"печальная ситуация" с кириллом серебренниковым. Немая сцена. Александр Сокуров — о ситуации вокруг «Гоголь-центра «Обвинения вызывают вопросы»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

22 августа 2017 года российского режиссера Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве.

Как сообщили в Следственном комитете, ведомство еще не обращалось в суд с ходатайством об аресте. В ближайшее время ему должны предъявить обвинение. По версии следствия, режиссер в 2011-2014 годах организовал хищение «не менее 68 миллионов рублей», выделенных на его театральный проект «Платформа».

При этом уже известно, что дело против Серебренникова возбуждено по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере), которая предполагает до десяти лет лишения свободы. По данным источников прессы, Серебренникова могут поместить в СИЗО или отправить под домашний арест.

Сегодня российская пресса со ссылкой на источники в СК пишет, что «в деле есть в том числе свидетельские показания не только Масляевой, но и других лиц. Следствие собрало достаточно оснований для того, чтобы его [Серебренникова] статус изменился со свидетеля на подозреваемого».

Показания по уголовному делу против режиссера Кирилла Серебренникова дали несколько сотрудников бухгалтерии его театральной компании «Седьмая студия». Об этом со ссылкой на неназванный источник сообщает «Интерфакс».

Собеседник агентства заявил, что показания дала не только арестованная бывший главный бухгалтер компании Нина Масляева, но и сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова и «другие лица»

До этого режиссер отдал правоохранителям загранпаспорт. Недавно дома у Серебренникова и в "Гоголь-центре" прошли обыски. Серебренников тогда проходил по делу в качестве свидетеля, следователи отпустили его после допроса.

Напомним, что 24 мая Путин четко сказал, что обыски у Серебренникова проводят "дураки". Позже, 15 июня, на Прямой линии Путин ещё раз заявил, что проводить обыски с силовой поддержкой в театре «нелепо».

Напомним, в начале августа задержанная ранее экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева заявила, что Серебренников вместе с Алексеем Малобродским и Юрием Итиным создали эту театральную компанию для «реализации преступного умысла» на хищение выделенных бюджетных средств.

В результате этого следствие обвинение против фигурантов уголовного дела, по новой оценке ущерб составил 68 миллионов рублей. Ранее речь шла о о сумме в 3,5 миллиона рублей. Один из них касался того, что «Седьмая студия» якобы получила деньги на спектакль «Сон в летнюю ночь», но не поставила его. При этом постановка шла на «Платформе» и в возглавляемом Серебренниковым «Гоголь-центре».

Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения.

Кроме того, СМИ рассказали - компании скандально известного худрука получили господряды в его собственном театре на 4,8 миллиона рублей.

"Следствие обнаружило у Кирилла Серебренникова квартиру в Германии. Как сообщает телеграм-канал Mash, недвижимость в Берлине обошлась российскому режиссёру в 300 тысяч евро. Квартира была куплена 9 мая 2012 года, когда Минкульт занимался финансированием "Седьмой студии",- рассказывали журналисты.

"Также удалось установить схемы вывода бюджетных денег по фиктивным договорам на оказание услуг. Судя по документам, "Седьмая студия" закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь, но договоры оказались левыми, никаких услуг получено не было. В фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Теперь следствие выясняет, на что именно ушли выведенные деньги",- добавляли они.

Как пояснила Нина Масляева, бухгалтер «Гоголь-центра», которая подозревается в мошенничестве, что она по распоряжению Итина, Серебренникова и Малобродского «вносила ложные данные в финансовые отчетности».

Напомним, само дело по поводу хищения государственных средств в «Гоголь-центре» стартовало в мае 2017 года. Обыски в театре привлекли внимание общественности и СМИ, а для либеральной культурной интеллигенции стала поистине шоком, за которым последовали громкие протесты и обвинения в притеснениях.

По сути, имеет место качественно новая схема. Необходимо создать некую организацию, которая номинально должна заниматься культурным просвещением и под это дело тянуть средства у государства. Но подгонять под это соттветствующую отчетность.

Серебренников и компания этого не сделали. Стоит напомнить, что претензии к нему возникали и до 2014 года. Полиция приходила к нему по поводу спектакля «Отморозки» и соответствия этого спектакля законодательству РФ в части общественной морали и нравственности в 2013-м.

