За период г. Индексация страховой части пенсии по годам. Определение и история введения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инфляция привлекает к себе все больше внимания. Причем не только со стороны экономистов, но и со стороны обычных людей. Что же это такое, как она образуется и к чему способна привести? Особенности темпов инфляции в России и полноценная таблица за 26 лет.

Согласно экономическим определениям, инфляция – это общий рост цен на товары и услуги внутри страны, способный продержаться длительное время. С каждым годом при наличии роста темпов инфляции на одну и ту же сумму денег можно купить все меньше товаров. Например, 1000 рублей в 2007 превращаются в примерно 418 рублей на 2017 год.

Виды инфляции

У этого экономического явления, согласно современным классификациям, несколько разновидностей:

  • инфляция спроса . Спрос выше предложения, что позволяет производителю задрать цены на «редкий» товар;
  • инфляция издержек (предложения). Увеличиваются издержки производства, из-за чего производитель поднимает стоимость продукции.

Существуют и другие виды инфляции, которые можно отметить следующим образом:

  • сбалансированная . Стоимость на разные товары не меняется по отношению друг к другу – цены растут сразу на все примерно в одном темпе;
  • несбалансированная . Одна или несколько категорий товара могут резко взлететь в цене по отношению к другим, которые дорожают намного медленнее;
  • прогнозируемая . При помощи анализа рынка можно рассчитать размер, исходя из ожиданий и поведения экономических субъектов. Часто в бюджет страны на год закладывается определенный уровень инфляции;
  • непрогнозируемая . Внезапный рост цен, который никто не мог предсказать – ни аналитики, ни население, в итоге оказывается выше прогнозируемого значения;

Отдельно стоит выделить ожидания потребителей, которые способны создавать искусственную инфляцию. Как правило, она провоцируется слухами о том, что скоро какой-то товар станет дефицитным или резко подорожает.

Так было с гречневой крупой в 2014 году, когда кто-то распустил слух, что в Алтайском крае снег испортил урожай гречихи. Поставщики задрали цены, следом за ними – ритейлеры. А население бросилось скупать гречку, памятуя о 80-х и 90-х годах, что в итоге привело к ее дефициту и, естественно, росту стоимости.

По скорости различают три основных вида:

  • умеренная, или ползучая . Цены растут, но очень медленно – до 10% в год;
  • галопирующая . Обесценивание денег идет со скоростью от 20 до 200% за год;
  • гиперинфляция . Самый страшный для государства вид. Деньги обесцениваются с огромной скоростью – более 200% в год.

Читайте также:

Пенсии и льготы по потере кормильца

При этом инфляция может быть подавленной или открытой. В первом случае она будет проходить незаметно для цен. То есть рост зарплат и цен сдерживается государством (как было в СССР), но при наличии денег и фиксированной стоимости товаров покупать просто нечего. Возникает дефицит продукции. При открытой инфляции такого нет – цены регулирует сам рынок.

Отдельно также стоят следующие два вида:

  • импортируемая инфляция . Получается в том случае, когда в страну приходит слишком много иностранной валюты (например, доллара), в совокупности с повышением цен на товары, ввозимые из-за границы;
  • экспортируемая инфляция . Приходит из других государств через международные экономические отношения и «заражает» экономику страны.

Также можно выделить стагфляцию, которая выражается в одновременном росте цен на товары и падением объемов производства.

Особенности инфляции в России

Для каждой страны инфляция имеет свою специфику. И Россия – не исключение. Огромное влияние СССР с его планово-распределительной системой хозяйствования убило баланс на рынке и в народном хозяйстве. Последствия ощущаются до сих пор.

Только с 1991 года правительство стало постепенно переводить экономику из плановой в рыночную и пытаться как-то вывести из-под власти государства производства. Естественно, сразу этого получиться никак не могло. Не хватало правовой базы и опыта.

В итоге предполагаемая либерализация цен, стартовавшая в 1992 году, привела не к установлению рыночного равновесия к стране, а к гиперинфляции из-за недостатка производственной мощности, массовой монополизации производства и, как следствие, отсутствия конкуренции. Гиперинфляция привела за собой стагфляцию, что еще больше усугубило кризис. А разрыв связей со странами бывшего СССР привел к дальнейшему разрушению хозяйства. В итоге все эти факторы привели к резкому росту уровня инфляции в стране. Дальнейшая либерализация валютного законодательства не помогала, а усугубляла ситуацию.

