Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука л в словах и предложениях. Индивидуальное занятие по автоматизации звука л Конспект по автоматизации звука л

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: «Автоматизация звука [Л] в предложении»

Цели:

  • развивать навык правильного произнесения звука [Л];
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать навык составления предложений;
  • развивать навык звукового анализа;
  • развивать артикуляционную моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика по схеме-подсказке:

  • иголочка
  • качели
  • лошадка
  • змейка
  • молоточек
  • пароходик
  • вкусное варенье

Ребенок по схеме называет упрежнение и выполняет его у зеркала.

II. Основной этап

. Игра «Найди пару».

Логопед предлагает ребенку познакомиться с героем занятия, девочкой, которую зовут Мила.
Логопед просит ребенка найти пары слов на картинке, назвать их и объяснить, по какому принципу он их объединил. Образец: Лошадь и лама - животные.



Молоток и пила - инструменты.
Стол и стул - мебель.
Без лампочки лампа не сможет освещать комнату.
Без весла на лодке нельзя плыть.

. Игра «Где спрятался звук [Л]?»

Используя это же пособие, логопед просит назвать слова, в которых звук [Л] стоит в начале слова, затем в конце, в середине.
Звук [Л] стоит в начале: лошадь, лама, лампочка, лампа, лодка.
Звук [Л] стоит в конце: стол, стул.
Звук [Л] стоит в середине: пила, молоток, весло.

Логопед предлагает ребенку помочь Миле сделать покупке в магазине одежды, выбрав только те слова, в которых есть звук [Л].
Ответ должен начинаться со слов: «Мила купила…»

Мила купила платок, футболку, блузку, платье, лосины, колготки.

После выполнения задания, логопед просит ребенка назвать одежду, которую Мила оденет летом, в теплую погоду. Затем, ребенку предлагается назвать более теплую одежду.

Логопед рассказывает ребенку, что у Милы много игрушек и ей нужно помочь придумать имя, каждой. Главное условие - в имени должен быть звук [Л]. Ответ должен начинаться со слов: «Мила назвала куклу…»


Мила назвала куклу Ланой, Аллой, Ладой.
Мила назвала гнома Володей, Павлом, Кириллом, Данилой.

После выполнения задания, логопед предлагает ребенку помочь Миле навести порядок в комнате и расставить игрушки по местам.
Пример: «Мила поставила куклу Аллу на полку, а гнома Володю посадила на стул»

. «Мини-текст по цепочке»

Логопед рассказывает ребенку историю про Милу, используя схему-подсказку.
Из-за облаков показалось солнышко. Мила взяла лопату, грабли и посадила фиалки. После этого Мила вымыла ладони мылом и вытерла их полотенцем. Девочка утомилась, села на стул отдохнуть.
После своего рассказа логопед задает ребенку вопросы:
- Какие цветы посадила Мила?
- Мила посадила фиалки.
- Какая погода была нас улицу?
- Выглянуло солнышко.
- Чем Мила вымыла ладони?
- Мила вымыла ладони мылом.
- Что потом сделала Мила?
- Мила села отдохнуть на стул.
После ответа на вопросы логопед просит ребенка самостоятельно рассказать историю про Милу, используя схему-подсказку.

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Поронайск .

Тема

Дата проведения: 27.01.12.

Учитель-логопед: Писарева Т.С.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема : Автоматизация звука (Л) в слогах, словах,предложениях, тексте.

Цель

Задачи:

Коррекционно-образовательная :

Коррекционно-развивающая :

Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»;

Коррекционно-воспитательная :

Тип занятия : закрепление

Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды.

Раздаточное

Словарная работа: )

Форма организации : индивидуальная.

Методы и приёмы

: устный ответ,

Педагогические технологии:

игровые технологии;

компьютерные технологии.

Ход:

1.Организующий момент.(Мобилизирующая часть занятия)

Здравствуй, Сергей! Я предлагаю тебе определить какое у тебя сегодня настроение.(плохое, хорошее, отличное) «Смайлики».

