«Фрау Мария. Фрау мария - корабль-призрак - вопросы истории Делёжка подводных миллиардов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фото: скриншот с сайта "Русский клуб в г. Тампере", www.tampereclub.ru

У берегов Финляндии покоится затонувший корабль "Фрау Мария" с сокровищами Екатерины II стоимостью 1,5 млрд долларов. Россия не раз предлагала помощь в поднятии флейта, но пока Суоми не торопится доставать сокровища, ссылаясь на дороговизну операции, а возможно, ожидая 100-летия своей независимости в 2017 году.

После публикации материала "Картины - императрице, красавица - ее фавориту" в популярном историческом журнале "Ваш Тайный Советник" (№5 (23) май 2016 года) неравнодушный читатель написал запрос в Министерство культуры России с просьбой разъяснить позицию властей относительно судьбы корабля. В ведомстве ответили, что у России мало шансов стать собственником культурных ценностей, но и Финляндия поднимать ценный груз пока не собирается

"Фонтанка.fi " решила выяснить, кому будет принадлежать коллекция уникальных шедевров искусства голландских мастеров, приобретенная Екатериной II два века назад.

Европейские сокровища для российской императрицы

Голландский промышленник и меценат Геррит Браамкамп (Gerrit Braamkamp) на пороге смерти предложил Екатерине Второй выкупить уникальную коллекцию живописи из трехсот полотен. Браамкамп попросил свою 17-летнюю племянницу Аннабель обратиться в российскую дипмиссию в Амстердаме, чтобы дипломаты передали его просьбу императрице. Екатерина не могла упустить шанса приобрести произведения нидерландских художников, тем более что полотнами интересовалась и другая известная покровительница искусств - фаворитка французского короля Людовика XV маркиза де Помпадур. Доверенное лицо Екатерины граф Василий Голицын не пожалел средств на прихоть императрицы.

В итоге 300 полотен, включая работы Рембрандта, Брейгеля, Доу, Ван Бале, Ван Гойена и других мастеров, были погружены на двухмачтовый флейт "Фрау Мария" (Vrouw Maria). Запаковали ценный груз тщательно: картины сперва уложили в ящички из лосиной кожи, а потом поместили в свинцовые сосуды, залив для герметичности воском. Чтобы поместить все полотна на борт корабля, пришлось разобрать палубу. Сопровождали произведения искусства для августейшей особы российский посол в Голландии Алексей Шувалов и Аннабель, у которых, как поговаривают, во время долгого плавания даже начались романтические отношения.

Путь судна из Голландии растянулся почти на два месяца, и только к октябрю 1771 года "Фрау Мария" добралась до территории Финляндии, которая тогда была шведской провинцией. Однако во время страшного шторма корабль налетел на скалу, и в судне образовалась пробоина. Шведская команда под руководством голландского капитана почти неделю противостояла стихии в надежде сохранить судно. Они пытались спасти и ценный груз, но без разборки палубы сделать это было невозможно. Борьба длилась до тех пор, пока в одну ночь корабль, застрявший на отмели, просто не соскользнул с нее и не исчез в морской пучине. Команда, российский граф и Аннабель спаслись, но саму "Фрау Марию" с тех пор никто не видел.

Корабль с сокровищами был настолько важен для российской императрицы, что его спасением занимался сам министр иностранных дел Российской империи Никита Панин. В октябре 1771 года Панин отправил письмо шведскому правительству и племяннику Екатерины, королю Швеции, с просьбой помочь вернуть груз. Несколько последующих лет русские и шведские дипломаты вели оживленную переписку о судьбе затонувших сокровищ. Шведы безрезультатно пытались найти "Фрау Марию" все лето 1772 года, но судну суждено было провести следующие двести лет на дне Балтийского моря.

Вполне возможно, что судно так бы и кануло в Лету, если бы не новое поколение эхолотов и настойчивость финского дайвера Рауно Койвусаари (Rauno Koivusaari), которому посчастливилось обнаружить "Фрау Марию".

Как рассказал "Фонтанке.fi" сам Койвусаари, интерес к голландскому кораблю появился у него после прочтения книги шведского исследователя Кристиана Альстрема (Christian Ahlström) о затонувших в Балтийском море судах. "Конечно, корабль, полный сокровищ, вызывал у меня интерес, тем более что никто до этого не мог его найти", - рассказал Койвусаари. Финский дайвер провел собственное расследование, чтобы выяснить примерное местонахождение "Фрау Марии". "Когда я понял, где может быть это судно, я решил связаться с Кристианом Альстремом и рассказать о моих догадках", - вспоминает дайвер. Расчеты искателя оказались верны, и финским водолазам удалось обнаружить корабль с первого раза, а все погружение заняло порядка 30 минут.

Акватория острова Юрмо, как пишет в своем докладе исследователь Кристиан Альстрем, является уникальной, так как в этом месте крайне низкий уровень солености воды, что не дает развиваться моллюскам, питающимся затонувшей древесиной. Именно поэтому корабль сохранился практически в идеальном состоянии для судна, пролежавшего в воде две сотни лет.

Первый спуск к затонувшему судну "Фрау Мария".