Можно сказать, что основная причина инфляции – не лишние деньги в обороте, а монополизация рынка и, как следствие, резкое накручивание цен через посредников.

Примечательно, что одной особенностью инфляции в России в то время стала привязка рубля к доллару при установке валютного курса только по итогам торгов на Московской межбанковской бирже. Хотя почти вся валюта продавалась на межбанковском рынке.

1995 год охарактеризовался попытками правительства взять под жесткий контроль предложение денег экономике. Но это не привело ни к чему, кроме как к кризису 1998 года. И к 1999 году в стране сократился наполовину валовый национальный продукт.

Читайте также:

Вопреки санкциям. Как заказать и получить товар из американского интернет-магазина?

После 1998 года Центральный банк РФ задумался о проведении антиинфляционной политики и поддержке финансовой стабильности в стране. Активное участие национального регулятора в экономике и народном хозяйстве, а также чуткие отклики на реальную финансовую ситуацию смогли разрешить ситуацию. И постепенно экономика и финансовый сектор, несмотря на кризисы, восстанавливаются и развиваются по сей день.

Но при этом стоит помнить, что сегодня Росстат «по старой памяти» старается несколько занижать официальные показатели инфляции в своих графиках.

Например, по данным Росстата в январе 2017 года официальная инфляция составила всего 0,6%. А исследовательский холдинг «Ромир» насчитал 3,2% по формуле дефлятора. В среднем, по мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, официальная инфляция ниже реальной на треть.

Какой должна быть инфляция для роста экономики страны

Согласно исследованиям, проведенным А. Илларионовым, высокая инфляция негативно влияет на рост экономики в стране. Чем быстрее растут цены, тем медленнее развивается экономика. При условии, что все прочие факторы на это не влияют.

При проведении анализа выяснилось, что в 1976-1996 годах критический показатель среднегодовой инфляции, который приводил к остановке экономического роста и, в итоге экономическому спаду – 25-49% . В то же время максимальные темпы экономического роста в этот же период наблюдались при уровне инфляции 1,1-4,7% .

Можно сделать вывод, что чем меньше темп роста цен – тем лучше экономическое состояние государства.

Из-за чего возникает инфляция

В целом все причины, по которым может возникнуть рост инфляции, таковы:

  1. Чрезмерная денежная эмиссия – увеличение количества денег приводит к их обесцениванию;
  2. Недостаток денег в государственном бюджете – превышение расходов над доходами;
  3. Рост расхода на военные нужды вплоть до милитаризации экономики;
  4. Недостаточное и медленное развитие экономики страны;
  5. Монопольное ценообразование на товары и услуги в государстве;
  6. Ожидание роста цен гражданами, что приводит к приобретению товаров больше, чем нужно, и что в следствии приводит к росту цен из-за повышения спроса;
  7. Взаимная инфляция импорта – рост цен на экспортируемые и импортируемые товары.

Естественно, по отдельности каждая из причин не приведут к катастрофическим последствиям. Но совокупность даже нескольких из них способна вызвать постепенное увеличение темпов роста инфляции.

Инфляция в России по годам: 1991-2017 гг.

В России после развала Советского Союза практически сразу началась гиперинфляция. Теперь цены никто не контролировал, и не готовый к этому рынок оказался предоставлен сам себе. А уже имевшийся дефицит товара и недостаток производственных возможностей в итоге привели к катастрофическому росту цен. В 1991 г. она составила 160,4% по итогам года.

Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5--6%, в 2014 и 2015 годах -- до 4--5%.

Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком

России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные каналы трансмиссионного механизма на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.

Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.

В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.

Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

Что следует знать о медиации?
Сообщается о практике применения судами Закона об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) за период с 2013 по 2014 г. В частности, обращается внимание на следующее.
По состоянию на четвертый квартал 2014 г. более чем в 60 регионах были созданы организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Это преимущественно некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ООО. Также указанная деятельность осуществляется некоторыми территориальными палатами Торгово-промышленной палаты РФ, региональными представительствами Российского союза промышленников и предпринимателей и подразделениями вузов.
Необходимо учитывать, что суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Вместе с тем он может предложить сторонам исключить из мирового соглашения отдельные условия, противоречащие закону или нарушающие права и законные интересы других лиц. При этом ГПК РФ и АПК РФ не ограничивают право сторон заключить мировое соглашение после принятия судебного постановления или судебного акта и до возбуждения производства по делу в вышестоящей инстанции или исполнительного производства.
На практике случается, что примирительные процедуры используются в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства. Так, сторона просит отложить предварительное судебное заседание или судебное разбирательство, ссылаясь на проведение медиации или обращение за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора. А потом она отказывается или уклоняется от участия в примирительной процедуре. В подобных случаях суд вправе отнести на такую сторону все судебные расходы по делу, если признает причины такого отказа или уклонения неуважительными, направленными исключительно на затягивание судебного разбирательства.
Следует помнить, что расходы на оплату услуг медиатора или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, не относятся к судебным издержкам.
Лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с его материалами. Медиатор к числу таких лиц не относится. В случае присутствия медиатора в судебном заседании суд не совершает в отношении него каких-либо процессуальных действий, которые в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ совершаются в отношении лиц, участвующих в деле. Напр., установление его личности, разъяснение каких-либо прав, указание на явку медиатора в протоколе судебного заседания.

Принцип начисления страховой пенсии в точности повторяет любую программу накопительного страхования. Суть методики заключается в том, что человек на протяжении всей своей трудовой деятельности платит взносы с заработной платы и, в итоге, по выходу на заслуженный отдых получает накопленную сумму. Страховым случаем в этой ситуации является нетрудоспособность.

Финансовые средства, накопленные за весь период работы, человек получает не единожды и в полном объеме, а ежемесячно, практически в равных долях. Но с учетом нынешнего уровня инфляции сумма не может все время оставаться на одном уровне. Для этого и необходимаиндексация страховой части пенсии. Её размер будет зависеть от выполняемых требований. Поэтому о своей жизни после выхода на заслуженный отдых нужно думать как можно раньше.

Что такое страховая пенсия?

Прежде чем определиться, что такое индексация страховой части пенсии, нужно разобрать значение самого этого понятия.

Данный вид выплат обозначает денежную компенсацию гражданам, имеющим страховой полис и по какой-либо причине являющимся нетрудоспособными. Это может объясняться пожилым возрастом, присвоением инвалидной группы, наличием нетрудоспособных членов семьи, потерей кормильца.

В данный вид выплат включаются две составляющие. Это непосредственно страховая пенсия, по которой и начисляется индексация страховой части трудовой пенсии, и фиксированная сумма.

Какие существуют виды страховой пенсии

Страховая пенсия положена не только гражданам, находящимся на заслуженном отдыхе, но и другим лицам с имеющимися на то причинами. Основаниями для получения данных начислений являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • группа инвалидности, подтвержденная заключением медицинской комиссии;
  • потеря кормильца.

Каковы условия получения страховой пенсии по возрасту

Не все лица преклонного возраста имеют право на получение выплат по страховой пенсии. Для этого должны быть соблюдены определенные условия, к которым относятся:

  1. Возраст. Чтобы получить возможность получать пенсию, мужчина должен достичь шестидесяти лет, а женщина - пятидесяти пяти.
  2. Трудовой стаж. В период с 2015 по 2024 год эта величина выросла с шести лет до пятнадцати - ежегодно на единицу.
  3. Величина персонального пенсионного коэффициента. В период с 2015 по 2025 год это число возрастет с 6,6 до 30 - ежегодно на 2,4.

Что такое страховой стаж

Величина начисляемых выплат непосредственно влияет на размер индексации страховой части пенсии. Сумма, которая положена гражданину, находящемуся на заслуженном отдыхе, зависит от нескольких факторов. Одним из таких условий является трудовой стаж.

Страховой стаж - эта суммарная величина всех рабочих периодов. Сюда включены и другие виды деятельности. То есть те обстоятельства, из-за которых человек временно не занимался трудом. Они учитываются при расчете размера пенсионных выплат.

