История создания различных видов транспорта. Детям про транспорт. История транспорта. Не удивительно, что здесь же, в Германии, новыми двигателями, несравненно более компактными и удобными в обращении, чем паровые вскоре после их изобретения попробовали о

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ранспорт, как и земледелие, добывающая и обрабатывающая промышленности является сферой материального производства. В отличие от других отраслей народного хозяйства транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов.

В сущности, без перемещения орудий и предметов труда, самого человека невозможно ни добывание пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая целесообразная деятельность.

Потребность в перемещении грузов возникла на самых первых этапах человеческой культуры. Зарождение пешеходных троп относится к первобытно-общинному периоду существования человеческого общества, когда появились постоянные поселения, зародилось скотоводство и земледелие. Направляясь на охоту или рыбную ловлю, люди избирали пути, пролегающие по наиболее удобным для передвижения местам, обходя препятствия. В результате многократных проходов возникали тропы, в первую очередь у выходов из поселений, на подходах к бродам.

Следует отметить, что на этом этапе развития человечества потребности в транспорте были минимальными, так как ограничивались обслуживанием собственных нужд.

Первыми "техническими средствами" сухопутного транспорта были волокуши из жердей, простые короткие шесты, которые позднее, видоизменяясь, получили название коромысел. Пара шестов превратились в известные носилки.

С приручением домашних животных – быков и ослов (в Египте – в VI – V тысячелетиях до нашей эры, в Европе – в III тысячелетии до нашей эры) возникли первые требования к выбору и подготовке пути, вначале в виде обламывания мешавших ветвей.

В этот же период зарождался водный транспорт. Вид плывущих по реке деревьев наталкивал на мысль о постройке плотов, а вид дуплистого дерева – на устройство челнока путем выжигания и выдалбливания. В странах, где было развито скотоводство, зарождалась идея надутых мехов, как средства для переправ. На безлесном побережье северных морей появились кожаные лодки и т. д.

Появление металлических орудий, развитие скотоводства и земледелия привели к зарождению торговли, вначале как обмена между соседними поселениями, потом путем многократных промежуточных обменов с более отдаленными. Возникла торговля. Начались захваты имущества соседей, превращение пленных в рабов. Из разраставшихся племен возникли рабовладельческие государства. Вооруженные конфликты между соседями превратились в целенаправленные войны для захвата территорий, обложения данью. Это создало потребность в системе сухопутных и водных путей:

· для торговли;

· военных походов;

· управления государством;

· культовых шествий (городские улицы).

Старейшие из известных нам больших государств или цивилизаций возникли на Древнем Востоке в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного моря в Древней Греции и Древней Италии (Риме). Своим развитием эти великие цивилизации обязаны не только плодородным землям и рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту, прежде всего водному.

Например, Египет, по свидетельству Геродота, за 5 тыс. лет до н. э. обладал многочисленным речным и морским флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тысяч человек. По Нилу на плотах и судах в больших количествах перевозились продукты земледелия и животноводства, ремесленные изделия, лес, строительные материа­лы для крепостей, храмов, дворцов, жилищ и, в частности огромные каменные блоки весом до 3 т для постройки пирамид и статуй.

Мореплавание в Египте получило особенно большой прогресс в эпоху завоевания Египта греками-македонцами. Наиболее крупный порт в Александрии был оснащен уникальным маяком высотою 200 м (на о. Фарос). Ночью свет от костра отражался металлически­ми зеркалами. Недаром фаросский маяк считался одним из 7 чудес света.

Задолго до нашей эры в Египте строили огромные корабли. Один из них, например, имел длину 93 м, а в движение приводился с помощью 200 весел, за которыми сидели свыше 1500 гребцов. Его борта были защищены крепостной стеной с 24 башнями; на носу были укреплены 7 таранов; корма снабжена 4 рулевыми веслами по 15 м длиной; судно было снабжено 4 деревянными и 8 железными якорями. Корабль вмещал 3-тысячное войско.

О понимании египтянами важной роли транспорта говорит также факт первой попытки сооружения ими канала для связи Средиземно­го моря с Красным, которая относится ко времени Рамзеса II Вели­кого (XVI в. до

н. э.). Главной побудительной причиной считают стремление Египта развить торговлю с Аравией, откуда Египет, в частности, получал медь.