Далее перед исследовательской группой встала другая задача: доказать, что это та самая "Фрау Мария". В ходе работы с архивами нескольких стран профессор Альстрем обнаружил 31 документ, относящийся исключительно к этому флейту. Так, в одном из них указывался любопытный дефект корабля: у якоря судна не было одной лапы, а именно его водолазы обнаружили при погружении. Позже дайверы достали несколько артефактов с затонувшего судна: металлический слиток и типичную для XVIII века глиняную трубку для курения. С грузом все оказалось сложнее: корабли, перевозящие товары для царских корон, освобождались от всех податей. По пути такие суда нередко осуществляли и другие перевозки, что могло быть отражено в таможенных документах. После запросов в архивы профессор Альстрем получил ответ из Дании: в 1771 году "Фрау Мария" заплатила подать, проходя через пролив Эресунн (Øresund), отделяющий Данию и Швецию. Таможенный документ подтвердил, что судно также перевозило цинковые слитки. Сомнений не оставалось - это была "Фрау Мария"!

Как первооткрыватель Койвусаари мог претендовать на один из самых многообещающих кладов в истории страны, но государство в лице Морского музея страны затеяло судебную тяжбу с дайвером. Финские власти заявили, что по "Акту о реликвиях и античности" от 1963 года и корабль, и его груз принадлежат Суоми. "В то время Морской музей просто взял под свой контроль местонахождение корабля. Не вдаваясь в подробности, скажу, что они неэтично себя повели. Единственное, что оставалось, - идти в суд. Хочу отметить, что те люди, с которыми я тогда судился, больше не работают в ведомстве", - поделился переживаниями Рауно Койвусаари. В итоге корабль оказался собственностью финского государства, а дайвера всего лишь наградили знаком отличия.

Клад наш?

Об обнаружении корабля российской императрицы узнали в России. В течение нескольких лет Москва и Хельсинки вели дипломатические переговоры. Одним из экспертов, привлеченных с российской стороны, был специалист по глубоководным работам Андрей Шпигель, генеральный директор ООО "Балтспецфлот".

Президент России дал поручение правительству разобраться с вопросом возвращения исторического наследия на родину. Судьбой "Фрау Марии" занималось ныне расформированное ведомство - Россвязьохранкультура, в ведение которой входила охрана культурного наследия и поиск пропавших артефактов. Андрей Шпигель вспоминает, что тогда же этой темой заинтересовались несколько человек в России, и генератором процесса был президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов, один из первых миллионеров в нашей стране.

После встречи в Финляндии, где Россия выразила свой интерес к затонувшему судну, была организована специальная двусторонняя конференция в Москве. Шпигеля тогда пригласили разработать проект по подъему судна. Российские эксперты предложили два варианта: поднять само судно или только его груз. Оба, по словам Шпигеля, вполне реалистичные.

"Росохранкультура (появилась в результате расформирования Россвязьохранкультуры в 2008 году. - Прим. ред.) заявила: груз принадлежит России, но мы не будем настаивать, чтобы он считался только российским. Более того, российская сторона предложила собрать международный консорциум всех заинтересованных лиц для подъема этого парусника, для вскрытия трюма, чтобы в конечном итоге явить миру уникальнейшие картины", - рассказал Андрей Шпигель.

Финны отказались от российского предложения по международному сотрудничеству, сославшись на большие расходы на операцию. Тогда финское музейное ведомство Museovirasto заявило, что пятилетний проект по исследованию судна с использованием специальных камер обойдется почти в 4 млн евро. Позже эта сумма росла в геометрической прогрессии, пока не достигла 50 млн евро.

По словам Шпигеля, заинтересованные российские бизнесмены готовы были предоставить необходимые средства, а Эрмитаж - экспертов по реставрации полотен. При этом для российской стороны было не принципиально, где после подъема останется судно: в России или в Финляндии, утверждает специалист по глубоководным работам.

Переговоры продолжились на очередной встрече в Финляндии, но она оставила больше вопросов, чем ответов. Как вспоминает Андрей Шпигель: "Когда нас отвезли на место, где находится "Фрау Мария", я увидел, что на дне стоят "мертвые якоря", а от них идут тросы и швартовые буи. Это значит, что на это место постоянно выходит какое-то судно и там идут работы".

Все разговоры даже о поднятии и возвращении судна российской стороной прекратились в 2011 году, когда была расформирована Росохранкультура. Эту информацию "Фонтанке.fi" подтвердили и в Финляндии. По словам старшего советника министерства культуры и образования Сату Паасилехто (Satu Paasilehto), переговоры активно велись в 2007 - 2009 годах, а после 2010-го сошли на нет.

За шесть лет финны не изменили свое мнение относительно возможного подъема корабля, правда, объяснение по-прежнему запутанное: "Решение о поднятии судна не может быть принято до тех пор, пока не будет научно доказано, что эта операция не повлияет на культурное и природное наследие региона. Более того, необходимо подготовить план по консервации судна и дальнейшим действиям, а также найти финансирование. На данный момент сохранение судна, как говорится, in situ (на месте. - Прим. авт.) считается наилучшим решением", - заявили в минкульте страны.

Акватория острова Юрмо объявлена охраняемой природной территорией. Как пояснила Сату Паасилехто, "корабль расположен на территории национального парка и защищен целым рядом законов, он также находится под защитой UNESCO и входит в европейскую сеть охраняемых объектов (Natura 2000)". "В этой акватории дайвинг запрещен, и для всех глубоководных работ необходимо специальное разрешение", - отметила советник. На вопрос, проводятся ли финнами работы по поднятию артефактов с затонувшего корабля, в ведомстве заверили, что большая часть груза по-прежнему находится на дне моря.

