Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с о. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие Предисловие Левченко патопсихология теория и практика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Левченко И. Ю.

Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр«Академия», 2000. - 232 с. ISBN 5-7695-0553-2

В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психи­ки, характеристики основных нарушений высших психических функций и лично­сти, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание эксперимен­тально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекоменда­ции к составлению заключения и ведению документации.

Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных за­ведений.

Глава 1. Предмет, задачи, методологическиеосновы патопсихологии...............

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Патопсихологический эксперимент

§ 2. Беседа

§ 3. Тесты

§ 4. Опросники

§ 5. Проективные методики

ГЛАВА 4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

§ 1. Исследование восприятия

§ 2. Нарушения восприятия

§ 3. Агнозии

§ 4. Псевдоагнозии при деменции

§ 5. Обманы чувств

§ 6. Нарушение мотивационного компонента восприятия

§ 7. Исследование памяти

§ 8. Нарушения памяти

§ 9. Исследование мышления

§ 10. Нарушения мышления

§11. Исследование внимания

§ 12. Исследование индивидуальных особенностей личности

§ 13. Аномалии характера и акцентуации индивидуально- психологических свойств личности

§ 14. Взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимсяповедением

ГЛАВА 5. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Нозологическая диагностика

§ 2. Психиатрическая экспертиза

§ 3. Установление особенностей и динамики психическогосостояния больных...

ГЛАВА 6. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

§ 1. Общие возрастные закономерности психических заболева­ний у детей и подростков

§ 2. Основные направления патопсихологического изучения де­тей И ПОДРОСТКОВ.

§ 3. Оценка микросоциального фактора и его влияние напсихическое развитие ребенка

§ 5. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

ГЛАВА 1

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Патопсихология - это отрасль психологической науки, изу­чающая изменения психической деятельности вследствие психиче­ских или соматических заболеваний. Ее данные имеют большое теоретическое и практическое значение для различных отраслей психологии и психопатологии.

В современной психологической науке иногда наблюдается смешение понятий и некорректное использование терминов па­топсихологии. В связи с этим закономерен вопрос о разграниче­нии понятий «психопатология» и «патопсихология». Признание того, что патопсихология является психологической, а не меди­цинской дисциплиной, определяет предмет патопсихологии и от­граничивает его от предмета психопатологии.

Психопатология как отрасль медицины направлена на изуче­ние общих особенностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патогенетических меха­низмов психических нарушений.

Патопсихология, являясь психологической дисциплиной, ис­ходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формиро­вания и протекания психических процессов в норме. Таким обра­зом, при всей близости объектов исследования психопатология и патопсихология отличаются своими предметами. Поэтому про­блемы и задачи, которые патопсихология должна решать собст­венными методами и используя свои понятия, не должны подме­няться проблемами, находящимися в компетенции психиатров. К примеру, установление клинического диагноза заболевания, на­значение соответствующего лечения - компетенция психиатра, а психологическое исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно-восстановительной работы - компетенция патопсихолога.

Необходима также дифференциация понятий «патопсихоло­гия» и «специальная психология». Такое разграничение сделалось особенно актуальным в связи с тем, что среди практических ра­ботников в области коррекционной педагогики большую популярность получила книга Л. Пожара «Патопсихология - психология аномальных детей». Название этого труда входит в противо­речие с систематикой отраслей психологической науки, принято? в отечественной психологии. Согласно этой систематике сущест­вует «специальная психология» - отрасль психологии, изучающая психолого-педагогические особенности детей с нарушениями раз­вития (аномальных детей). В работе Л. Пожара не только даются клинико-психологические характеристики детей, больных шизо­френией, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, т.е. затрагиваются патопсихологические аспекты, но и анализи­руются проблемы интегрированного обучения аномальных детей, что, без сомнения, относится к компетенции специальной психо­логии и коррекционной педагогики.

Специальная психология изучает особенности развития детей, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания. К ним относятся дети с нарушениями анализаторов, опорно-двига­тельного аппарата, эмоционально-волевой сферы, различными ин­теллектуальными нарушениями. В настоящее время для обозначе­ния этих групп детей используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Специальная психология решает ряд задач, главными из которых являются следующие: определение возможностей обучения детей с нарушениями развития, специ­альных образовательных условий, разработка методов изучения различных категорий этих детей.