Вторая попытка соорудить канал была предпринята около 610–595 гг. до н. э. фараоном Нехао, который, видимо, знал о возможно­сти выхода в Индийский океан. По Геродоту, Нехао нанял финикий­ских моряков для исследования Африки. Выйдя из Красного моря, они обогнули весь континент и через 2 года прибыли в Египет со стороны Гибралтара. Однако жрецы воспротивились этому, рабо­ты остались незавершенными, и только примерно через 100 лет при Дарий I Средиземное и Красное моря были соединены.

Значительную роль в развитии человеческого общества сыграл сухопутный транспорт. Древнее латинское изречение гласит "Via est vita " (Дорога есть жизнь. Его можно перефразировать – "Транспорт есть жизнь "). Еще в древности наряду с тропинками, по которым груз перемещался носильщиками, на важнейших связях между поселениями, городами, государствами стали возникать караванные пути. Великий "шелковый путь" длиной 7000 км связывал Дальний Восток с Африкой и Европой.

Крупным шагом прогресса явилось изобретение колеса (примерно в V– IV тысячелетиях до нашей эры). Конструкция колес претерпела длительную эволюцию от дисков из толстого бревна до колес со спицами.

Идею колеса следует признать величайшим изобретением человеческого гения, во-первых, потому, что колесо не имеет аналога в природе, и, во-вторых, потому что колесный экипаж в принципе служит человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.

Первые повозки на колесах – колесницы (рисунок 1.1), появились за 5 тысяч лет до нашей эры в Западной Азии в степной зоне, где рельеф местности не создавал препятствий для передвижения.

Колеса сначала представляли собой поперечные обрубки круглых бревен, потом сбитые деревянными планками ободья. В дальнейшем колеса стали делать со ступицей и спицами, то есть такими, как мы привыкли их видеть.

После изобретения колеса следующим шагом в развитии сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. Опыт показал, что колесные повозки требуют подготов-

ленной поверхности для передвиже-

ния, при этом, чем ровнее и тверже поверхность, по которой катится колесо, тем менее усилий требуется для тяги повозки. Чрезмерная крутизна дороги и большие неровности на проезжей части резко затрудняют или полностью исключают применение колесных повозок.

Создание искусственных дорог – выдающееся событие в истории человеческого общества. В отличие от речных и морских путей сообщения, расположение которых предопределено самой природой, искусственные дороги в принципе можно строить в любом направлении и в любую точку суши. Там, где строились сухопутные дороги, государства росли территориально и укреплялись в хозяйственно-политическом отношении. Великое Персидское царство, коренное население которого жило на Иранском нагорье, лишенном судоходных рек в VI в. до нашей эры, захватив Египет, Вавилон, Малую Азию, часть Закавказья, Средней Азии и Индии, удерживало в своих руках огромную территорию от реки Инд на Востоке до Эгейского моря на Западе.

Управление таким огромным государством было бы невозможно без сети сухопутных дорог. Такая сеть была создана. Основой ее была "Царская дорога " длиной 2400 км от Эфеса на берегу Эгейского моря до города Сузы на берегу Персидского залива, где жил царь Дарий I (рисунок 1.2).

Геродот, проехавший по этой дороге, свидетельствует, что примерно через каждые 25 км на ней сооружены станции с различными службами и сооружениями.

Могущество Римской империи, занимавшей большие территории на трех континентах, было обусловлено сооружением сети сухопутных дорог

протяженностью около 75000 км.

Все дороги Рима начинались от пло-

щади Форума, где стоял "золотой" столб (нулевая точка отсчета расстояний) и расходились на 5 главных направлений. Первое направление – на Азию с переправой через Адриатическое море к Балканскому полуострову и с дальнейшим разветвлением дороги на юг Греции и на северо-восток к Херсонесу и далее. Второе – на Византию и далее на Азию. Третье – на Германию и Британию. Четвертое – на Испанию и пятое – на Африку с переправой через Мессинский пролив в Сицилию и далее на Карфаген, откуда одна ветвь шла на запад по побережью Африки до Гибралтарского пролива, а другая – на восток до Александрии. При обратном движении все дороги вели в Рим, чем оправдывалось буквальное значение широко известной поговорки.