Фото: Paasilinna
На месте крушения судна "Фрау Мария" запрещены все глубоководные работы без разрешения финской стороны

В финском минкульте считают, что судно принадлежит государству: "С момента открытия корабль де-юре является собственностью Финляндии". "Фрау Мария" находится в финских территориальных водах более 100 лет, то есть, согласно финскому законодательству, является собственностью Финляндии. И этот факт не подлежит обсуждению», - резюмировала чиновница. В российском Министерстве культуры с позицией финских коллег согласны: "На находящиеся на его борту культурные ценности распространяются законы о культурном наследии Финляндии и ее гражданское законодательство. Российская сторона не вправе производить какие-либо работы в территориальных водах Финляндии без согласия финских партнеров, поэтому любые действия России по обследованию и подъёму судна без согласия властей страны были бы неправомерны".

По версии Шпигеля, основные мероприятия по подъему на месте крушения "Фрау Марии" могут начаться после 2017 года, когда Финляндия отметит 100-летний юбилей как независимое государство, и корабль без всяких "но" станет собственностью страны. В пресс-службе Министерства культуры России "Фонтанку.fi" заверили, что никаких переговоров по поднятию судна или его возвращению в данный момент не ведется, однако "с учетом исторической ценности для России затонувших предметов Минкультуры готово оказывать поддержку совместным с финской стороной проектам".

Клад есть, закона нет

Туманности всей истории добавляет тот факт, что международное морское право не регулирует вопросы собственности затонувших исторических кораблей и их содержимого. В Международной морской организации (IMO) заявили, что Конвенция о поднятии затонувших судов не предусматривает работу с историческими судами. Пресс-секретарь IMO Наташа Браун (Natasha Brown) пояснила, что вопрос собственности "Фрау Марии" относится к национальным законам Финляндии, в чьих водах она затонула. В IMO посоветовали обратиться в ЮНЕСКО, но и в организации не прояснили ситуацию с культурным наследием.

Как заявила "Фонтанке.fi" Ульрике Гирен (Ulrike Guérin), специалист программы ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 года, дальнейшую судьбу затонувшего корабля будут решать законы той страны, где он затонул. "Стоит понимать, что международное право сильнее, чем национальное законодательство, но дело в том, что не существует никакого международного законодательства, которое регулировало бы право собственности на затонувшие суда", - отметила Гирен.

Как подчеркнула Гирен, Конвенция ЮНЕСКО от 2001 года ставит своей целью защиту затонувших исторических судов и их содержимого. "Другими словами, "найденное под водой судно не должно эксплуатироваться в коммерческих целях, а найденные на его борту артефакты не могут использоваться для получения личной выгоды", - пояснили в ЮНЕСКО.

Конвенция, как объяснили в ЮНЕСКО, призывает заинтересованные стороны проводить научные исследования, не запрещать доступ к кораблю, обеспечивать выгодное для всех использование судна, что включает музейные экспозиции, учебно-методические работы или даже виртуальные туры. Финляндия и Голландия сейчас готовятся ратифицировать международный документ. По мнению Ульрике Гирен, после этого Россия сможет более тесно сотрудничать с этими странами по всем вопросам, касающимся "Фрау Марии".

Вопрос поднятия "Фрау Марии" и исследования его груза за последние шесть лет не продвинулся, так как переговоры между Финляндией и Россией не ведутся. Суоми считает парусник своим, но поднимать его с балтийского дна не спешит. В России, похоже, утратили всякий интерес к ценностям. Международные организации, которые могли бы стать третейским судом, признаются, что их конвенции никак не могут установить собственника затонувшего флейта. Остается надеяться, что "Фрау Марии" не суждено вечно покоиться на дне Балтийского моря и мечта императрицы Екатерины Второй когда-нибудь исполнится - ценнейшие картины можно будет увидеть в Эрмитаже, в России.

Корабль "Фрау Мария" затонул у Аландских о-вов, в водах современной Финляндии

Любители морской археологии наверняка знают историю о судне "Фрау Мария", которое затонуло у берегов Финляндии в 18 веке. Предположительно на нем перевозили картины и другие ценные вещи, закупленные по указу Екатерины II для Эрмитажа в Голландии. Во время ночной бури корабль лишился рулевого управления и затонул, а картины голландских художников, представляющие огромную ценность, остались на дне. В 20-ом веке кто только не искал сокровища "Фрау Марии", и только в 1999 году корабль был обнаружен...

По специальному указу Екатерины II в 1771 г. Голландии была проведена целая кампания по скупке предметов искусства для пополнения фондов Эрмитажа и Царского Села. Благодаря действиям русских дипломатов, императрица стала обладательницей внушительной коллекции мейсенского и саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, а главное — большого количества картин известнейших фламандских художников (по некоторым данным, не менее 300). Ценный груз был хорошо упакован (полотна сначала заворачивали в кожу, затем укладывали в свинцовые тубусы, заливали свободное пространство воском и герметично запаивали) и отправлен в Санкт-Петербург двухмачтовым торговым судном под названием "Фрау Мария". Именно типичная для тех времен предусмотрительность при морских перевозках ценных грузов и позволяет надеяться, что картины сохранились и подлежат реставрации.