Вместе с тем необходимо учитывать, что дети и подростки с нарушениями развития при определенных условиях могут стано­виться объектом изучения патопсихолога, например, при прове­дении судебно-психиатрической или воинской экспертизы подро­стка с легкой умственной отсталостью, при обследовании ребен­ка, нуждающегося в дифференцированной диагностике между детской шизофренией и синдромом раннего детского аутизма, при стационировании ученика специальной школы в связи с на­рушениями поведения.

Следует отметить, что иногда патопсихологу в его практиче­ской деятельности приходится решать задачи, традиционно отно­сящиеся к компетенции психолога, работающего в специальном образовании, например, давать оценку обучаемости ребенка при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость».

Прикладное значение патопсихологии трудно переоценить. Практические задачи, стоящие перед патопсихологом, ориенти­рованы на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Одна из важнейших задач практической патопсихологии - по­лучение дополнительных данных о психическом состоянии боль­ного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-

волевой сферы и личности в целом. Эти данные необходимы вра­чу при решении вопроса о диагнозе заболевания. Специальное экспериментально-психологическое исследование помогает вы­явить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь. Устанавливая структуру нарушенной познавательной деятельности и личности, патопсихологическое исследование дает в руки клинициста дополнительные диагности­ческие данные.

Другой важной задачей, которую решает патопсихолог, является проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовая, воинская, судебная). В ходе подобного экспертного исследования психолог может ре­шать задачу либо установления структуры нарушений и их соот­ношения с сохранными сторонами психической деятельности, либо дифференциальной диагностики. Сложность такого исследования для психолога заключается в том, что больной заинтересован в ре­зультатах исследования, а поэтому он может преуменьшать выра­женность болезненных нарушений (диссимуляция), усиливать тя­жесть имеющихся нарушений (аггравация) или даже симулировать болезненные проявления психики, для того чтобы избежать ответ­ственности или получить инвалидность.

Еще одной сложной практической задачей патопсихолога ста­новится исследование измененной психической деятельности под влиянием терапии. В этих случаях неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под влиянием лечения и таким об­разом продемонстрировать его эффективность.

В последнее десятилетие патопсихология стала все шире при­меняться для решения еще двух задач.

Во-первых, это участие психолога в реабилитационных меро­приятиях, во время которых особое внимание уделяется выявле­нию сохранных сторон психики и личности больного, а также изучению его социального окружения, характера отношений в социальной среде, трудовых или учебных установок. Цель подоб­ного исследования - разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного.

Во-вторых, самостоятельной задачей психолога в психиатри­ческой клинике становится его участие в системе психотерапевти­ческих мероприятий. К сожалению, вопрос о месте психолога в психотерапии еще недостаточно регламентирован нормативными документами.

Патопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале XX в. В литературе тех лет она обозначается как «патологическая психология» (В. М. Бехтерев, 1907). Именно в работах В. М. Бехтерева содержались наибо­лее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления; «...изучение ненормальных про­явлений психической сферы, поскольку они освещают задачи пси­хологии нормальных лиц». 1 В организованном В.М.Бехтеревым Психоневрологическом институте читались курсы общей психопа­тологии и патологической психологии. Таким образом, уже на заре становления патопсихологии она не отождествлялась с психопато­логией.

Для отечественной патопсихологии с самых ее истоков харак­терны прочные естественнонаучные традиции. На формирование ее принципов и методов большое влияние оказал И.М. Сеченов и его работа «Рефлексы головного мозга» (1863). И.М.Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии и указывал на своевременность разработки «медицинской психо­логии». Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В.М.Бехтерев, который и является основоположником патопси­хологического направления в отечественной психологической науке. Представителями школы В. М. Бехтерева были разработа­ны многие методики экспериментально-психологического иссле­дования душевнобольных, которые до настоящего времени широ­ко используются патопсихологами, сформулированы основные принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов изучения больных с данными о здоровых лицах соответствующего пола, возраста, культурного уровня. В работах бехтеревской школы накоплен бо­гатый материал о расстройствах психических процессов.

Большой вклад в развитие методологии патопсихологии внес А. Ф. Лазурский. В клинику был внедрен разработанный им для нужд педагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся при организации досуга больных, их занятий и тру­довой деятельности.