2. Введение в тему . Тему занятия подскажут тебе эти картинки.(Лайнер, пилот)

Это Лайнер - воздушный вид транспорта,…..Слайд №3

Какой первый звук в слове (Лайнер)

Пилот-это профессия, человек который управляет лайнером в небе.

3. Сообщение темы . Сегодня мы продолжим работу со звуком (Л).

Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие на лайнере.

Ты – пилот.

4.Подготовка у путешествию .

а) Моторика для рук «Кулак-ребро-ладонь».

б) Артикуляционная гимнастика.(чтобы язычок был сильным и чётко произносил наш звук, выполним гимнастику для языка).(упражнения выполняем под счёт до пяти: количество выполнения упражнений-5)

Упражнения «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качелька», «Чашечка». «Грибок».Произнесение звука (Л-Л-Л- многократно и отрывисто; попеременно шепотом, тихо, громко). «Пароход гудит»-Ы-Ы-Ы(громко, тихо, шепотом)

в) Характеристика звука (Л)- губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам. Это согласный звук, твёрдый.

б) Дыхательные упражнения(надувание щёк одновременно и поочерёдно).

5. Автоматизация звука (Л) в слогах и словах.

Летим над горами.Слайд №4

(произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ул-ыл)

Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера.

Игра: «Регулировщик ».Если услышишь звук (Л), то подними сигнальчик. Л- зелёный сигнал, нет (Л)- красный сигнал.

Слова(лампа, штурвал, салон, пилот, ракета)

Какие слова запомнил?

Какие слова непонятны?

Какое слово лишнее?

Пролетаем над полями. Слайд №5. Игра «Самый внимательный ».

(ландыш,лук, белка, дятел,) запомни как они расположены. А теперь произнеси их в той же последовательности. Покажи цифрой место звука в слове.

Продолжим наше путешествие. Игра «Рассыпушки». Слайд №6 . На небе рассыпались звуки, собери рассыпанные звуки и получится слово.

(о л а б к о)- облако- произнеси слово ласково (облачко) а если их много – облака.)

(подбор слов- действия; признака).

Облако по небу что делает? (плывёт) ; облако по цвету какое (белое)

6. Автоматизация звука (Л) в предложении , небольшом тексте . Задание состав предложение из слов: (работа по карточке- облако, плывёт, белое, небу, по).- количество слов в предложении. Повтори предложение.

Нам пришла телеграмма .

Л: я прочту тебе телеграмму, а ты если услышишь звук (Л) «Поймай его рукой»

Л: повтори за м ной.

По небу голубому

На белом – белом облачке

Плывёт наш лайнер к дому,

Словно в мягкой лодочке.

Самостоятельное проговаривание.(2 раза)

7.Дом.зад.

8. Итог. Вот и завершилось наше путешествие. Какой звук нам помогал путешествовать?

Давай проверим твое настроение. «Смайлик».

Самоанализ логопедического занятия.

Тема занятия : Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте.

При подготовке занятия учитывалось: особенности учащегося: возраст; логопедическое заключение: нарушения звукопроизношения выраженное недостаточностью всех средств языка с преобладанием смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень; здоровьесберегающий фактор.

На логопедическом занятии решались следующее

Цель : формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательная :

Уточнять правильное произношение звука (Л) в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Развитие грамматического строя речи;

Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»

Развивать мыслительные операции.

Коррекционно-воспитательная :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов.

Тип занятия : закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды.

Раздаточное : сигнальчики зелёного и красного цвета, карточки.

Словарная работа: активизировать в речи слова (лайнер, пилот )

Форма организации : индивидуальная.

Методы и приёмы : словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.

Формы, способы и средства результативности обучения : устный ответ,

индивидуальный опрос, работа по карточке.

Педагогические технологии:

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

компьютерные технологии.

Характеристика ребёнка: учащийся 3 класса; возраст-10 лет обучается по программе МСКОШИ-8 вида. Логопедическое заключение: нарушения устной речи выраженное неполноценностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень». (ст.ф.Дизартрии- нарушена была группа свистящих, шипящих- межзубное произношения; звук (Л)-отсутствовал в речи); прямой открытый прикус.