Герард Доу. Портрет матери Рембрандта. Предположительно "Фрау Мария" перевозила в том числе картины и этого голландского живописца

Предположительно на судне находились картины фламандских живописцев.

Список картин, находящихся на борту «Фрау Марии»

1. Хендрик ван Бален (1575-1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.

2-4. Герард Терборх (1617-1681) «Музыкант с гитарой», «Девушка с собакой» и «Офицер, пишущий письмо».

5-6. Исаак Гедик (1617-1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».

7-8. Герард Доу (1613-1675) «Девушка в жёлтом» и «На приёме у хирурга».

9. Ян ван Гойен (1596-1656) «Деревня на берегу реки».

10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) «Художник с учеником».

11. Леве «Крестьяне на свадьбе».

12. Йоханнес Лингельбах (1622-1674) «Корабль на якоре».

13. Габриель Метсю (1629-1669) «Служанка с зайцем в руках».

14. Франс ван дер Мин (1719-1783) «Джентльмен с бокалом».

15. Адриан ван Остаде (1610-1685) «Человек за столом».

16. Паулус Поттер (1625-1654) «Большая воловья повозка».

17. Абрахам Сторк (1644-1708) «Город на Рейне».

18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) «Стадо на отдыхе».

19. Якоб де Вит (1695-1754) «Кувшин с цветами».

20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».

25. Герман Цафтлевен (1609-1680) «Ландшафт с охотниками».

26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) «Интерьер: стол с фазанами».

27. Две картины неизвестных художников.

Возможно, на борту был также «Триптих» художника Герарда Доу - его общий размер 9 квадратных метров. Если он действительно будет обнаружен, то может стать самым дорогим произведением живописи в мире. Также эксперты считают, что на борту корабля находятся картины Вермеера и Рембрандта.

Екатерина обращалась к своему шведскому "коллеге" за помощью в поднятии корабля, но скандинавы мягко отказались. Постепенно разговоры о "Фрау Марии" иссякли, о ней забыли надолго.

Затонувшая у Аландских островов "Фрау Мария"

Историю о корабле раскопали кладоискатели. Знаменитый финнский искатель морских сокровищ Рауно Койвоссари много лет искал "Фрау Марию", а нашел только в 1999 г. То, что это тот самый корабль, он понял по названию на табличке, которую поднял со дна.

Финляндское правительство не пошло на сговор с Койвоссари, который предлагал поднять корабль и поделить сокровище "по братски", а издало указ о консервации судна. Теперь оно под охраной властей Финляндии. Мотивы Финляндии понятны, ведь по ее закону, все, что пролежало в водах Финландии больше 100 лет, принадлежит ей по праву. Загвоздка в том, что Финляндии самой еще нет 100 лет, а исполнится только в 2018 году. Видимо, этой даты и ждало правительство Финляндии, пока о "Фрау Марии" не узнали русские.

Проект поднятия "Фрау Марии"

Российское правительство организовало комиссию по делу "Фрау Марии", которая и разработала проект поднятия корабля. Согласование с финнской стороной - дело не простое, у финнов же свой интерес. Но вот вроде бы Финляндия дала разрешение поднимать корабль... в 2017 году (есть тут какой-то подвох, правда?). При этом есть, конечно, логичное объяснение, почему именно в 2017 году, ведь "Фрау Мария" находится в заповедных водах, не дай бог нарушить экологическое равновесие местной натуры, так что подготовка требует тщательных расчетов, времени и... денег. 80 миллионов евро.

Вот такая история. В программе Дмитрия Быкова на Сити-ФМ Тарасов сказал, что комиссия будет договариваться с финнами о том, чтобы поднять только один тубус, чтобы понять, сохранилось ли что-то и подлежит ли реставрации. Более подробно можно почитать, например,

Российский энтузиаст, который и "раскопал" Рауно Койвоссари с его находкой, - тот самый Артем Тарасов. Он входит в государственную комиссию, организованную для подъема "Фрау Марии" с ее грузом, он же занимался архивными изысканиями. Он, вероятно, и самый информированный человек по этому историческому вопросу. В четверг и в субботу он будет в Москве презентовать свою книгу о "Фрау Марии", будет лично присутствовать 28 октября в 17:30 в "Молодой Гвардии" на Полянке и 30 октября в 14:00 в "Доме книги " в Медведково. Так что все вопросы можно будет задать ему лично при встрече.

Обнаружили на дне Балтийского моря обломки множества кораблей. В российских территориальных водах, а также в водах Финляндии, Швеции и Дании нашли более 15 якорей. В территориальных водах России были обнаружены два корабельных остова. В шведской части Балтики обнаружили 12 якорей. Два корабельных каркаса были найдены в Балтийском море у берегов Дании. В немецкой части Балтийского моря аквалангисты зафиксировали обломки трех кораблей. По данным археологов, на дне Балтийского моря лежит несколько тысяч кораблей, включая колесный фрегат "Гремящий" . Это парадный корабль, представляющий собой нечто вроде императорской яхты. Нашлась на этом огромном корабельном кладбище, причём, в отличном состоянии и бригантина"Фрау Мария", которая затонула в сильный шторм.