Значительным этапом в развитии патопсихологии стала работа Г. И. Россолимо «Психологические профили. Метод количествен­ного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910), получившая широкую из­вестность в России и за рубежом. Это была одна из первых попы­ток тестовых исследований: предлагалась система обследования психических процессов и оценки их по 10-балльной шкале. Это был еще один шаг по превращению патопсихологии в точную науку, хотя в дальнейшем предложенный подход оказался недостаточно состоятельным для решения задач патопсихологическо­го исследования.

На дальнейшее развитие патопсихологии большое влияние ока­зали идеи Л. С. Выготского о прижизненном формировании психи­ки ребенка путем присвоения культурно-исторического опыта в процессе общения, обучения и воспитания, а также теория динами­ческой локализации высших психических функций в коре головно­го мозга, сформулированная А. Р. Лурия, теория деятельности А. Н. Леонтьева и теория отношений В. Н. Мясищева.

Современная отечественная психология базируется на призна­нии общественно-исторического происхождения психики. Слож­ные психические процессы - высшие психические функции (ВПФ) -являются продуктом исторического развития и имеют сложное психофизиологическое строение. Это характерно не только для высших психических функций человека, но и для элементарных, таких, как тональный слух, фонематический слух и другие, кото­рые имеют социальную природу. Психические функции человека формируются прижизненно путем усвоения общечеловеческого опыта. Следует подчеркнуть, что усвоение социального опыта, приводящее к возникновению сложных форм психической дея­тельности, нельзя рассматривать как процесс овладения готовым содержанием. Развитие психических функций проходит ряд эта­пов, после чего они становятся сложными психическими процес­сами. Все сложные формы психической деятельности (произволь­ное внимание, логическая память, отвлеченное мышление и др.) имеют опосредованное строение, в котором главная роль при­надлежит речи. Слово может замещать предметы и явления при их отсутствии, опосредуя тем самым протекание любого психи­ческого процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Речь переводит строение и осуществление высших психических функций на новый, более высокий уровень.

Таким образом, высшие психические функции рассматривают­ся современной отечественной психологией как развернутые фор­мы предметной деятельности, возникающие на основе элементар­ных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертыва­ются, интериоризируются, превращаясь в умственные действия. В формировании высших психических функций решающая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознан­ными и произвольными.

Наиболее адекватно объясняет психофизиологические меха­низмы высших психических функций концепция П.К.Анохина о функциональных системах.

А. Р. Лурия писал, что функциональные системы «не появля­ются в готовом виде к рождению ребенка... но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка... и явля­ются материальным субстратом психических функций» 2 .

Функциональная система - это динамическое образование, ин­тегрирующее значительное число анатомических и физиологиче­ских образований, часто расположенных в различных частях нервной системы, однако объединенных для выполнения одной задачи.

Отечественные психологи (А. Р. Лурия, А.Н.Леонтьев) неод­нократно подчеркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные участки или центры коры головного мозга, а функциональные системы совместно ра­ботающих корковых зон. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребенка, постепенно при­обретая характер сложных, прочных межфункциональных связей. Такое понимание высших психических функций коренным обра­зом изменило представление о сущности развития человеческой психики. Психические процессы и свойства личности не являются результатом созревания отдельных зон или участков мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка. Данные теоретические положения диктуют определенный взгляд на соотношение распада и развития психики. Б. В. Зейгарник уде­лила большое внимание этой проблеме в своих трудах «Пато­психология» (1986) и «Очерки по психологии аномального разви­тия личности» (1980).

До появления работ Б. В. Зейгарник в психиатрии и психологии было распространено мнение о том, что при некоторых психиче­ских и невротических заболеваниях поведение человека начинает соответствовать более низкому уровню, отражающему определен­ный этап в детском развитии. Исходя из концепции перехода пси­хики душевнобольных на более низкий в онтогенетическом отно­шении уровень, многие исследователи пытались найти соответствие между особенностями распада психики и определенным этапом детства. Так, еще Э. Кречмер сближал мышление больных шизо­френией с мышлением подростков. В 1966 г. на XVIII Междуна­родном конгрессе психологов швейцарский ученый Ж. де Ажуриагерра отстаивал точку зрения о послойном распаде психики от ее высших форм к низшим.

Эти выводы были сделаны на основе следующих наблюдений:

во-первых, при некоторых заболеваниях психики больные ут­рачивают возможность выполнять сложные виды деятельности, но сохраняют простые навыки и умения;

во-вторых, некоторые формы нарушений мыслительной дея­тельности и поведения больных напоминают мышлением поведе­ние детей на определенных этапах их развития.