Все то время, в течение которого в поступали взносы, прибавляется к трудовому стажу. Как правило, это происходит при определенных ситуациях. К ним относится:

  • служба в вооруженных силах или силовых структурах (в милиции, на таможне, в прокуратуре, судебных органах);
  • временная невозможность работать вследствие болезни;
  • декретный отпуск, но отпуск по уходу за всеми детьми при этом не должен быть более шести лет;
  • положение из-за переезда или перевода своей организацией в другое место;
  • участие в работах под общественным началом;
  • пребывание под арестом вследствие незаконного обвинения или репрессирования;
  • уход за нетрудоспособным человеком с первой группой инвалидности, за ребенком-инвалидом и лицом преклонного возраста старше восьмидесяти лет;
  • период проживания жен военных в местах с невозможностью трудоустроиться (это время не должно превышать пяти лет);
  • период проживания членов семьи работников дипломатических организаций за рубежом (учитываются только первые пять лет).

Добавляется перечисленное время к трудовому стажу только в том случае, если перед или после такого периода велась трудовая деятельность.

Что такое индексация пенсии?

В последнее время правительством контролируется страховая часть пенсии. Индексация - это увеличение размера выплат, которое производится ежегодно. На повышение уровня индексации влияет снижение покупательской способности самого чувствительного слоя населения.

Так как существует страховая часть пенсии (индексация которой рассматривается в нашей статье) и социальная, то способ их перерасчета имеет отличия. На уровень увеличения размера социальных пособий влияет величина прожиточного минимума для каждого региона. А индексация страховой части пенсии зависит от социальных начислений, и доходности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как определяются индексы для перерасчета

Коэффициент индексации страховой части пенсии пересчитывается согласно экономическим показателям, в частности, темпам инфляции. Но при этом размер доплат не будет превышать возможности государственного бюджета. По этой причине ежегодный перерасчет регулируется законом. На процесс влияет не только финансовое положение в государстве, но и социальная ситуация. К данной корректировке правительством были учреждены дополнительные надбавки согласно специальным указам и постановлениям.

Индексация страховой части пенсии по годам имела разное значение, и проследить её динамику довольно-таки сложно, ведь на перерасчет повлияли различные факторы. До 2013 года порядок расчета коэффициента был одним. Затем финансовая ситуация в Российской Федерации начала усугубляться, и перерасчет стал полностью отражать положение в стране. Так, в 2016 г. граждане, пребывающие на заслуженном отдыхе, получили пенсии на уровне предыдущего года. Индексация была назначена разово, и её коэффициент составил четыре процента.

Какова динамика начисления индексации

В предыдущем году, как уже упоминалось, лишь единожды была пересчитана страховая часть пенсии. Это было обусловлено снижением нагрузки на бюджет государства. Индексация же в этом году предусматривает два увеличения. Одно запланировано на первые числа февраля, другое произойдет в апреле. Именно такой порядок предусмотрен законодательством.

Индексация страховой части пенсии каждый год имела разное значение:

  • в 2010 году - 6,3 %;
  • в 2011 - 8,8%
  • в 2012 - 10,65%;
  • в 2013 - 10,12%;
  • в 2014 - 8,31%;
  • в 2015 - 11,4%;
  • в 2016 - 4%;
  • в 2017 - 5,8%.

Как будет произведен перерасчет в 2017 году?

Чтобы хоть как-то компенсировать выплаты 2016 года, правительством было принято решение о начислении фиксированной суммы в размере пяти тысяч рублей.

Корректировочный коэффициент текущего года зависит от размера пенсии, который был сформирован по окончании 2016 года. Так как индекс инфляции составил 5,8 процента, то расчетная величина будет равна 1,058.

В соответствии с установленным на текущий год индексом, средние по России размеры страховых пенсий составили:

  • по возрасту - 13 620 рублей;
  • по наличию группы инвалидности - 8 457 рублей;
  • по потере кормильца - 8 596 рублей.

Если не учитывать фиксированные выплаты, то можно сказать, что в данный период проводится не индексация страховой части, а скорее её корректировка.

Первая корректировка, проводимая 1 февраля, учитывает величину роста потребительских цен за прошлый год. Этот перерасчет является обязательным для исполнения. Вторая же во многом зависит от доходности и в соответствии с ней правительство устанавливает коэффициент. Но индексация, проводимая первого апреля, по соответствующему указу может не осуществляться.