В ящиках из лосиной кожи

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года у берегов Швеции. Сегодня это территориальные воды Финляндии. Несколько лет назад группа финских дайверов по наводке обнаружила под водой судно, покрытое толстым слоем ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: это и есть двухмачтовый флейт «Фрау Мария», пропавший в бурю более двух столетий назад. Новостью сразу заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей». Именно этот фонд много лет подряд делал все возможное, чтобы "Фрау Мария" была бы поднята со дна Финского залива.

– Сегодня «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящики из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды. И сверху залили воском. Есть большая вероятность: полотна великих голландских мастеров прекрасно сохранились.

"Фрау Мария" взяла на борт разнообразный груз: цинк, сахар, ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, в том числе Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гоена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Эти картины приобрел на аукционе в Амстердаме по личному указанию Екатерины II посол России в Голландии князь Голицын. Почему же бригантину до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этих сундуков с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд. евро. Спор продолжается.

"Раненая амазонка"

Но есть подозрения, что некогда крепкое судно начало рассыпаться под толщей воды. Не так давно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске - бывший немецкий Кранц - выбросило загадочную скульптуру: женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском взморье? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Если следовать архивам, бригантина вышла из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Команда пыталась спасти сокровища: матросы прыгали в воду с картинами в тубах. По некоторым данным, они спасли 8 полотен. Но дальнейшая судьба этих раритетов неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы установили. И это позволило определить: они выкупили 28 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту судна подтверждён, теперь можно было бы начинать операцию по подъёму "Фрау Марии". Но неожиданно возникли сложности.

Очередь за сокровищами

После того как стало известно, что на дне Балтики лежат ценности стоимостью в миллиарды евро, сразу же выстроилась большая очередь из охотников за богатствами "Фрау Марии". Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить дайверы, обнаружившие судно. Но финский суд им отказал. Следом о своих правах на сундуки с сокровищами заявила Швеция: воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали шведам. Но позже Стокгольм отказался от своих претензий. После Швеции в числе претендентов на сокровища оказалась Голландия. Ведь корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Груз наш, голландский! Однако российская сторона продемонстрировала документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила как за груз, так за зафрахтованное судно. А вот с претензиями Финляндии дело оказалось много серьёзнее. Согласно законодательству, затонувшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Министерства античности Финляндии.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже 8 лет. И шхуна все еще остается на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит.

Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев. Эта операция сложна по многим факторам: плохая видимость на дне Финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне 246 лет, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее.

Исход экспедиции пока предсказать довольно трудно. Возможно, удастся поднять со дна моря весь корабль. Возможно, только груз или какую-то его часть. В любом случае вернуться в Эрмитаж коллекция Екатерины сможет только при условии, что Финляндия сама откажется от претензий на царские сокровища. Или России удастся отстоять свои права на них в международных судах. И то, и другое маловероятно. Поэтому, по всей видимости, Москва и Хельсинки будут договариваться о создании совместного музея «Фрау Мария». Музей уже предлагается открыть или в российском Выборге или в финской Котке. Подъём судна предполагалось начать еще в 2013 году, но Финляндия заявила, что в соответствии с разработанным поэтапным планом «Фрау Мария» будет поднята лишь в 2018 году. Ф инская сторона придумала проект, вроде бы учитывающий мнения всех заинтересованных сторон. Подъём будет совершаться таким образом, чтобы весь парусник остался в целости и сохранности. Предлагается спроектировать конструкцию из стали с понтонами, которая должна надеваться на судно сверху. Потом в ёмкости закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них протянут стропы из искусственного волокна шириной 50 см. И прикрепят корабль, как в гамаке, к металлической конструкции. Но как будут решать ещё одну проблему: сохранить корабль на берегу? Хорошо известно: при взаимодействии корабля с воздухом его атакуют бактерии. И начнётся интенсивное разрушение шхуны. Российские ученые предложили весьма любопытное решение: переправить «Фрау Марию» на Северный полюс на год-два. Под действием мороза бактерии погибнут, и корпус будет спасён.

Операция оценивается в 100 млн. евро

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить 100 млн. евро. Это не так много, учитывая, во сколько оценены сундуки с сокровищами. Сегодня корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус на 2 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений. И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок.

И уже две известные компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году.

Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне, - говорит адвокат Александр Островский. - И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами.

Российско-финский гуманитарный проект осуществляется при поддержке первых лиц государства.

Планируется, что уже в этом году состоятся подводные обследования, которые покажут, какие именно ценности и в каком количестве сохранились за более чем 200 лет нахождения под водой.
Цена вопроса - 1 миллиард “зеленых”. Пока что самые большие сокровища (на сумму в полмиллиарда долларов) на корабле, затонувшем в Средние века в Атлантическом океане, обнаружили американские кладоискатели.

В пенале из лосиной кожи

Вокруг двухмачтовой шхуны с сокровищами на очень кругленькую сумму кипят нешуточные страсти: кому же достанется драгоценный груз с корабля, затонувшего за пределами России, но с грузом, который был выкуплен Екатериной II? Эти произведения искусства предназначались для Эрмитажа. А в результате - почти два с половиной века пролежали на дне морском. Финны тянут одеяло с сокровищами на себя: у них в чести закон о древностях. Но за сундуки с драгоценностями платили из казны Российской империи.