Однако углубленный анализ этих наблюдений показал, что при нервных и психических заболеваниях не всегда распадаются выс­шие функции. А. Р. Лурия указывал, что часто в основе болезни лежат нарушения элементарных сенсомоторных актов.

Данные С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия о структуре нарушений чтения, письма, мышления у больных с со­судистой патологией, болезнью Альцгеймера, последствиями травмы головного мозга позволили обосновать другую точку зрения.

Психическая болезнь протекает по биологическим закономер­ностям, которые не могут повторять закономерности развития. Даже в тех случаях, когда болезнь поражает наиболее молодые, специфически человеческие отделы мозга, психика больного че­ловека не приобретает структуры психики ребенка на ранней сту­пени его развития. Тот факт, что больной не может думать и рас­суждать на высоком уровне, указывает на утрату сложных форм поведения и познания, но не означает возврата к этапу детства.

Распад психики не является негативом ее развития. Разные ви­ды патологии приводят к качественно различным картинам рас­пада (Б, В. Зейгарник).

Важнейшие идеи Л.С. Выготского были развиты в трудах А.Н.Леонтьева, который основное внимание уделил разработке проблемы деятельности. Он сформулировал следующий основной принцип: внутренняя психическая деятельность возникает в про­цессе интериоризации внешней практической деятельности и име­ет такое же строение, как практическая деятельность. Таким обра­зом, изучая практическую деятельность, мы узнаем закономерно­сти психической деятельности. Данное положение сыграло ог­ромную роль в разработке методологии патопсихологии. Б. В. Зей­гарник неоднократно указывала, что понять закономерности на­рушений психической деятельности можно, лишь изучая практи­ческую деятельность больного, а корректировать нарушения пси­хической деятельности - управляя организацией практической деятельности.

Деятельность представляет собой форму активности, направ­ленную либо на преобразование окружающего мира (практиче­ская деятельность), либо на формирование его субъективного об­раза (психическая деятельность).

Эта активность побуждается потребностью, которая не осозна­ется, не переживается субъектом как таковая, а представлена ему как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с предметом, способным ее удовлетворить. С этого момента потребность становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Следует подчеркнуть, что для че­ловека характерно многообразие потребностей, среди которых большое место занимают духовные, социальные. Уже в дошкольном возрасте устанавливается иерархия мотивов, возникает возмож­ность действовать в соответствии с социальными мотивами.

С появлением мотива начинает осуществляться деятельность. А.Н.Леонтьев рассматривает ее как совокупность действий, ко­торые вызываются мотивом. Действие - это процесс, направлен­ный на достижение цели. Цель же представляет собой осознавае­мый образ желаемого результата деятельности. Действие - глав­ная структурная единица деятельности. Оно осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной си­туацией (операцией).

Такую структуру имеет и внешняя, и внутренняя деятельность, но форма выполнения действий различна: в практической дея­тельности участвуют реальные предметы, а в психической - обра­зы предметов.

Еще одной теорией, сыгравшей большую роль в развитии па­топсихологии, является теория отношений В. Н. Мясищева, со­гласно которой личность человека - это система его взаимоотно­шений с окружающим миром. Эти сложнейшие отношения выра­жаются в его психической деятельности. Отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных, из­бирательных, осознанных связей личности с различными сторо­нами объективной действительности.

Психическая болезнь изменяет и разрушает сложившуюся сис­тему отношений, а нарушения в системе отношений личности, в свою очередь, могут привести к болезни. Именно через такие про­тиворечивые отношения В. Н. Мясищев рассматривал неврозы.

«Внутренняя картина болезни» в патопсихологии

С проблемой отношений личности и мотивационно-потребностной сферы тесно связано такое важное понятие патопсихоло­гии, как «внутренняя картина болезни» (ВКБ).

В 1938 г. Р. А. Лурия ввел это понятие и вложил в него следую­щее содержание: это «вся масса ощущений, не только местных бо­лезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, ее причина...».

Таким образом, внутренняя картина болезни является отраже­нием больным своего заболевания. Исследователи подчеркиваютструктурную сложность внутренней картины болезни и выделяют три уровня отражения - сенситивный, логический, эмоциональ­ный, отмечая, что на различных этапах развития болезни удель­ный вес того или иного уровня может быть различным (В.В.Николаева, 1976).

