На какую тему можно написать басню. Басни которые сочинили дети. Написание басни на примере известных произведений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие учителя литературы дают задания своим ученикам связанное с написанием басни. Чаще всего, если ученик внимательно слушал, как это делается на уроке, то с этим заданием у него не возникнет никаких проблем. А если учащийся отсутствовал или пропускал всё мимо ушей, то ему придётся руководствоваться следующими советами.

Правила написания басни

Сначала нужно найти в толковом словаре, что означает само слово басня. Басня обычно пишется в виде обычных стихов или прозы. Она во многом отличается от других подобных жанров тем, что в ней есть наличие нравоучения, а также сатирический уклон. Чаще всего басня заканчивается какой-либо моралью. Основная мысль автора должна быть выражена в краткой и чёткой форме.

Писать своё произведения автору рекомендуется с самого конца, то есть непосредственно с морали. Так как обычно басня заканчивается каким-либо известным высказыванием или пословицей. В качестве примера можно посмотреть высказывания знаменитых баснописцев С. Михалкова или же И. Крылова. После нужно немного подумать, как можно правильно зарифмовать понравившуюся мысль.

Какая будет иллюстрация у басни?

Разнообразные животные;

Насекомые;

Или неодушевлённые предметы.

К примеру, в баснях Крылова можно увидеть картину, как разговаривают ворона с птицей или стрекоза слушает нравоучения от муравья. Стоит хорошо подумать какой именно герой подойдёт для вашей морали. Будет хорошо, если у читателя басни заранее сложится образ героя этой морали, пусть это будет умная ворона, трусливый заяц либо хитрая лиса.

Придуманную историю необходимо записать в виде прозы. Все составленные предложения в басне должны быть очень короткими и понятными для читателя. Как и все другие произведения, басня состоит из завязки, дальше следует развитие событий, кульминация и непосредственно развязка, которая предшествует самой морали. Просто здесь каждая из перечисленных частей имеет небольшой набор слов. Басня вполне может быть написана и без рифмы, но чаще всего стихотворная форма лучше воспринимается слушателем, чем обычная проза. Поэтому стоит попробовать прочитать прозаичный отрывок в стихотворной форме. Какой именно размер выбрать не имеет особого значения, всё будет зависеть от личного желания. Для этого вполне подойдёт энергичный хорей или классический ямб, либо что-то другое.

» » Как написать басню

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Сочиняем басни. 6 класс

Гусь и утята

Светило ярко солнце в жаркий летний день,

И утка на прогулку вывела семейство.

За мамою идти утятам было лень,

И к берегу реки они пустились дружно.

А там в воде сидел ворчливый гусь

И было все ему не так:

Зачем шуметь? Зачем плескаться?

Ведь можно просто любоваться

Природой.

Ворчал он долго так. Утята заскучали.

Тут мама утка подплыла:

Ну что же вы сидите?

Смотрите на меня и повторяйте так.

Утята весело поплыли по реке,

А гусь опять за дело взялся,

Он стал ворчать, но уж один остался.

Елизавета Карпенко, 6-Б класс

Воробьишка – воришка

Под крышей дома №5

Жил серый воробьишка.

Был он ужасный сорванец,

Воришка и лгунишка.

Хвалился он соседу из дома №2:

«Вот у меня квартира, не то что у тебя!

Вот я на той неделе стащил у кошки брошь.

А там такие крошки! Вкуснее не найдёшь!»

Но кошка проучила воришку-сорванца,

И воробей-бедняжка остался без хвоста.

Сосед над ним смеётся:

«Воришкам достаётся!»

А воробей повесил нос:

«И правда, что ж здесь запоёшь.»

Влад Бояркин, 6-Б класс

Ласточка и Кукушка


Две ласточки гнездо затеяли построить.
Удачно выбрав место для него,
Носили веточки и глину, не замечая никого.
За ними в этот час кукушка наблюдала,
И, как казалось ей, советы умные
Строителям давала, чтоб был уютен дом
Для будущих детей.
-Зачем вы строите гнездо под крышей дома?
Все птицы гнёзда вьют на дереве в лесу,
И ни к чему вам глина и солома,
Я хвои с листьями сейчас вам принесу.

Не замечая дельных тех советов,
Трудились ласточки, спешат!

Кукушки гнёзд не вьют, а лишь дают советы,
В чужие гнёзда подселяя кукушат.

Ирина Жульева, 6-Б класс

Заячий дом


В одном осеннем парке,
Где вечно всё у всех в порядке
Зайчишка грустный лишь сидел,

И горько-горько он ревел.
-Ой, как мне дальше жить,
Зима в окно уже стучит,
А я без дома-то сижу,
От холода-то я умру.