Но вернемся на несколько веков назад. 11 ноября 1771 года. Чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправляет на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля “Фрау Мария”. На его борту и находились закупленные в Голландии картины, бронзовые скульп­туры, серебряные и золотые украшения. “Фрау Мария” попала в шторм и затонула у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Суоми). Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами. Гневу Екатерины не было предела: операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянет с помощью. Между Екатериной Великой и Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III подъем парусника так и не состоялся. А потом “Фрау Мария” таинственно исчезла с места крушения. Обнаружили “корабль-призрак” через много лет.

После исчезновения “Фрау Марии” с места крушения российский царский двор перестал интересоваться судьбой драгоценного груза. А уж после того, как пальнула “Аврора” и Зимний дворец оккупировали матросы в бескозырках, вопрос о судьбе голландки, под завязку набитой сокровищами для Российской империи, полностью ушел с повестки дня. И, наверное, о бедной “Фрау Марии” забыли бы на веки вечные, если бы летом 1999 года группа финских ныряльщиков не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину, которая при ближайшем знакомстве и оказалась “Фрау Марией”! Этим известием заинтересовались и в России. Кто именно? Благотворительный фонд “Спасение национальных культурно-исторических ценностей”.

Кстати, перед тем, как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться. На борту “Фрау” может быть около 300 картин.

*1500 фарфоровых трубок *

Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей “Фрау” несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. По своему исполнению они очень похожи на изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.
Благотворительный фонд Артема Тарасова начал свое собственное расследование гибели и обнаружения двухмачтовой бригантины “Фрау Мария”. Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, - документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества. Выяснили и маршрут “Фрау Марии” - она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила “Фрау Мария” в каждый порт - в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как “дипломатическая почта”. Выйдя из порта города Турку, “Фрау Мария” попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей “Фрау Марии” 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с “Фрау Марии” в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

Найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые скупали картины для Екатерины II, не удалось. Но имена четырех покупателей все-таки установили. И это позволило определить, что все вместе они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников XIV–XVII веков.

Показали большой кукиш

Согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 года). По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии.

Потомки семьи Романовых не могут претендовать на владение сокровищами “Фрау Марии”. Согласно известным актам, собственность Екатерины II в приснопамятном 1917 г. перешла во владение РСФСР.
Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 г., вправе предъявить свои претензии на груз парусника “Фрау Мария”.

Кстати, между Министерством античности Финляндии и группой ныряльщиков, которые обнаружили “Фрау”, началась самая настоящая грызня. Министерские чиновники запретили ныряльщикам вообще приближаться к “Фрау Марии”. Поисковики проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Ныряльщикам показали большой кукиш.

Однако юридическая база, на основе которой принималось решение, что “Фрау Мария” полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми. И ныряльщики решили действовать по-своему. Они нашли спонсора - жителя Монако Къелля Эдвалла (он, кстати, друг Жака-Ива Кусто, профессионал по подъему кораблей). Эдвалл готов участвовать в операции по подъему “Фрау Марии”, но на российские деньги.

“Фрау Мария” стоит на дне в вертикальном положении. Парусник находится на глубине 41 м, размещается на грунте, и его корпус только на 1,5 м заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, очевидно, обусловлено тяжелым грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие каких-либо течений. И еще в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана “Фрау”, настолько высока, что попытка одного из финских ныряльщиков вбить гвоздь в обшивку не удалась. Гвоздь согнулся…

P.S. Российская и финская стороны обсуждают еще и план открытия совместного музея сокровищ “Фрау Марии” или в российском Выборге, или в финской Лаппеенранте. Об этом пишет финская печать. А газета “Хювудстадсбладет” сообщает, что Министерство культуры России поддерживает идею поднять “Фрау Марию” и превратить парусник в плавучий музей.

Но прежде, чем пустить музей по волнам, неплохо бы для начала достать сокровища “Фрау Марии”. Причем без промедления.
Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты “Фрау Марии” и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.
Надежда Попова

Парусник «Фрау Мария» с бесценными произведениями искусства на борту мирно покоится в Балтийском море уже 237 лет. Обнаружен он был еще девять лет назад, но поднимать его не торопились: никак не могли решить, какому государству принадлежит сокровище. Сокровища оценили в полтора миллиарда долларов. Неизвестно, сколько еще протянут в соленой воде редкие картины голландских художников. Финские власти не спешат. Согласно закона «о старине» все, что пролежало в территориальных водах более 100 лет становится собственностью Финляндии. Правда, самой финляндии нет еще ста лет.Но теперь, кажется, согласие наконец-то достигнуто.

История корабля

Датский двухмачтовый кофф «Vrouw Maria» был построен в 1748 году, то есть сейчас ему уже 260 лет. Длина корабля 26,34 м, ш
ирина 7,20 м, сделан он в основном из дуба, причем настолько крепкого, что ныряльщикам даже в наши дни не удалось вбить гвоздь в палубу. Мачты, скорее всего, сделаны из лиственницы.
Сейчас «Фрау Мария» находится на глубине 41 м недалеко от Аландских островов. Судно стоит на киле (видимо, из-за тяжелого груза в трюме), его корпус погружен в донные отложения на 1-1,5 метра. В отсутствие течений, при стабильной температуре (около 8 градусов) и малосоленой воде корабль прекрасно сохранился.
Вот отрывок из отчета финнов:
«У деревянных украшений и оснащения корабля не хватает верхнего слоя, но они находятся в хорошем состоянии… Часть такелажа лежит на палубе и на дне моря, при падении снасти повредили палубу за главной мачтой… Верхняя часть груза частично видна, были обнаружены следующие объекты: керамические трубки, цинковые слитки, коробка стеклянных линз, свинцовые печати и, возможно, остатки одежды».
Финские ныряльщики смогли достать с «Фрау» несколько предметов, в том числе фарфоровые трубки для курения стоимостью до 2,5 тыс. долларов.