Позже режиссер возмущался по поводу «цензуры», того что «не хватает воздуха» и агитировал всех уходить непримиримую оппозицию. Теперь в телеграме пишут, что"ожидаем новой волны, даже цунами оправданий, объяснений, заламывания рук, открытых писем, "поравалить", а также хихиканья пропаганды "этот жену режет, тот телефоны отжимает, третий дочку голую снимает, а эти воруют".Впрочем, все это мы уже видели с Белых.Но сидит, бродяга".

Аавторы канала Mash пишуь, что " у Кирилла Серебренникова все плохо. В 2014 году наш худрук со своей АНО "Седьмая студия" заключил договор с Минкультом и получил от них субсидий на 66 с половиной миллионов рублей. На эти деньги надо было всего лишь продвинуть культуру в массы, а именно в регионы России. "Седьмая студия" в том же году заключила несколько договоров на почти 2 миллиона.

Угадайте, культуру в массы в итоге продвинули? Можем подсказать: блины мы до сих пор едим с лопаты, а Серебренникову грозит подписка о невыезде или еще что похуже".

По данным канала, "фрма АНО "Седьмая студия", руководство которой подозревают в хищении денег Минкульта, зарегистрирована в квартире самого Кирилла Серебренникова".

Разумеется, не без оснований. Уже появились факты того, что тендеры в кинотеатре Серебренникова выигрывали... компании, учредителем которых являлся Серебренников. Такие данные можно почерпнуть в базе «Спарк-Интерфакс». Та самая АНО «Седьмая студия» и фонд «Территория», учредителем которых является Кирилл Семенович, а также ИП Серебренников К.С. (ОГРНИП 307770000588280), созданное полным тезкой нашего героя за последние пять лет выиграли у театра, которым он сам же и руководит, тендеры на сумму почти в пять миллионов рублей.

И то сказать, мелочи какие. таким образом, вВ театре под руководством Кирилла Серебренникова ряд тендеров на сумму 4,8 млн руб. выиграли юрлица (в том числе ИП Серебренников К.С.), учредителем которых является Кирилл Серебренников.

Находясь на бюджетной службе, Кирилл Серебренников продолжал заниматься коммерческой деятельностью (в том числе выигрывая тендеры у собственного театра через ИП Серебренников К.С.).

При этом в «Гоголь-центре» происходит много хороших и правильных дел, например, для спектакля «Мученик» покупается зубная щётка за 1399 рублей.Комментарии, как говорится, излишни.

Утром во вторник, 23 мая, домой к театральному режиссеру и художественному руководителю московского «Гоголь-центра» пришли с обыском. Следственные мероприятия продолжились и в «Гоголь-центре», а связаны они, по словам представителей СКР, с уголовным делом о хищении 200 миллионов рублей. Театральная общественность тем не менее увидела в обысках попытки надавить на свободолюбие режиссера. Что стоит за расследованием, разбиралась .

Что происходит

О начале обысков утром во вторник сообщили в Facebook журналистка и корреспондент Сергей Хазов-Кассиа.

Вскоре после этого следователи пришли и в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников. Стало известно, что он проходит по делу (на тот момент не было понятно, какому именно) свидетелем. «Задержанных пока нет. Будут проведены допросы и иные следственные действия», - сообщил источник .

Через несколько часов в сети появилась информация, что Серебренникова везут в (СКР) на допрос. Были опубликованы фотографии и видеозаписи того, как он в сопровождении сотрудников садится в машину. «Сейчас будем со следователем разговаривать. Не известно ничего. Я в шоке», - говорит режиссер на камеру каналу .

Минкульт, «Винзавод», Апфельбаум

«По версии следствия, неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - заявили в СКР.

«Седьмая студия» - театральная группа Серебренникова, созданная в 2012 году. Свои первые спектакли труппа отыграла на «Винзаводе» - там, как сообщил , также прошли обыски во вторник, была изъята документация и проверены компьютеры.

Серебренников также возглавлял базировавшийся на «Винзаводе» проект «Платформа», направленный именно на популяризацию искусства, о котором говорят в Следственном комитете. Проект действительно поддерживался государством и упоминался в государственном докладе «о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году».