Ключевая ставка Банка России и все её изменения

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня - 7,50 %, а с 29.07.2019 - 7,25%. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 26 июля 2019 года, принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых. Данная ключевая ставка будет действовать по 06 сентября 2019 года.

Совет директоров отметил, что продолжается замедление инфляции. Однако инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне. Темпы роста российской экономики складываются ниже ожиданий Банка России. Слабая экономическая активность наряду с временными факторами ограничивает инфляционные риски на краткосрочном горизонте. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года.


При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров и переход к нейтральной денежно-кредитной политике в первой половине 2020 года. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Ключевая ставка Банка Рассии на конец июля - начало сентября 2019 года

На очередном заседании Совета директоров Банка России, состоявшемся 26 июля 2019 года принято решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до уровня 7,25%. Данная ключевая ставка будет действовать с 29.07.2019 года по 06 сентября 2019 года, т.е. до даты очередного заседания Совета директоров Банка России.

Предыдущая ключевая ставка Банка России составляла 7,50% и срок её действия продлился чуть более одного месяца (с 17.06.2019 г. по 28.07.2019 г.).

Принимая решение снизить ключевую ставку до уровня 7,25%, Совет директоров Банка России исходил из следующего:

Динамика инфляции. Продолжается замедление инфляции. Годовой темп прироста потребительских цен в июне снизился до 4,7% (с 5,1% в мае 2019 года) и, по оценке на 22 июля, составил около 4,6%. Годовая базовая инфляция по итогам июня снизилась впервые с марта 2018 года и составила 4,6%. Месячный темп прироста потребительских цен с исключением сезонности замедлился до 0,1% в июне после 0,3–0,4% в феврале-мае. При этом большинство показателей месячной инфляции, отражающих наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи 4% в годовом выражении.

Сдерживающее влияние на инфляцию оказывает динамика потребительского спроса. Вклад в замедление роста потребительских цен внесли и временные дезинфляционные факторы, включая укрепление рубля с начала текущего года и снижение цен на плодоовощную продукцию на фоне более раннего поступления нового урожая. На динамике годовой инфляции также отразились эффекты базы.

В июне-июле ценовые ожидания предприятий продолжили снижаться. Инфляционные ожидания населения с апреля существенно не изменились, оставаясь на повышенном уровне. Замедление инфляции создает условия для снижения инфляционных ожиданий в будущем.

По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года.

Денежно-кредитные условия. С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия продолжили смягчаться. Этому в том числе способствовало изменение ожиданий участников финансового рынка относительно траектории ключевой ставки Банка России, а также пересмотр вниз ожидаемых траекторий процентных ставок в США и еврозоне. Продолжилось снижение доходностей ОФЗ и депозитных ставок. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки и произошедшее с начала текущего года снижение доходностей ОФЗ создают условия для снижения депозитно-кредитных ставок в будущем.

В июне продолжился рост кредитования реального сектора на фоне смягчения денежно-кредитных условий. Годовой темп прироста кредитов нефинансовым организациям достиг максимума с 2015 года, а темп прироста кредитов физическим лицам стабилизировался после заметного увеличения в предыдущие месяцы.

Экономическая активность. Темпы роста российской экономики с начала года складываются ниже ожиданий Банка России. Это связано со слабой динамикой инвестиционной активности, а также значительным снижением годовых темпов роста экспорта, в том числе на фоне ослабления внешнего спроса. В II квартале наметилось ускорение годового роста промышленного производства, которое может не иметь устойчивый характер. Продолжилось снижение годового темпа роста оборота розничной торговли в условиях сокращения реальных располагаемых доходов населения. Безработица находится на исторически низком уровне, однако в условиях сокращения числа занятых и рабочей силы это не создает избыточного инфляционного давления.

В первом полугодии бюджетная политика оказала дополнительное сдерживающее влияние на динамику экономической активности, что отчасти связано со смещением сроков реализации ряда запланированных Правительством национальных проектов. Со второй половины 2019 года ожидается увеличение государственных расходов, в том числе инвестиционного характера.

