Конспект логопедического занятия на тему: "Звук и буква М". Конспект логопедического занятия на тему: "Звук и буква М" Занятие по грамоте буква м звук

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наш очередной интернет урок по обучению грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Сначала поиграем в эхо. Что такое эхо?

Игра «Эхо»
Дом - … мммм
Дым - …
Альбом - …
Том -….
Там - …
Ком - …
Сом - …

Догадались, о каком звуке будет сегодня наш интернет — урок?

Звук [м] … Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Запомните слова со звуками [м] , [м`] , которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

1. Назовите слова , в которых есть звук [м] ….

2. Отгадайте загадку

Зимой спит,
Летом ульи ворошит

Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м] ?

3. Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)

4.Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

5. И г р а «Кто больше?»

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ] . (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ] . (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ] . (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

6. Доскажи словечко

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?.. (Мел)

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?.. (Мышка).

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?.. (Мухи).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик)

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. (Май).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли).

7. И г р а «Доскажи фразу»

  • Конь ржет, а корова… (мычит).
  • Собака лает, а кошка… (мяучит).
  • Луна светит, а звезды… (мерцают).

8.

Представляю букву — М !

1. Найди спрятанные буквы М . Обведи их.

2. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Поставь в букве точки по образцу. Найди и раскрась букву М справа.


3. Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков [м] [м`] .


4. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы М справа.

5. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты?


6. И г р а «Волшебная цепочка»

Превратите мышку в миску .

(Мышка мошка – мишка – миска.)

7. И г р а «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву.

– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.

8. И г р а «Наоборот»

Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).

9. И г р а «Один – много»

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).

10. И г р а «Полсловечка за вами»

Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).

11. И г р а «Подберите пару»

машина маленький

море малиновый

мужчина медленный

мяч мирный

мел мелкий

музей мороженое

мясо музыкальный


12. И г р а «Шесть магов»

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

13. И г р а «Найди слова»

14. И г р а «Играем в прятки»

Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

15. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )

16. И г р а «Магическая буква»

Л

А Р? И Я

О т ве т: армия, лампа

17. И г р а «Хвостоглав»

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель мол мак

О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.

18. Читаем..

19. Пишем..


20.



Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Словарь

  • Маркет — от английского market — рынок
  • Мастер-класс — обмена опытом
  • Мегаполис это город, который достиг населения одного миллиона человек
  • Менеджер — специалист управленец.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Метать громы и молнии — приходить в ярость, сильно сердиться.
  • Мир тесен — о неожиданной встрече со старым знакомым.

Компанеец Олеся
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Тема : Звуки М , Мь. Буква М .

Цели : Познакомить детей со звуками М , Мь, с буквой М .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Умение детей характеризовать звуки М , Мь

Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Коррекционно-развивающие :

Развитие у детей фонематического слуха и восприятия

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Расширение и уточнение активного словаря

Коррекционно-воспитательная :

Воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование : альбомы по обучению грамоте ; карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М , Мь; счетные палочки; игрушка мишка с рюкзаком за спиной и мармеладом.

Ход занятия:

1 Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2 Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИЫО – они какие? (гласные) ; ПТКХ (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции » - У А О И Ы

3 Сообщение темы занятия

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их :

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .

Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся . Это имена старшего и младшего брата, а их фамилия ЭМ. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .

4 Связь буквы и звуков :

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М .

Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)

Выкладывание буквы из счетных палочек :

И есть ещё одно стихотворение про эту букву , встаньте в пары, держась за руки, лицом вперед.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

У вас на столах лежат три веселых человечка, вам нужно выложить при помощи их слоги : МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Приготовьтесь к работе в альбомах, не забывайте, о правильной осанке.

5 Работа в альбомах по обучению грамоте О . С. Гомзяк

Открываем альбомы на стр. 22. К вам в гости на страничку пришли Маша и Миша у них день рождения им нужно подарить подарки возьмите синий и зеленый карандаши, к Маше мы будем проводить дорожки к подаркам синим карандашом, а к Мише зеленым карандашом.

6 Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

И как мишка-косолапый.

7 Игра на развитие фонематического слуха «Твердый, мягкий»

У вас на столах сигнальные карточки, я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук вы поднимите зеленого человечка, твердый - синего человечка.

М- машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи

Мь – мел, помидор, кометы, мельница.

8 Звуко- буквенный анализ :

Ребята скажите, какое самое любимое слово для всех детей и людей в мире? МАМА

В этом слове сколько слогов, звуков М А М А пропечатаем это слово при помощи двух карандашей синего (согласный звук ) и красного (гласный звук ) .

Пальчиковая гимнастика :

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Ведь не только у людей есть мамы, мамы есть и у животных посмотрите на плакат, перечислите детеныша и назовите его маму. Проводите в своих альбомах маму к своему детенышу.

9 Итог занятия :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад) . Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М , ребятки, попробуют твой мармелад!

Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»

Тема : Звуки [М] , [М"] и буквы М , м.