Б. В. Зейгарник и В.В.Николаева (1977) подчеркивают, что осознание болезни (иными словами, тип ВКБ) теснейшим образом связано со строением мотивационной сферы человека. Так, узость содержания ведущей деятельности, одновершинность мотиваци­онной сферы нередко приводят к ипохондрическому развитию личности, создают сложности при построении замещающей дея­тельности.

Р. Конечный и М. Боухал (1983) указывают, что ВКБ может быть обусловлена такими факторами, как:

1) характер болезни. Сюда входят течение заболевания (острое или хроническое), необходимое лечение (амбулаторное или кли­ническое), наличие или отсутствие болей, косметических дефек­тов, ограничения подвижности;

2) обстоятельства, в которых протекает болезнь. Это, прежде всего, появление новых проблем: «Кто будет заботиться о семье?», «Должен ли я написать завещание?», «Сохраняется ли мое место на работе?» и т.д. Немаловажное значение имеет и среда, окру­жающая больного, которая может быть благоприятной или не­благоприятной. К обстоятельствам болезни авторы относят и во­прос о причине возникновения болезни: кого больной считает ви­новником заболевания - себя или других;

3) преморбидная личность. По мнению авторов, в детском воз­расте преобладает эмоциональная сторона болезни, боязнь болей, ограничения свободы передвижения. У взрослых на первый план выходят опасения последствий болезни. Сюда можно отнести и возможность ухода с работы, перевода на пенсию, изменения взаимоотношений в семье. В пожилом возрасте особое значение приобретают боязнь одиночества и страх смерти;

4) социальное положение больного. Авторы отмечают, что для большинства людей болезнь означает экономические потери, по­этому они стремятся быстрее поправиться, но в отдельных случа­ях нетрудоспособность, вытекающая из болезни, может принести и выгоду.

Обусловленность типа реакции на болезнь многими факторами приводит к большому разнообразию типов внутренней картины болезни. Многие исследователи пытались их систематизировать и построить классификацию. Р. Конечный и М. Боухал (1982) при­водят следующую классификацию реакции на болезнь:

1) нормальная, т. е. соответствующая состоянию больного;

2) пренебрежительная, когда больной недооценивает тяжести заболевания;

3) отрицающая, когда больной не обращает на болезнь ника­кого внимания;

4) нозофобная, когда больной понимает, что его опасения пре­увеличены, но не может бороться с ними;

5) ипохондрическая, когда больной «уходит в болезнь»;

6) нозофильная, когда больной получает определенное удовле­творение от того, что он свободен от обязанностей;

7) утилитарная как высшее проявление нозофильной реакции, причем мотивы ее могут быть различны - получение сочувствия, внимания, выход из неприятной ситуации (военная служба, нелю­бимая работа), получение материальных выгод. Следует подчерк­нуть, что утилитарная реакция имеет разную степень осознанно­сти.

1) уход в себя, избегание ситуаций дискомфорта (обычно на­блюдается у людей с узкими интересами, низким интеллектом, длительным сроком увечья, в пожилом возрасте);

2) замещение, когда недостижимые формы поведения заменя­ются другими, но направленными на достижение той же цели (такая реакция, по мнению авторов, наблюдается обычно у людей с более высоким интеллектом);

3) игнорирующее поведение, когда человек старается подавить любое сознательное признание своего увечья, не соглашается с тем, что его возможности ограничены (обычно наблюдается у людей с высоким образовательным уровнем, но средним интел­лектом);

4) компенсаторное поведение, подразделяемое авторами на: циклическое приспособление с периодами депрессии; фаталистическое отношение к своему состоянию и к буду­щему;

параноидные реакции, проецирующие чувство неадекватно­сти на окружающих; крайне агрессивные реакции;

5) невротические реакции.

Итак, дальнейшая социальная адаптация больного, особенно психически больного, в большой степени зависит от внутренней картины болезни. Реакция на заболевание оказывается мощным фактором, влияющим на течение патологических процессов. Кроме того, реакция на болезнь, отношение к ней в большой сте­пени определяют реабилитационный потенциал больного. Обще­известно, что при двух одинаковых нарушениях один больной

«уходит в болезнь», другой же продолжает прежний образ жизни, несмотря на рекомендации врачей, третий реально оценивает свои возможности и пытается максимально их использовать.