Инфляционные риски. На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Это прежде всего связано со слабой динамикой внутреннего и внешнего спроса.

При этом значимыми рисками остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания. Сохраняются риски замедления роста мировой экономики, в том числе вследствие дальнейшего ужесточения международных торговых ограничений. Геополитические факторы могут привести к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках и оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания. Факторы со стороны предложения на рынке нефти могут усиливать волатильность мировых цен на нефть. Однако произошедший в июне-июле пересмотр ожидаемых траекторий процентных ставок в США и еврозоне снижает риски значительного оттока капитала из стран с формирующимися рынками.

Бюджетная политика может оказать значимое влияние на динамику инфляции как на краткосрочном, так и на среднесрочном горизонте. Догоняющий рост бюджетных расходов во втором полугодии текущего года может иметь проинфляционный эффект в конце 2019 - начале 2020 года. В дальнейшем повышательное давление на инфляцию могут оказать возможные решения об использовании ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх порогового уровня в 7% ВВП.

Оценка Банком России рисков, связанных с динамикой заработных плат, цен на отдельные продовольственные товары, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров и переход к нейтральной денежно-кредитной политике в первой половине 2020 года. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.


Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 6 сентября 2019 года . Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России - 13:30 по московскому времени .

Динамика ключевой ставки Центрального Банка РФ за 2013 - 2019 годы

Ключевая ставка была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики с 13 сентября 2013 г. Начиная с этой даты и до конца 2013 года она составляла 5,50% годовых, инфляция по итогу 2013 года составила 6,45%.

В 2014 году ключевая ставка менялась 6 раз, и все в сторону роста. 2014 год Россия завершила с ключевой ставкой ЦБ в размере 17,00%. Резкое повышение ключевой ставки до 17,00% годовых произошло 16 декабря 2014 года. Совет директоров Банка России отметил, что данное решение было обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. Инфляция по итогу 2014 года составила 11,36%.

2015 год, начавшийся со ставки 17% годовых, продолжился постепенным её снижением. В течении 2015 года произошло 5 изменений ключевой ставки, а самих ставок в течении года было 6. Год завершился с ключевой ставкой в 11,00%. Инфляция по итогу 2015 года составила 12,90%.

В течении января - июня 2016 года Банк России периодически принимал решение сохранить действовавшую с 2015 года ключевую ставку на уровне 11,0 % годовых, с 14 июня - снизил её до 10,50%, а с 19.09.2016 г снизил до - 10,00%. На конец 2016 года ключевая ставка сохранена на уровне 10,00%. Инфляция на конец 2016 года составила - 5,4%.

С начала 2017 года ключевая ставка Банком России сохранялась на уровне 10,00%, а со второго квартала началось её методичное понижение. За 2017 год ключевая ставка менялась 6 раз и снизилась с 10,00% до 7,75 % к концу года. Инфляция в России за 2017 год составила 2,5%.

В начале 2018 года ключевая ставка Банка России составляла 7,75% годовых, с 12.02.2018 года снижена до 7,50%., с 26 марта 2018 года снижена до 7,25% годовых, а с 17.09.2018 года повышена до 7,50%. С 17.12.2018 года ставка вновь повышена до 7,75% и вернулась к ставки, действовавшей в начале года. Ключевая ставка 7,75% будет действовать до 22 марта 2019 года.

С начала 2019 года ставка Банка России составляла 7,75% годовых, с 17 июня 2019 года - 7,50%, а с 29 июля 2019 года - 7,25% и которая пока будет действовать по 6 сентября 2019 года. Это уже третья ключевая ставка в 2019 году. Общее понижение составило 0,50 п.п.