«Особо стоит отметить междисциплинарный проект исполнительских видов искусства "Платформа" (руководитель Кирилл Серебренников), объединяющий актуальные направления современного искусства, включая драматический театр, хореографическое искусство и современную музыку и предоставляющий возможности для работы на пересечении разных направлений искусства. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации», - говорится в документе.

В период, когда, по версии следствия, были совершены хищения (до 2014 года), департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта возглавляла Софья Апфельбаум, которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Координатор правозащитной организации «Русь сидящая» Александр Федяров сообщил , что во вторник у Апфельбаум также провели обыск, связанный с тем же делом, что и обыски у Серебренникова. Вероятно, именно Апфельбаум занималась выделением бюджетных средств группе Серебренникова.

В Минкультуры заявили, что ничего не знают по поводу обысков. «Министерство культуры не имеет никакого отношения к Кириллу Серебренникову, он нам не подведомственный, что у него происходит - мы не в курсе», - сказал первый заместитель министра культуры России . Когда его спросили об обысках у Апфельбаум, он отметил, что у него нет информации.

Реакция

В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, оказались не осведомлены о происходящем у Серебренникова.

«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», - подчеркнул Песков.

«Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества - ничего там нет», - добавил он.

Тем не менее не все оказались согласны с такой трактовкой событий. Театральную общественность обеспокоили обыски у Серебренникова.

Случившееся прокомментировал, например, балетмейстер правоохранительных органов в связи с этим. Но это мое предположение», - заявил режиссер .

Обыски взволновали и работников «Гоголь-центра». Сотрудники театра опубликовали пост в соцсетях, призывая всех неравнодушных собраться у учреждения днем во вторник, чтобы «быть вместе».

Алексей Герман: «В России любая свободная мысль вызывает опасение либо ужас» // "Новая газета", № 96 от 1 сентября 2017

Алексей Алексеевич Герман (Алексей Герман-младший, род. 1976) — российский кинорежиссёр, сценарист. Сын кинорежиссёра Алексея Юрьевича Германа и сценариста Светланы Кармалиты.

Я не знаю, многоходовка это или нет, но очевидно, что одна из башен Кремля избрала Серебренникова жертвой. Или из соображений мести, допустим, за фильм «Ученик». Или чтобы перед выборами запугать всех образцово-показательной историей. Или чтобы внести еще больший раскол в общество. Ведь большая часть населения — на стороне следствия, в этом я убежден. Я много раз говорил, Кирилл — человек, преданный профессии. Живет он небогато. Тем, кто рассказывает про какую-то квартиру в Берлине, можно ответить: он успешный в Германии режиссер и может себе позволить купить квартиру, но он же не покупает себе дома в Ницце. У меня про Кирилла никогда не было ощущения, что он про бабло. То, что спектакль «Сон в летнюю ночь» был, — все знают. То, что проект «Платформа» был, — тоже все знают. Утверждать обратное — смешно.

Это сигнал такой: сидите тихо! Не портите картину мира. Не воняйте, короче говоря. Эта бессмысленная акция, такая же показательная, как Pussy Riot, страшно вредна для государства. От нас и так отворачивается весь мир, а тут такое. К защите Серебренникова подключаются мировые знаменитости, нас ждут демарши как отдельных кинематографистов, так и крупнейших кинофестивалей. Уже в самой России началась выдающаяся история, когда в защиту Кирилла объединились люди абсолютно разных политических взглядов. Начиная от Малахова и Бондарчука, которых вряд ли можно упрекнуть в нелюбви к партии и правительству. Или Прилепина, который может нравиться или нет, но он человек цельный в своих убеждениях. И заканчивая Солженицыной и Парфеновым. Я не считаю, что дело Серебренникова — инициатива всей власти. Я убежден, что многие во власти понимают, что ситуация с Серебренниковым ведет к еще большему расколу общества.