В настоящее время в стране существует несколько центров, в которых на протяжении ряда лет осуществляется научно-практическая деятельность патопсихологов. Это Психоневроло­гический институт им. В.М.Бехтерева (Санкт-Петербург), лабо­ратория Центрального института психиатрии МЗ РФ, психологи­ческая лаборатория Центрального научно-исследовательского института трудоспособности и организации труда инвалидов Министерства социальной защиты РФ, психологические факуль­теты Московского и Санкт-Петербургского университетов.

Большую роль в развитии патопсихологических исследований в разные годы сыграли М.М.Кабанов, Ю.Ф.Поляков, В.В.Ни­колаева, В.М.Коган. Особое развитие получили патопсихологи­ческие исследования в детских психоневрологических учреждени­ях. Разрабатываются методики, способствующие ранней диагно­стике интеллектуальных нарушений, выявлению дополнительных дифференциально-диагностических признаков психических забо­леваний у детей, методики психокоррекционной работы (С. Я. Ру­бинштейн, В. В. Лебединский, И. А. Коробейников, А. Я. Иванова, А. С. Спиваковская).

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1986.

Дополнительная литература

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине / Пер. с чешек. Прага, 1983.

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Левченко Ирина Юрьевна - заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии, доктор психологических наук, профессор.

Является членом комиссии по психологии Министерства образования и науки РФ, членом Учебно-методического объединения по дефектологии, членом Ученого совета по педагогической и специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета, экспертом Министерства здравоохранения РФ, научным руководителем нескольких экспериментальных площадок. И.Ю. Левченко является основателем и руководителем проектов научно-методических журналов «Коррекционная педагогика» и «Специальная психология».

Выпускница факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, И.Ю.Левченко в течение многих лет работала в системе здравоохранения, занимаясь проблемами реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Научно-практический опыт в данном направлении был обобщен в диссертационном исследовании на тему: «Психологические исследования подростков, страдающих ДЦП».

Результатом многолетних научно-практических исследований стала зашита в 2001 году докторской диссертации, в которой раскрыты организационные аспекты и содержание системы психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации.

И.Ю. Левченко - автор многочисленных трудов по проблемам изучения, обучения, воспитания, социальной реабилитации и адаптации лиц с нарушениями развития, автор программ по актуальным и принципиально новым для педагогического вуза специальностям, учебников для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.

Книги (5)

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовании. Книга предназначена для дефектологов и педагогов, работающих с детьми с проблемами в развитии; может быть полезна родителям.

Патопсихология. Теория и практика

В пособии «Патопсихология. Теория и практика» представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования.

Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Психологическая помощь семье

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.

Методическое пособие адресовано в первую очередь психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии.

Психолого-педагогическая диагностика

В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.

Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Показаны организация и содержание деятельности психодиагностической службы в специальном образовании, а также работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

Технологии обучения и воспитания детей

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях.

Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.

Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

Медаль «В память 850-летия Москвы».

Медаль К.Д. Ушинского

Основные публикации
  1. Комплексное психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста, (монография)
  2. Патопсихология: теория и практика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 4 изд.
  3. Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития
  4. Инновационный подход к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями
  5. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста
  6. Актуальные проблемы помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
  7. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении
  8. Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса
  9. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с двигательными нарушениями
  10. Один из подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями
  11. Дистанционное образование: педагогу о детях с ОВЗ
  12. Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика как новое направление в специальной педагогике. С.49-53.
  13. Психологические особенности детей с комплексными нарушениями развития
  14. Современные научные исследования в специальной психологии
  15. Тенденции развития современной специальной психологии
  16. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития лиц с ОВЗ
  17. Описание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
  18. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи
  19. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи
  20. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
  21. Психологическое сопровождение специального образования: помощь родителям детей, страдающих детским церебральным параличом
  22. К проблеме формирования диагностической компетентности магистров специального (дефектологического) образования
  23. Особенности организации учебного процесса при формировании диагностических компетенций магистров специального (дефектологического) образования
  24. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  25. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
  26. Вопросы содержания профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ»
  27. К проблеме разработки профессионального стандарта «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ
  28. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – приоритетное направление развития специального образования
  29. Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми нарушениями
  30. Психологическое изучение детей с нарушениями развития
  31. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти
  32. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение
  33. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации
  34. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
  35. Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ
  36. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
  37. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска
  38. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник
  39. Междисциплинарное взаимодействие как основа эффективного сопровождения обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  40. Теоретико-методологические основания процесса психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: монография.
О себе

Левченко Ирина Юрьевна, 1950 года рождения, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1976.