Цели : уточнение знаний о звуках [М] , [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М] , [М"] в словах и определении позиций звуков в словах ; знакомство с буквами М , м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование : игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм , карточка с буквой , домики для букв , слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв ; на столе у каждого комплект : зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа , счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент :

В : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Кто это?

Филя и Каркуша.

В : Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В : Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

В : Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие .

II. Повторение изученного материала :

В : Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?

+ Звуки мы слышим , произносим, но не видим, а буквы мы видим , пишем, читаем.

В : С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В : Они какие?

Гласные.

В : Как они произносятся?

В : Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит ?

Из гласных.

В : Сколько их?

В : Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала :

1) Введение в тему.

К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К.: Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К.: Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

В : Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В : Назовите первые звуки этих слов . Мммашина.

В : Мммяч.

В : Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука .

В : Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В : А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В : Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В : Да, а воздух выходит свободно?

В : Что ему мешает?

3) Характеристика звуков .

В : А как называются звуки , при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В : Значит, звуки [М] и [М"] какие ?

Согласные.

В : А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие . Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"] . … Чувствуете как звенит голос?

В : Значит звуки [М] и [М"] какие ?

Звонкие.

В : Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

В : А мягкие?

Зеленым.

В : Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В : Какой первый звук в этом слове ?

В : А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой ?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В : А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

В : Какой первый звук ?

В : Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В : Итак, давайте подведём итог. Звуки , [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф : А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф : У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки , если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф : Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К : А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М .

Морковь, помидор.

К : Назовите фрукты и ягоды с этими звуками .

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К : А теперь назовите весенние месяца со звуком М .

Март, май.

В : А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет

В : Вы должны определить место звука в слове , в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В : Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В : А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В : Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

+ Буква .

В : В : Да, нам нужна буква , которая обозначает эти звуки . Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем :

Получилась буква М .

В : Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В : Сколько в ней элементов?

В : Сложите её из палочек.

В : А теперь давайте напишем эту букву в воздухе .

В : А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру . Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В : Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука . И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву )

В : А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру .

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В : Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука , которые обозначаются одной буквой .

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф : Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой .

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В : А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В : Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М . (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М .

V. Звуко – буквенный анализ .

В : ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

В : Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В : А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Ф : Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши» . И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

В : Вот наше занятие подошло к концу , скажите с какими звуками мы познакомились ?

Они какие?

В : Какой буквой эти звуки обозначаются ?

Ольга Молчанова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м , м" в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м ; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Садится тот, кто придумает слова на звук М .

2. Знакомство с новым материалом.

Воспитатель выставляет картинки : мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др. Читает стихи :

Наши руки были в мыле,

мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

помогали нашей маме.

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м , м") .

Произнесение звука “М” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука .

Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены) .

Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий) .

Речевая зарядка. Словарный материал :

ма - мя ам - амь мо - мё ом - омь му - мю ум - умь мы - ми им - имь

Игра «Третий лишний»

Я назову три слова, вы послушайте и скажите, какое слово лишнее, какое не подходит? Почему? (По мере ответов на доску выставляются картинки)

Огурец, помидор, лимон

Яблоко, молоко, груша

Хлеб, мешок, булка

Банан, помидор, морковь

Мандарин, капуста, картошка

Дидактическая игра «Камень- вата» .

Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м , и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м .

На полу скребется мышка,

Убежала в норку мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Спать залег в берлогу мишка,

Этот мишка очень мил,

Мальчик мал, но очень мил.

Только лапы он не мыл.

Он водичкой руки мыл.

Игра «Хлопай, не зевай»

(Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана.)

Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман - банан - банам - панам

Милон - лиман - лимон - нимол

Дивам - тиван - видан - диван

Знакомство с крылатыми выражениями :

а) медвежья услуга - услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой - перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;

в) мутить воду - специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.

Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.

3. Физкультминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, правой - раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

(Соответствующие движения) .

4. Знакомство с буквой .

Показ буквы .

«Из скольких элементов состоит буква

Выкладывание буквы из палочек .

Прорисовывание м в воздухе.

5. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма,му, ми, мэ. Синтез этих слогов (работа с кассой букв ) . Чтение слогов.

Закрепление звука в словах

(Выделение звука М в словах лимон , мыло, мак, медведь, мука.)

Выделите звук М в словах следующим образом.

Мука. В слове мука звук М находится в начале слова. В слове «мука» - два слога.

6. Подведение итога занятия .

Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

2. Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос ). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается) . Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие ). Звук [М] – (твердый ), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего ) цвета, [М’] – (зеленого).

4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Слова: м олоко, м едведь, м ост, м олоток, ком пот, м есяц, м ышка, сем ья.

5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и) . Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др .) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей ). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др ). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

7. Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак

9. Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса) .

10. Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.

А. Шибаев.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Игра “Уснули”.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали,
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки ). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

Используемая литература:

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов\ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
Рассказать друзьям