Сейчас надо вести разговор не о том, что Серебренников страдает, — это все лирика. Сейчас самое важное, помимо работы адвокатов, общественное внимание к процессу и медийная поддержка, потому что самое правильное — это объяснять не только либеральному электорату, но гражданам всей страны, что происходит. Каждый найдет себе культурного героя — кто Киркорова, кто Курентзиса — и через него услышит. Объединение людей разных политических и художественных убеждений показывает, что они не верят в справедливость этого уголовного дела. Поэтому надо понимать, что судьбу Кирилла будут решать не только доказательства его адвокатов, но и сохранение общности авторитетных людей, которые считают происходящее вопиющим и несправедливым.

Зрители телевизора твердят, как мантру, что «вор должен сидеть в тюрьме», и широкое общественное мнение по стране не на стороне Серебренникова. И мне кажется, речь должна идти о том, что, ребята, не важно, какие у вас убеждения, вы должны понять, что система не работает нормально. Дело не в том, что у каждого есть выбор: говорить, что он думает, или не говорить, настаивать на справедливости или нет. Вот я говорю — это несправедливая, ужасная, вредная для страны омерзительная глупость. А можно тихо жать руку в кустах. Но не надо ради своего красивого жеста откуда-нибудь из стран Евросоюза (что меня особенно раздражает) превращать трагедию в фарс. Нужно задавать себе вопрос, поможет ли это сохранению «Гоголь-центра», завершению фильма про Цоя и справедливому решению по делу Серебренникова?

Искусство — это не обязательно то, что нравится государству, у него другие цели и задачи. То, что сейчас считается классикой, когда-то было авангардом. По большому счету история с Серебренниковым, это как прийти к Малевичу, Кандинскому или Филонову и устроить травлю: у одного слишком много лиц, у другого линии непонятные, у третьего квадраты какие-то. Но у культуры долгосрочная цель — развивать почву, на которой произрастает новое. Делаю ли я или говорю то, за что мне внутренне неудобно? Нет, не делаю. Я в творчестве исхожу не из того, чтобы понравиться демократам или патриотам, а из своих убеждений, которые часто не совпадают с представлениями ни тех, ни других.

В России вообще любая мысль, которая не регламентирована, с какого-то момента начинает вызывать либо опасение, либо ужас. Мы веками живем одинаково: чуть более жестоко, чуть менее жестоко. Поэтому, конечно, каждый мыслящий человек в России все равно чувствует и боится, что его начнут уничтожать. Бороться с культурой — это старое увлечение в России. Это самое бессмысленное и омерзительное, что может быть. Но половина моих товарищей сейчас задумалась об эмиграции. Откройте блоги, что там пишут: а вот этих выгоним, а вот вы валите… Появляются какие-то люди в условных кафтанах, которые кричат: «Этого Бродского — нахрен! Этого Довлатова — нахрен! Этого Бунина — нахрен! Без них будет лучше!» А потом выясняется, что это гордость страны.

Арест Серебренникова — антигосударственная история. Вместо того чтобы формировать культурное интеллектуальное пространство, чтобы собирать талантливых людей, возрождать нацию как культурно-научную и передовую, мы начинаем опять поощрять эмиграцию и самые темные атавистические стороны сознания сограждан. Мы не царская Россия, мы — Византия. И хотя за этой мерзостью стоит влиятельный человек, я не верю, что это единое мнение истеблишмента. Это тупой местечковый поступок. Мы затравили миллионы талантливых людей. Вспомните суд над Бродским и абсурдность тогдашних аргументов. Но у кого-то опять хватает сил и неума, чтобы сталкивать страну в пропасть, в которую мы соскальзывали уже сколько раз.

Записала Тамара Ларина, специально для «Новой», Петербург

Задержанных по делу пока нет. Расследование связано с хищением средств, подтвердил собеседник агентства.

Источник «Интерфакса» сообщил, что обыски проходят в рамках дела, возбужденного еще в 2015 году, по факту хищений финансовых средств неустановленными чиновниками департамента культуры Москвы.

По данным источника РБК, расследование уголовного дела ведет управление Следственного комитета по Москве, в ходе обысков его сотрудников сопровождают сотрудники Федеральной службы безопасности.

Корреспондент телеканала РБК Роман Супер сообщил, что обыски в квартире Серебренникова проходят с 9 часов утра и на их месте находится адвокат режиссера Золотухин. По данным источника, СКР планирует допросить режиссера.