Римляне показали высочайший класс искусства в сооружении дорог, достойный удивления и восхищения современных специалистов. Царицей этой сети считалась "Аппиева дорога" – начальный участок магистрали Рим – Африка (рисунок 1.3). Чудом дорожного искусства древних римлян считалась также "Троянова дорога", проложенная по берегу Дуная. В районе "Железных ворот", где Дунай течет в глубоком ущелье, она была вырублена частично в отвесных скалах, а частично висела на мощных деревянных брусьях, укрепленных концами в шурфах.

Рисунок 1.3 – Поперечный разрез "Аппиевой дороги"
Магистральные дороги строи-лись по единой технологической схеме: в основании – каменные блоки или крупный камень, выше – галька величиной с кулак, еще выше – с грецкий орех, самый же верхний слой состоял из мелкой

гальки смешанной с песком. Общая величина покрытия составляла около метра, поэтому римские дороги по праву называли "лежачими стенами". Почти все римские дороги были прямыми, поскольку повозки в то время не имели поворачивающейся передней оси.

В отличие от Римской империи в средневековой Европе, расколотой на сотни мелких княжеств, герцогств и графств, не требовалась мощная транспортная сеть. Замкнутые и часто враждующие между собой феодальные государства мало заботились об улучшении дорог. Падение рабовладельческого строя стало концом и римской техники дорожного строительства, которая базировалась на использовании практически неограниченных источников рабского труда. Прокладывать новые дороги в то время могло только местное население, привлекаемое на барщину. В результате стали появляться новые грунтовые дороги облегченной конструкции.

Однако упадок дорожного строительства привел к необходимости значительного усовершенствования колесных экипажей. В XY в. появился новый вид транспортного средства – карета (польское слово от латинского "carruca " – четырехколесная повозка) с кожаными боковинами, а затем и застекленная.

В XYII в. карета обрела уже почти все элементы, применяемые в автомобиле: кузов, рессорную подвеску, шкворень передней оси, тормоза, прочные и легкие колеса с надетой на них примитивной металлический, позже – гуттаперчевой шиной.

На протяжении многих веков и тысячелетий основной движущей силой наземного транспорта были сначала быки и ослы, затем лошади и другие крупные домашние животные. Но все время человека не покидало желание найти какой-то иной вид энергии, не подверженный усталости, болезням и чувству голода. Такой энергией поначалу был ветер.

О сухопутном применении паруса сохранилось мало сведений. Однако в одной из летописей говорится, что князь Олег при походе на Царьград (Константинополь) поставил свои ладьи на колеса.

В России в 1752 году крепостной холоп из Нижнегородской губернии Леонтий Шамшуренков сделал "самобеглую коляску". Она приводилась в движение усилиями 2-х человек.

В 1791 году Иван Петрович Кулибин (1735–1818 гг.), земляк Шамшуренкова, создал более современную конструкцию "самобеглой коляски" (рисунок 1.4) Он вместо 4-х применил только 3 колеса. Равномерное движение коляски обеспечивал большой маховик, расположен-

ный под рамой коляски. Кроме того, имелась своеобразная коробка скоростей с передвижной ведущей шестеренкой и тормозные устройства на специальных пружинах, плавно останавливающие экипаж. Механизм коляски был настолько остроумен, что позволял совершать довольно быструю езду в гору и медленную с горы. Два человека располагались на сиденьи в открытом кузове в качестве пассажиров, а третий находился сзади, попеременно поднимая ноги, он надавливал приводные рычаги, приводя коляску в движение. Он же и управлял экипажем.

В 1690 г. француз Дени Папен построил паровую машину, состоящую из цилиндра и поршня, которая получила название "атмосферной". Принцип работы машины заключался в том, что на дно цилиндра под поршень наливалась вода, которая подогревалась горелкой. В результате нагрева пар выталкивал поршень вверх. Затем горелка убиралась, а поршень охлаждался холодной водой и под действием атмосферного давления возвращался в нижнее положение. Цикл длился одну минуту. Эта машина оказалась неработоспособной.

Использовав идею Папена, английский кузнец Томас Ньюкомен построил «водоотливную машину». Чтобы каждый раз не кипятить под поршнем воду, он соединил трубкой паровой котел и цилиндр. В цилиндр сначала подавался пар из котла, а затем – холодная вода из бочки, которая конденсировала пар.