Таблица динамики (изменений) ключевой ставки ЦБ РФ за 2013 - 2019 годы

В таблице приводится динамика (изменений) ставки Банка России с момента её введения (с 13 сентября 2013 года):


Период действия ставки Ключевая ставка Банка России (%)
с 29 июля 2019 г. - по 06 сентября 2019 года (дата может уточняться) 7,25
с 17 июня 2019 г. - по 28 июля 2019 года 7,50
с 17 декабря 2018 г. - по 16 июня 2019 года 7,75
с 17 сентября 2018 г. - по 16 декабря 2018 года 7,50
с 26 марта 2018 г. - по 16 сентября 2018 года 7,25
с 12 февраля 2018 г. - по 25 марта 2018 года 7,50
с 18 декабря 2017 г. - по 11 февраля 2018 года 7,75
с 30 октября 2017 г. - по 17 декабря 2017 года 8,25
с 18 сентября 2017 г. - по 29 октября 2017 года 8,50
с 19 июня 2017 г. - по 17 сентября 2017 года 9,00
с 02 мая 2017 г. - по 18 июня 2017 года 9,25
с 27 марта 2017 г. - по 01 мая 2017 года 9,75
с 19 сентября 2016 г. - по 26 марта 2017 года 10,00
с 14 июня 2016 г. - по 18 сентября 2016 г. 10,50
с 03 августа 2015 г. - по 13 июня 2016 г. 11,00
с 16 июня 2015 г. - по 02 августа 2015 г. 11,50
с 05 мая 2015 г. - 15 июня 2015 г. 12,50
с 16 марта 2015 г. по 04 мая 2015 г. 14,00
с 02 февраля 2015 г. по 15 марта 2015 г. 15,00
с 16 декабря 2014 г. по 01 февраля 2015 г. 17,00
с 12 декабря 2014 г.по 15 декабря 2014 г. 10,50
с 05 ноября 2014 г. по 11 декабря 2014 г. 9,50
с 28 июля 2014 г. по 04 ноября 2014 г. 8,00
с 28 апреля 2014 г. по 27 июля 2014 г. 7,50
с 03 марта 2014 г. по 27 апреля 2014 г. 7,00
с 13 сентября 2013 г. по 02 марта 2014 г. 5,50

Определение и история введения

Ключевая ставка Банка России впервые официально была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики 13 сентября 2013 года. Тогда, на Совете директоров Банка России было введено новое макроэкономическое понятие - "Ключевая ставка" , а так же был изменён и подход к инструментам денежно-кредитной политики.

Именно 13 сентября 2013 года Совет директоров Центрального банка РФ принял историческое решение о реализации комплекса мер по совершенствованию инструментов системы денежно-кредитной политики в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции* .

Меры по новой денежно-кредитной политики Банка России включают следующее:

  1. введение ключевой ставки путём унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;

  2. формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;

  3. изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.
Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя (5,50 процента годовых на 13 сентября 2013 года). Банк России намерен далее использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что будет способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.

Ключевая ставка ЦБ РФ - это ставка, устанавливаемая Банком России в целях оказания прямого или опосредованного воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны, которое происходит через кредитование Банком России коммерческих банков. То-есть, с её помощью происходит воздействие на экономику, с целью достижения планируемого уровня инфляции.
Регулирование ключевой ставки, как правило, является основным инструментом денежно - кредитной политики Банка России.

Банк России с 1 января 2016 года скорректировал ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки, а до этой даты ставка рефинансирования имела второстепенное значение и указывалась на сайте Банка России справочно.

То есть, начиная с 13.09.2013 года и до 01.01.2016 года на сайте Банка России (в разделе основных индикаторов финансового рынка) осуществлялась запись, которая отражала уже новые подходы к системе инструментов денежно-кредитной политики. Запись выглядела так:

  • Ключевая ставка, % - 0,00

  • Справочно: ставка рефинансирования, % - 0,00.
А с 01.01.2016 года ставка рефинансирования на сайте Центрального Банка РФ даже справочно перестала отражаться.

Важно : Советом Директоров Банка России (от 11.12.2015 г.) установлено, что начиная с 1 января 2016 года:

  • значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и её самостоятельное значение в дальнейшем не устанавливается. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования (о чем Премьер-министром России Д. Медведевым подписано распоряжение).

Итак, действующая на сегодня ключевая ставка Банка России составляет - 7,25 % годовых, а период её действия - с 29 июля 2019 года по 6 сентября 2019 года.

* Таргетирование инфляции – комплекс мер, выражающийся в выборе экономических целей, на которые необходимо воздействовать, чтобы достичь планируемого уровня инфляции.

Динамику по ставке рефинансирования с 1 января 1992 г. по 13 сентября 2013 г. можно посмотреть
Рассказать друзьям