Ценный груз

31 июля 1771 года на аукционе в Амстердаме князь Голицын купил картины голландских художников, антикварную мебель и другие ценности по заказу Екатерины II. Богатая коллекция предназначалась для Эрмитажа. Имена всех дилеров найти не удалось, но выяснилось, что всего было куплено 28 картин выдающихся голландских художников XVI-XVIII веков. Сохранились пометки в архивных записях - слова «Екатерина» или «рус». Ценный груз декларировать не стали - он значился как «дипломатическая почта». Мы можем только по записям, оставшимся с аукциона, судить, из чего он состоял. Остальная часть груза декларировалась, но менялась от порта к порту. Судя по таможенным документам, помимо сокровищ, судно везло сахар, красители, ткани, чай, кофе, табак, зерно, книги. А также луковицы знаменитых голландских тюльпанов. Для того чтобы картины пережили путь без повреждений, их упаковали в пеналы из лосиной кожи, затем пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили воском. Для перевозки артефактов в Санкт-Петербург было зафрахтовано голландское судно «Vrouw Maria» («Фрау Мария»). Капитаном был некий Рейнуд Лоренс.
«Фрау Мария» отчалила из Амстердама, обогнула Данию и поплыла вдоль шведского берега, заходя практически в каждый порт. Выйдя из последнего порта - города Або (нынешний Турку) 8 октября 1771 года, «Фрау» успела отойти от берега на 11 миль, и тут ее настиг шторм. Из-за поломки руля корабль налетел на скалы. Пробило корму, трюм постепенно заполнялся водой. Моряки до последнего пытались спасти судно. На протяжении недели они с заката до рассвета откачивали воду помпами, а на ночь сходили в шлюпки и ночевали на близлежащем острове. Но в конце недели, проснувшись, матросы обнаружили, что судно ушло под воду. Какую-то часть груза удалось спасти, один из моряков вроде бы даже успел забрать с судна шесть картин.
11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник в Стокгольме граф И. Оcтерман направил на имя Екатерины II реляцию о крушении «Фрау Марии». А три месяца спустя губернатор Або сообщил в письме, что «…голландское судно, перевозившее картины для галереи императрицы и затонувшее у берегов Швеции, найдено». Русская императрица вела гневную переписку с кузеном, шведским королем Густавом. Но судно так и не подняли. Возможно, шведам, издавна промышлявшим грабежом барахлишка с потерпевших крушение кораблей, просто не хотелось расставаться с сокровищем. Но добыть артефакты им не удалось: скорее всего, судно из-за штормов поменяло свое местоположение, и его так и не смогли найти. Ведь 41 метр для того времени глубина очень серьезная.
Как бы то ни было, «Фрау Мария» пропала на 228 лет…


Планы спасения

Вариант первый - поднимать корабль целиком. Для этого спроектирована конструкция из стали, которая должна „надеваться“ на корабль. На бортах разместят емкости, куда будут закачивать воздух. На конструкции будет закреплен механизм для разработки тоннелей под судном. Сквозь тоннели водолазы протянут под кораблем стропы - полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 40-60 см. С их помощью и будут поднимать корабль.
Вариант второй, более простой - поднять груз, а корабль оставить на дне. Для этого к участку, где находится «Фрау», будет подогнано специальное судно с мощной лебедкой, которая сможет опустить трос на глубину 40 метров. На конце троса будет крюк, удерживающий специальную площадку с ящиками для экспонатов. Этот способ значительно проще и удобнее.
Что именно предпочесть - еще не решили. Вопрос в том, стоит ли овчинка выделки, ведь потребуются большие затраты, чтобы сохранить «Фрау» на суше: при взаимодействии с воздухом корабль неизбежно начнет разрушаться…
Однако, подняли же шведы Вазу….
Поучаствовать в проекте захотели две всемирно известные компании, занимавшиеся подъемом подлодки „Курск“, - SMIT Internationale и Mammoet Salvage. Чтобы умаслить все конфликтующие стороны, начали разговоры о превращении корабля в плавучий музей, но этот красивый вариант может оказаться слишком трудоемким.

Кому достанутся богатства?

Основным камнем преткновения стал вопрос собственности: сам корабль - голландский, груз русский, а затонул он на территории Финляндии (а тогда Швеции!). Голландцы от „Фрау“ великодушно отказались, а вот финны отстаивают свое право на сокровище: по местному законодательству зарубежный артефакт, находящийся на территории Финляндии как минимум 50 лет в течение последнего столетия, не может экспортироваться без специального разрешения. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Содержимое „Фрау“ официально принадлежало Екатерине Великой. Поэтому Россия, как правопреемница собственности Романовых, имеет на него весомые права.
В данном случае финское законодательство расходится с международным - по международным законам найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. Несмотря на юридические неясности, Россия предложила целиком профинансировать этот проект. Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок“.
Кстати, «Фрау Мария» была обнаружена южнее островного архипелага Турку, в нескольких милях от русского гребного фрегата «Святой Николай», который затонул в июле 1790 г. в ходе Второго Роченсальмского сражения. Так что в истории уже были случаи подъема русских кораблей с иноземного дна. В 1975 г. финские водолазы подняли с фрегата «Святой Николай» останки русских моряков, которые были захоронены на старом русском кладбище в Котке.