Позднее портал Life написал о начале обысков в Центре современного искусства «Винзавод» и других местах.

Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко заявила РБК, что не знает об обысках в помещениях «Винзавода».

«Ничего об этом не знаю. Сейчас нахожусь не на «Винзаводе», и нам никакой информации по этому поводу не поступало», — сказала она.

Руководитель пресс-службы фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Екатерина Козырева сообщила РБК, что в самом фонде никаких «следственных мероприятий не происходит».

«На территории «Винзавода» находится много разных организаций, юридических лиц. К фонду поддержки современного искусства они отношения не имеют, что происходит у них, я не знаю», — сказала она.

Заместитель директора Российского академического молодежного театра Карп Мясников опроверг РБК проведение обысков в РАМТ. «Ничего об обысках мне не известно», — отметил он.

Видео: Телеканал РБК

Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, в 2012 году был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя, впоследствии преобразованного в «Гоголь-центр». Среди его работ в кино и на телевидении — сериал «Дневник убийцы», комедия «Изображая жертву», фильмы «Юрьев день», «Измена», «Ученик» и другие.

За свои работы в кино, театре и на телевидении Серебренников удостоен премий ТЭФИ, «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», а также призов «Кинотавра» и Каннского фестиваля.

По словам писателя Григория Чхартишвили, Серебренников — один из немногих российских режиссеров, кого хорошо знают во Франции, и проведенный у него обыск даст богатую пищу для статей во французских СМИ накануне намеченного на 29 мая визита в Париж президента России Владимира Путина.

Финансовые проблемы «Гоголь-центра»

В апреле 2015 года Анастасия Голуб, возглавившая «Гоголь-центр» незадолго до этого, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер. Агентство «Интерфакс » со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, тогда сообщило , что сумма финансовых убытков «Гоголь-центра» составляет около 80 млн руб., а сам он находится на грани закрытия.

Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский объяснил причины финансовых убытков отказом столичного департамента культуры помочь театру в трудной ситуации. По его словам, ведомство отказало «даже в помощи на оплату аренды площадок для проведения выездных спектаклей и связанных с ними транспортных расходов». Малобродский также отметил, что из-за капитального ремонта в течение четырех месяцев театр был вынужден играть на чужих площадках, не получая для этого помощи со стороны департамента, хотя, по его словам, «обычная практика заключается в предоставлении театру на период ремонта иной площадки, оплаченной учредителем». Экс-директор опроверг и ранее названную сумму убытков в 80 млн: по его словам, в действительности речь шла о сумме немногим менее 12 млн.

По информации газеты «Известия» , финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым и экс-директором Малобродским : якобы худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Летом 2015 года Анастасия Голуб покинула пост директора «Гоголь-центра», проработав всего несколько месяцев. Глава столичного департамента культуры в августе того же года заявил , что театр является убыточным, а ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове . Он также отметил, что городские власти не намерены вмешиваться в дела театра.

25/05/2017

Гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук «Театра наций» Евгений Миронов, актриса Чулпан Хаматова и многие другие выступили в поддержку режиссера Кирилла Серебренникова, которого накануне допросили и обыскали по делу о многомиллионных хищениях. «Театральное дело» получило большой резонанс и дошло даже до Путина, назвавшего силовиков, проводивших обыски и «задержание» Серебренникова дураками. Но что происходит на самом деле?


«По ситуации с Кириллом Серебренниковым с большим театральным делом.

После меткого замечания В.В.Путина в адрес следственной бригады («Дураки») стало понятно, что никакая «Русь Сидящая» тут рядом стоять не может. Сегодня утром адвокат Андрей Золотухин, который защищал Кирилла Семёновича на обыске, допросе и т.д. не смог связаться со своим доверителем. Через третьи руки ему передали, что друзья Кирилла заключают большой адвокатский договор с конторой «Гриднев и партнёры».

Хочу поблагодарить за труд, неравнодушие и профессионализм адвокатов Андрея Золотухина, Илью Уткина, Ульяну Флёрову, которые в нужные момент помогли Кириллу Серебренникову и его сотрудницам и соратницам. Уверена, что когда-нибудь к моей личной благодарности присоединятся и ваши подопечные из театрального дела».

