
директора заводов – 15%,
главные инженеры – 29,8%,
руководители КБ и НИИ – 25%.

ТАСС – 23%.
А, например, в радиотелеграфном управлении Украины – 49%.

В Одессе, в конце 1949 года, среди преподавателей 38,7% русских, 33% евреев, 24,5% украинцев.

В Союзе Советских Композиторов русских – 435, евреев – 239, армян – 89 и т.д. А в Одесской государственной консерватории из 263 студентов русских – 93, украинцев – 40, евреев – 117.
В Московской государственной филармонии 312 штатных работников, 111 – евреи.
Из 33 руководящих работников организующих концерты русских – 17, евреев – 14.
В 1942 году из 12 руководителей Большого Театра евреев – 10, русских – 1.

В ленинградском Пушкинском доме (АН СССР) 80% евреев в учёном совете.

Не лучше дело обстоит и в физике.
Количество еврейской молодёжи (в %) окончившей физфак МГУ, по отношению к русским:

1938 – 46
1939 – 50
1940 – 58
1941 – 74
1942 – 98

На 1 октября 1948 года евреи-научные сотрудники-физики в АН СССР – 24,8%, заведующие кафедрами физики в вузах – 12,4%, преподаватели кафедр в вузах – 12%, аспиранты-физики в вузах и НИИ – 16,7%.

Из докладной записки Агитпропа ЦК М.А. Суслову "О подборе и расстановке кадров в Академии Наук СССР":

"...В ряде институтов Академии наук имеет место тенденциозный подбор кадров по национальному признаку, что ведёт к образованию среди научных сотрудников замкнутых националистических групп, связанных круговой порукой. Например, в Институте физических проблем среди заведующих лабораториями русских только 20%...

В отделе теоретической физики, руководимым акад. Ландау, все руководящие научные работники евреи, беспартийные. Акад. Ландау подбирает своих сотрудников и аспирантов не по деловым, а национальным признакам. Аспиранты нееврейской национальности, как правило, уходят от него, "как неуспевающие". В руководимом Ландау семинаре по теоретической физике нет русских. Среди руководящих научных сотрудников лаборатории технических применений половина евреев...
Расчётная группа, возглавляемая доктором физико-математических наук Майманом Н.С., наполовину укомплектована лицами еврейской национальности...

В руководстве лабораторией Института физической химии, в которой ведутся работы по специальной тематике, евреев около 80%. Все теоретики института (Мейман, Левич, Волькенштейн, Тодес, Олевский) евреи. Зав. конструкторским отделом, учёный секретарь, зав. снабжением, зав. распределением импортных реактивов также являются евреями.
Бывший директор института акад. Фрумкин и его заместитель Дубовицкий создали круговую поруку и семейственность; аспирантов и докторантов подбирают исключительно по национальному признаку. За период с 1943 по 1949 год под руководством Фрумкина, Рогинского и Ребиндера подготовили докторские и кандидатские диссертации 42 человека, из них евреев – 37 чел.

В физическом институте им П.Н. Лебедева из 19 заведующих лабораториями русских 26%, евреев 53%. В оптической лаборатории, руководимой акад. Г.С. Лнандсбергом, в составе старших научных сотрудников русских 33%, евреев 67%. В Институте экономики из 20 докторов наук только 7 русских и т.д.

В некоторых отраслях науки сложились монопольные группы учёных, зажимающих развитие новых научных направлений и являющихся серьёзной помехой в деле выдвижения и роста молодых научных кадров.
Так, например, среди теоретиков-физиков и физико-химиков сложилась монопольная группа Ландау, Леонтович, Фрумкин, Френкель, Гинзбург, Лифшиц, Гринберг, Франк, Компанеец, Нейман и другие. Все теоретические отделы физических и физико-химических институтов укомплектованы сторонниками этой группы, представителями еврейской национальности.
Например, в школу акад. Ландау входят 11 докторов наук; все они евреи и беспартийные... Сторонники Ландау во всех случаях выступают единым фронтом против научных работников, не принадлежащих к их окружению".
И т.д. и т.п.

В институтах АН СССР наибольший процент среди зав. отделами экономики и права – 58,4%,
по отделению химических наук – 33%,
физико-математических – 27,5%,
технических – 25%.

На 28 октября 1948 года количество преподавателей на кафедрах философии составляло 22,2%,
политэкономии – 21,1%,
истории СССР – 13%,
марксизма-ленинизма – 19,8%.
Итого 19,9% на кафедрах общественных наук. В крупных городах – 26,3%.

Как видим из этих цифр, послевоенная ситуация была совершенно ненормальной. Ограничения, таким образом, являлись вынужденной мерой... В любой стране соблюдается баланс между большинством и меньшинством. Из-за войны он оказался нарушен в СССР и, начав восстанавливаться в начале 50-х, так никогда и не был восстановлен до конца...

Рассказать друзьям