Иван Ползунов в 1763 году спроектировал первую паровую машину для приведения в действие воздушных мехов на Колывано-Воскресенских заводах, состоящую из 2-х пароатмосферных цилиндров ньюкоменского типа. Построенная в мае 1766 года (сам Ползунов, надорвав свои силы, умер за неделю до пуска машины) она в ноябре того же года была выведена из строя и заброшена.

Машина Ньюкомена была неэкономичной, однако, после усовершенствования в 1784 г. Джеймсом Уаттом – механиком университета в Глазго, паровая машина стала прототипом мирового универсального механического двигателя, преобразовавшего не только производство, но и весь уклад жизни народов. Уатт добавил конденсатор, парораспределитель (золотник) и подачу пара по обе стороны поршня. Он же ввел оценку мощности в лошадиных силах.

Паровая машина позволила создать транспортную самоходную единицу, теоретически любой мощности и независящую от условий погоды. Приспособленная для вращательного движения, она стала основой технического прогресса на всех видах транспорта.

Рисунок 1.5 – Паровая повозка Кюньо
Впервые в качестве двигателя паровой двигатель был использован французом Никола-Жозефом Кюньо (1715–1804). Его "паровая телега" (рисунок 1.5) была изготовлена в 1769 году в мастерских парижского арсенала и предназначалась для транспортировки орудий и другой военной техники. Телега имела 3 колеса, причем переднее колесо было и ведущим и направляющим. Котел подвешивался впереди переднего колеса

топкой в сторону движения. Скорость движения повозки доходила до 4 км/ч. Через каждые 15 минут движения повозке требовалось столько же времени для доливки воды и подъема давления пара. "Паровая телега" Кюньо с 1794 года хранится в музее.

В 1801 году Ричард Тревитик построил самодвижущийся пассажирский экипаж "пышущий дьявол", как прозвали его в народе (рисунок 1.6). При испытаниях он перевернулся из-за огромных колес (2,5 м в диаметре) и сломался к радости извозчиков и населения. Сам Тревитик больше не возвращался к своей затее, а стал конструировать паровозы. Но его последователи продолжали разрабатывать и запатентовали повозки своей конструкции. Были разработаны более мощные, более легкие и экономичные паровые двигатели для повозок, скорость которых достигала 30 км/ч. На повозках с паровым двигателем начали применять

эластичные шины, рулевую трапецию, механизм для вращения колес одной оси с разными оборотами – дифференциал, цепной и даже карданный вал от паровой машины к ведущим колесам.

Вскоре на смену тяжелым и маломощным паровым машинам пришел двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Изобретателем ДВС считается французский механик Жак Этьен Ленуар (1822–1900), который в 1860 году построил газовый двигатель. Однако французский военный инженер Филипп Лебон создал проект газового двигателя за 60 лет до Ленуара, но реализовать его не смог, так как трагически погиб в 1804 году. Были и другие предшественники Ленуара, однако его заслуга состоит в том, что он построил не опытный экземпляр, а технологичную, пригодную для производства машину, причем как раз в тот момент и в том месте, где в ней была исключительная потребность.

Использовав разработки Ленуара, подручный продавца из Кельна Николаус Отто сконструировал экономичный газовый двигатель с КПД, достигающим 15 %. Двигатель назвали четырехтактным, так как процесс в нем совершался за четыре хода поршня и соответствовал двум оборотам коленчатого вала. Двигатель в основном использовался в стационарных условиях, так как его масса на 1 кВт достигала 500 кг и требовался большой резервуар для размещения запаса газа.

Наибольший вклад в создание бензинового двигателя, пригодного для использования на транспортных средствах, внесли Г. Даймлер (1834–1900) и В. Майбах (1846–1929). Первый двигатель Даймлера (1882) годился не только для стационарного, но и для транспортного использования. Частота вращения вала двигателя Даймлера была в 4-5 раз больше, чем у газовых двигателей и достигала 900 оборотов в минуту. Значительно уменьшилась масса двигателя.

Еще более экономичный двигатель удалось создать немецкому инженеру Рудольфу Дизелю (1858–1913). В 1893 году им были построены первые образцы двигателя с воспламенением топливной смеси от сжатия, доведенного постепенно до 40 атм. Используя в качестве топлива керосин, двигатель Дизеля достигал КПД 34 %.