С 1993 года заведовала кафедрой «Специальной педагогики и специальной психологии» дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. В 2001 году присуждена ученая степень доктора психологических наук. С 2015 года заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР ГАОУ ВО МГПУ.

Левченко И.Ю. имеет большой педагогический стаж (43 года) в коррекционно-образовательных учреждениях и в высшей школе.

Левченко И.Ю. много лет ведет активную научно-исследовательскую и преподавательскую работу по подготовке и повышению педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального образования, ведущий специалист в области изучения, обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом.

Доктор психологических наук, профессор Ирина Юрьевна Левченко награждена одним из наиболее почетных знаков отличия в сфере образования и науки — медалью К.Д.Ушинского.

В течение ряда лет доктор психологических наук И.Ю.Левченко руководит дипломными проектами и научно-исследовательской работой студентов и аспирантов. Под ее научным руководством защищены пять докторских и двадцать кандидатских диссертаций.

Ирина Юрьевна Левченко ведет большую общественную работу: она является экспертом общественного народного фронта, экспертом Министерства образования и науки Российской Федерации, членом ассоциации дефектологов Московской области. Левченко И.Ю. научный руководитель серии книг «Специальная психология» в издательстве «Национальный книжный центр», научный редактор журналов «Коррекционная педагогика: теория и практика» и «Практическая дефектология»

Область научных интересов

Сфера научных интересов Левченко И.Ю. многоаспектна. Она включает изучение детей с различными нарушениями развития, разработку организационных форм деятельности и содержания работы педагогов-дефектологов в специальных коррекционно-образовательных учреждениях.

Левченко И.Ю. является ведущим специалистом в области психологии детей с церебральным параличом. Она является автором многочисленных трудов (статей, научно-методических и практико-ориентированных пособий, монографии, учебников) по специальной психологии и коррекционной педагогике, проблемам изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особой популярностью пользуются разработанные под ее руководством и выдержавшие несколько переизданий учебники для студентов высших и средних педагогических учебных заведений:

«Патопсихология: теория и практика». — М.: «Академия», 2000, 2001г;

«Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (в соавт.с О.Г.Приходько). — М.: «Академия», 2001г.;

«Психолого-педагогическая диагностика».-М.: «Академия», 2003, 2005, 2006, 2013.


medznate.ru

Предисловие

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы

Глава 4. Психологическое консультирование семей

Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Заключение

Приложение 1. Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Приложение 2. Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями

Приложение 3. Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых

Приложение 4. Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи

Предисловие

Конец XX - начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им различной помощи. По данным Научного центра здоровья детей РАМН 1 , 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40%. Для достижения социальной адаптации таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.
Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций , просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общества «Даун Синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям „Добро“» и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений и организаций в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной и беспомощной в отношении разрешения проблем своих детей.
Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания модели государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
В данном методическом пособии представлены теоретико-методологические основы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, изложены концепция, цели и задачи такой помощи, типология личностных особенностей родителей, общие подходы к диагностической, консультативной и психокоррекционной работе.
Основная цель пособия - восполнить пробел в специальной литературе по данному вопросу и содействовать решению проблем организации и содержания профессиональной деятельности психолога в работе с семьями воспитанников с отклонениями в развитии.
Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

    высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;

    отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

    непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (B. P. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Осуществление психологической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки , включают такую семью в поле коррекционно-педагогического воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.
Психокоррекционная работа позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка. Особое значение личностные особенности родителя, его отношение к аномальному развитию в целом приобретают при определении характера и содержания его контактов с собственным ребенком, имеющим психофизические нарушения.
Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.
Гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации.
Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует также гуманизации отношения социума к таким лицам. Приведенные выше факты и определяют актуальность разработки системы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, как особого и перспективного направления в науке и практике.

1 Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). - М., 2003.

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений

Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:

    рождение и воспитание детей;

    осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи ;

    удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;

    создание условий для развития личности всех членов семьи;

    удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

    удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;

    удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

    охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Из бесед с родителями и из других данных следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений в подобных семьях свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами.
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются . Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик .
Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

^ Психологический уровень
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются:

Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

Рассказать друзьям