Бизнесмен Артем Тарасов написал роман об этом «Титанике» XVIII века.

Артем Тарасов попытался найти потомков шкипера Рейнуда Лоренса. Но споткнулся на третьем колене. Иначе можно было бы ставить вопрос о продаже-покупке парусника.
О необыкновенном путешествии сокровищ Эрмитажа рассказывает исторический роман Артема Тарасова о «Фрау Марии». «Это беллетристическая история, основанная на реальных событиях, - рассказывает Тарасов, - своего рода „Титаник“ XVIII века».
Автор потратил полгода на изучение всех архивных подробностей. «Я надеялся найти подробности в исторических источниках, но представьте - ничегошеньки не оказалось, пришлось по крупицам собирать информацию самому». Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, – документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества.
– Мы выяснили и маршрут «Фрау Марии», – продолжает Артем Михайлович. – Она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как «дипломатическая почта». «Фрау Мария», выйдя из порта города Турку, попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей «Фрау Марии» 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с «Фрау Марии» в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

28 утонувших картин

1. Хендрик ван Бален (1575-1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.
2-4. Герард Терборх (1617-1681) «Музыкант с гитарой», «Офицер пишущий письмо» и «Девушка с собакой».
5-6. Исаак Гедик (1617-1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».
7-8. Герард Доу (1613-1675) «Девушка в желтом» и «На приеме у хирурга». Возможно, куплен также триптих художника - за 15 000 гульденов.
Если картина будет обнаружена, она может стать самым дорогим произведением живописи в мире общим размером девять квадратных метров.
9. Ян ван Гойен (1596-1656) «Деревня на берегу реки».
10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) «Художник с учеником».
11. Леве (? -?) «Крестьяне на свадьбе».
12. Йоханнес Лингельбах (1622-1674) «Корабль на якоре».
13. Габриель Метсю (1629-1669) «Служанка с зайцем в руках».
14. Франс ван дер Мин (1719-1783) «Джентльмен с бокалом».
15. Адриан ван Остаде (1610-1685) «Человек за столом».
16. Паулус Поттер (1625-1654) «Большая воловья повозка».
17. Абрахам Сторк (1644-1708) «Город на Рейне».
18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) «Стадо на отдыхе».
19. Якоб де Вит (1695-1754) «Кувшин с цветами».
20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».
25. Герман Цафтлевен (1609-1680) «Ландшафт с охотниками».
26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) «Интерьер: стол с фазанами».
27-28. Картины неизвестных художников.


Справка «АН»

ЕКАТЕРИНА II (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729-1796) - российская императрица (с 28 июня 1762 г.), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета «Великая». При Екатерине возникла внушительная основа коллекции Эрмитажа. Ее искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей. Покупали шедевры и коллекции для «северной Семирамиды», как называли Екатерину Великую французские просветители. Государственное коллекционирование приобрело огромный размах именно в эпоху царствования Екатерины Великой. Она скупала картины огромными партиями по всей Европе, прислушиваясь к мнению своих агентов. Ими зачастую выступали русские послы при дворах европейских держав. Заметную роль в приобретениях императрицы сыграли российские дипломаты А. Разумовский и Н. Юсупов в Италии, Д. Голицын и А. Строганов во Франции, С. Воронцов в Англии.

ЗИМНИЙ дворец был построен в 1762 году. Особенно парадным был Зеркальный кабинет, устроенный в 1776 г. на месте библиотеки. Из него скрытый ход через створки шкафа вел на антресоли, где располагались интимные комнаты с личными коллекциями императрицы, которые она сама называла «эрмитаж». Сам музей был основан в 1764 г. с прибытием в Зимний дворец картин, купленных в Берлине у известного местного купца Иоганна Гоцковского при посредстве посла В. Долгорукова. Гоцковский был крупной фигурой в торговом мире Европы: он был владельцем Берлинского фарфорового завода. Коллекция Гоцковского, собранная для прусского короля Фридриха II, включала 255 картин голландских и фламандских художников. Картинная галерея Екатерины II к 1774 г. насчитывала 2080 картин. И императрица надеялась, что полотна с парусника «Фрау Мария» все-таки доберутся до Эрмитажа. Но ее надеждам так и не суждено было сбыться.

Рембрандт ван Рейн в пенале из лосиной кожи
В ИСТОРИИ с двухмачтовой бригантиной, зафрахтованной русскими купцами для перевозки коллекции из Амстердама в Петербург по заказу Ее Императорского Величества, много загадок. Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами.
На борту «Фрау» может быть около 300 картин, 1500 фарфоровых трубок для курения

Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты «Фрау Марии» и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.

И уже по последним известиям, Финляндия не планирует поднимать из моря затонувшее более 200 лет назад судно. Вместо этого планируется из вещей, поднятых с торгового судна, сделать морскую выставку, которую покажут также в Стокгольме и Амстердаме.

Рассказать друзьям