Логопедические занятия посещает с 1 класса

В работе прослеживалась комплексность и взаимосвязь поставленных задач с использованием разнообразных методов и современных технологий.

На занятии соблюдалась структура индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Работа над звукопроизношением (в слогах. словах, предложения, тексте)

Фонематическое восприятие

Психические процессы

На занятии для закрепления звука использовались различные анализаторы:

Зрительный;

Слуховой;

Тактильно-мышечный;

Мотивационный.

Считаю, что на занятии была установлена хорошая психологическая обстановка, т.к. наблюдалась организованное начало занятия. Прослеживалась связь содержания занятия с интересами ребёнка.

Коррекционная направленность занятия: подобраны специальные упражнения на развитие высших психических функций ребёнка. («Лишнее слово»; «Самый внимательный», «Рассыпушки»). Обогащение словаря существительными множественного числа, уменьшительно-ласкательным суффиксом; составление простого распространённого предложения; обогащение словаря по теме «Транспорт»; регулярное закрепление навыков чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

Считаю, что реализовать поставленные задачи удалось.


Светлана Овсянникова

Цель : автоматизировать звук [л] в слогах

Задачи :

Образовательные :

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные :

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию .

Оборудование : картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

Сегодня у нас на занятии новый гость . Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её?. (пчела) .

Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки» (на смарт-доске) . Посмотри на них и сделай упражнение.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Парус»

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Изолированное произнесение звука [л] , характеристика звука .

Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши : ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука : Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Похвали звук [л] . (Звук [л] – согласный , потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий , твёрдый).

4. Автоматизация звука [Л] в слогах .

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .

Про что можно сказать белые. ландыши.

Весёлый. клоун.

Голубое … мыло.

Ловкая. белка.

Жёлтый. подсолнух.

6. Формирование фонематических представлений.

Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л] .

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки) .

Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.

7. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка) . На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей» .

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

8. Игра «Где спрятался звук » (формирование звукового анализа ) .

Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах : начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).

9. Физкультминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

10. Игра «Посчитай» .

Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко) .

11. Автоматизация звука [Л] в предложениях .

1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам) .

Алла шила. Алла вязала….

2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Ладу.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает» ).

Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.

12. Развитие мелкой моторики.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку) .

Молодец! Луша очень довольна.

13. Итог занятия .

Наше занятие подошло к концу . Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л] ) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л] .

Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР Цели и задачи: Коррекционно-образовательные: -Учить четко и правильно произносить звук «л», автоматизировать данный звук в слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; Выделение на слух слов со звуком [л]; Воспроизведение слоговых рядов; Развитие.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах. Задачи: Развитие фонематического.

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Цель: автоматизация звука «Р». Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в прямых слогах и в словах с ними;.

Библиотека изображений:

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.
  • Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Постановка темы и цели занятия. [слайд 1] (см. презентацию)

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем ему?

II. Основной этап.

– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2 ]

– Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.)

– Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3]

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)

4. Произношение звука в изолированном виде.

5. Акустическая характеристика звука.

– Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)

– Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.)

– Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.)

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.)

– Открываю следующую букву имени героя (буква У).

6. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай слово со звуком «л».

Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

7. Динамическая пауза.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4]

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.

ЛА́ ла лаЛА́ ла

ло ЛО́ ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка

Лу-лу – лук лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога). Читайте все слоги.

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку .

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л». [слайд 5]

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока? (Свёкла)

– Что находится слева от куклы? (Юла)

– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6]

– Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса ;

корова, белка , коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7]

Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8]

III. Итог занятия. [слайд 9] (см. презентацию и музыку)

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка» - «Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л] .

[Л]

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Согласный

Логопед: Почему?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Звонкий.

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ребенок: Твердый

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л] .

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л] .

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела) .
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу) .

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы) .

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

9. Физминутка.

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук» .

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л] . Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка) .

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л] .

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Рассказать друзьям