Чего напрасно ты ревёшь,

Построить дом нетрудно,-
Промолвил проходящий мимо крот.
А заяц лишь открывши рот, ему и говорит:
-Так помоги ты мне построить дом,
Раз просто, говоришь.
-Ну ладно, так и быть,
Тащи топор и дерево вон то давай рубить.
И заяц принялся за дело,
В ушах лишь только у него звенело:
«Не тут, не там, не так!»

Через неделю было кончено то дело,
И вовремя, почти пришла зима.
А крот зайчишке говорит:
-Возьми меня с собою жить,
Ведь я подсказывал тебе и помогал,
А ты, лишь только ты ленился…
Но заяц дверь захлопнул пред кротом.
Избавь нас, Бог, от этаких судей.
Не зря-то люди говорят:
«Ворчаньем ты наскучишь,
А примером ты научишь!»

Юлия Науменко, 6-Б класс

Бык и ослик

Однажды ослик говорит быку:

«Что, жизнь не удалась?

Сегодня пашешь ты и завтра пашешь.

А я лежу под солнцем загораю,

И каждый божий день балду гоняю.

Не хочешь ль райской жизни ты такой?»

«Нет, не хочу»,- бык тихо отвечает

И строго-настрого работу выполняет.

Уже проходит месяц, три…

И вот зима уже настала.

Но жаль, что ослика не стало.

А бык спокойно жил в хлеву.

Мораль сей басни такова:

Сил не жалей,

Работай и не плачь!

Для нас работа –

Лучший врач!

Гачечиладзе София, 6-Б класс

Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?

Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:

«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»

Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.

Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.

Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.

После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.

Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.

Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.

Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.

Однажды голодная Лиса два часа гналась за вкусным Зайцем, который быстро бегает. Не догнала. Тогда она съела грязного скользкого дождевого червяка, который медленно ползает.

Мораль . Если лучшее - враг хорошего, то худшее, очевидно, друг.

Однажды изящный Заяц, уязвленный соседством с ничтожной мышью во вкусах лисы, обратился с жалобой на последнюю к Царю зверей. Тот, разделив возмущение очевидной несправедливостью, повелел ответчице впредь даже в мыслях никого не держать. Помимо Зайца.

Мораль . Если не в силах самому решить свои проблемы, не стоит их решать вообще.

Однажды изведенный вечными обидами Заяц решил поймать и съесть Лису. Два часа напряженных поисков остудили мстительный пыл, и Заяц, выбравшись из-под разрытого муравейника, отряхнулся и отправился восвояси.

Мораль . Если уж приспичило найти на свою голову неприятностей, лучше искать там, где их заведомо нет.

Однажды Заяц подавился вишневой косточкой и мучился бы тяжко и долго и даже, пожалуй, помер, когда бы это была мелодрама, а не басня. А так просто выплюнул.

Мораль . Если хочешь жить долго и счастливо, руководствуйся здравым смыслом, а не эмоциями.

Однажды зайцу приснилось, что он Царь зверей и повелевает лисой и волком. Проснувшись и увидя обоих пред собой, он едва не бросился в страхе бежать, когда подобострастный вид ужасных хищников принес озарение: это Царю зверей приснилось, что он заяц, которому мерещится всякая ерунда.

Мораль. Если действительность ужасна, не спеши паниковать - может статься, это и не действительность вовсе.

Однажды Заяц увидал крупную сочную морковь, лежащую около густого куста. Воображение мигом дорисовало ему скопище хищников, таящихся в засаде, и Заяц, развернувшись и благословляя собственную дальновидность, благополучно удалился.

Мораль. Если у тебя длинные уши, не обязательно, что ты осел. Может, ты заяц.

Однажды Заяц купил по-случаю лисью шапку. С тех пор даже на вопрос "который час?" Заяц томно косит и, как бы по-рассеянности, ковыряет лапой в зубах.

Мораль. И блеск истины тускнеет рядом с самоуважением.

Однажды добычей голодной Лисы за два дня охоты оказалась лишь невзрачная Мышь. Желая придать блюду более значительный вид, Лиса стала украшать мясо петрушкой, укропом и прочими полезностями, однако пока искала лук, Мышь съела всю зелень и была такова.

Мораль. Избегая голодной смерти, не умри от жадности.

Однажды Заяц, выглядя больным, сам пришел к Лисе на съедение, но та прогнала прочь дармовой ужин, заявив об оскорблении своего охотничьего инстинкта.

Мораль. Подачка отвратительна по сути своей, не говоря уже о внешнем виде.

Рассказать друзьям