Поддержать Кирилла Серебренникова — нормально для театрального сообщества. Такими словами гендиректор Большого театра Владимир Урин ответил на благодарность журналистов за письмо в поддержку Кирилла Серебренникова. Это произошло на пресс-конференции, посвященной планам Большого на следующий театральный сезон.

Позже, когда на мероприятии настал черед вопросов от журналистов, Урин отказался обсуждать свое письмо, которое он накануне отправил Владимиру Путину. Послание касалось ситуации с обысками у режиссера Кирилла Серебренникова и в «Гоголь-центре». Однако по окончании пресс-конференции гендиректор Большого театра снова взял микрофон и решил объяснить, почему не может ответить на вопрос Business FM :

«Дело все в том, что я очень боюсь давать такие короткие ответы на вопросы, потому что вопрос, который вы задали, требует непростого, расширенного и очень осмысленного ответа. В нем очень много нюансов, в том числе и нюанс поведения прессы в этой ситуации, когда погоня за сенсацией крайним делает господина Серебренникова, и это ваша работа, к сожалению величайшему. Вы гонитесь за событием, за сенсацией, за жареным. Не обижайтесь, работа у вас такая. Но когда в такого рода случаях возникает эта ситуация, вы тоже должны понимать, что и у вас есть эта ответственность. Здесь есть аспект чрезвычайно важный юридической составляющей этого вопроса и так далее. Поэтому у меня вот такая просьба от разных изданий прокомментировать эту ситуацию, я дал согласие поучаствовать в программе Михаила Швыдкого, и я в субботу буду принимать участие в прямом эфире, эту позицию я постараюсь высказать, потому что еще раз повторяю: она не «журналистско-пресс-конференционная» — совсем другая. Мы сталкиваемся с ситуацией очень серьезной и часто кидаемся на нее. Потому что я вот сегодня коллегам говорил о том, что у нас, чего греха таить, очень серьезная генетическая память по поводу того, чем часто грозят те или иные ситуации, которые складываются в нашем обществе. Когда я говорю о генетической памяти, имею в виду в данном случае особенно тех людей, кто прожил много. Я родился при Сталине, жил при Хрущеве, потом я жил при Брежневе, потом я жил при Горбачеве и так далее. Я знаю повороты этих ситуаций и понимаю остроту реакции на это общества, поэтому и не ответил на ваш вопрос».

#Политизация государственной жизни стала процессом, к которому менее всего оказалась готова власть - менее всех остальных. Она привыкла к пассивному лидерству, долго оставаясь монополистом и в информационном пространстве, и в государственном, и в политическом. А сегодня это прошло. Возникла новая и небезопасная свобода действия разных ведомств. Совершенно невозможно в большинстве случаев точно знать, на каком уровне принимаются решения о тех или иных шагах, особенно репрессивного характера. За исключением случая Улюкаева, где было сказано, что президент участвовал чуть ли не в разработке его ареста, но в других случаях совершенно не понятно, откуда это идет. Конечно может быть,(что, как мне кажется, менее вероятно), попытка приструнить культурную среду, ее припугнуть, вернуть ее к прежней дисциплине с верхнего политического уровня, Но, если признаться, я в этом сомневаюсь. Я думаю, мы видим конкуренцию разных репрессивных и силовых структур за то, чтобы подчинить себе политический процесс. Они тоже ведь действующие лица, а поскольку нет нормальной политической сцены, то на нее легко выйти с помощью громкого уголовного дела, резонансного ареста, обыска и так далее. Человек, который подписывал протокол обыска и сказал Серебренникову: «Теперь я вошел в историю театра», как ни парадоксально, высказал некую истину о происходящем. Потеряно единство пассивного путинского вертикального управления, а нормальная открытая государственная система политической жизни не сложилась. Она разрушена в предшествующую эпоху, и в вакуум врываются разного рода репрессивные и, скажем мягко, неконвенциональные силы. Люди в погонах, люди с зеленкой в первую очередь, потому что они безответственны. Ведь в нашей ситуации безответственней всех те, у кого более сильные инструменты в руках.

Рассказать друзьям