Большое значение для развития автомобильного транспорта имело создание ирландцем Джоном Бондом Данлопом надежной пневматической шины, которая была запатентована в 1888 году. Позже оказалось, что эдинбургский инженер Роберт Уильям Томсон получил патент на аналогичную пневмашину в 1845 году. Однако Томпсон умер не оставив наследников и его изобретение осталось забытым.

С развитием феодализма были созданы новые условия для развития материального производства и, следовательно, для транспорта. С ростом производительных сил усилилось общественное разделение труда. На определенном этапе вместо городов – крепостей и городов – центров власти и администрации стали расти города – центры ремесла и торговли. Увеличение объема производства, развитие сельского хозяйства обострили потребность в транспорте как для производственных нужд, так и для внешней межгосударственной торговли. В связи с этим во многих странах производились работы по расширению сети речных, морских и сухопутных путей сообщения.

Открытие новых торговых путей и новых стран в XV–XVI веках ускорило процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе. Это время, известное под названием периода великих географических открытий, положило начало колонизации Африки, Азии и Америки.

К концу XVII века были известны пять материков. Последний, шестой континент – Антарктида был открыт русской экспедицией на судах "Восток" и "Мирный" под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена в январе 1820 г.

В XIX веке появился новый вид сухопутного транспорта – железнодорожный . Первая в мире коммерческая железная дорога была построена в Англии в 1825 году под руководством Стефенсона.

В течение всей предшествующей истории транспортные средства (суда, повозки, животные), как правило, принадлежали владельцу груза, осуществлявшему перевозку.

При капитализме, по мере укрупнения предприятий, усложнения техники, технологии и возрастания объемов производства, хозяину предприятия становилось все труднее содержать собственное сложное и дорогостоящее транспортное хозяйство, которое невозможно было всегда интенсивно использовать. В связи с этим вскоре транспорт выделился в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. Это позволило ускорить процесс формирования самого транспорта и освободить от сложных функций машинное производство.

История развития транспорта (наземный, воздушный, водный).

Цель: формирование представлений детей о различных видах транспорта и истории их развития.

Задачи:

    Развивать логическое мышление, речь, внимательность,

    Активизировать словарь детей словами дирижабль, колесница, ладья, планер и др.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Оборудование: картинки с изображением транспорта.

Игровая задача:

    разложить картинки в порядке появления в жизни человека.

    Разложить картинки в соответствии принадлежности к определенному виду транспорта (наземный, воздушный, водный).

В игре могут принимать участие 1 или более детей.

С обратной стороны картинок написаны небольшие истории, как появился данный вид транспорта. Поэтому эту игру можно использовать на занятии, при знакомстве детей с историей развития транспорта.

Игра готова к использованию. Достаточно распечатать, вырезать картинки, с обратной стороны расположить текст.

Водный транспорт.

    Плот.

Плот – первое на свете судно. Срубили люди деревья, очистили от веток, связали их вместе и отправились в путь.

Удобно? Почему?

Волны через бревна так и перекатываются, того и гляди смоют в воду кого – нибудь из мореплавателей.

    Лодка.

Прошло много лет, прежде чем построили первую лодку. Она прочнее, надежнее плота. На ней не так опасно выходить в открытое море.

Вырубят топором или выжгут сердцевину в дереве – вот лодка и готова. Вернее челн. Тогда же появились и весла. Плывет человек в челне, гребет веслами. А лодочка плывет медленно. Как быть? Что придумал человек, чтобы плыть быстрее?

    Ладья.

Такой маленький парусный кораблик называется ладьей. Он появился намного позже лодки. Ладья была построена из струганных досок. Она была большого размера и вмещала не только людей и багаж, но даже и крупных животных. Ладьи были красиво украшены в виде рыб или птиц, приносящих удачу. А самое главное появился парус. С помощью ветра парус надувался и нес корабль по волнам. Но человеку хотелось создать более быстрый корабль.


    Корвет, бригантина, фрегат, шхуна – это были большие корабли, многопарусные. Они имели намного большую скорость, нежели ладья. Но очень много затрачивалось сил людей. Когда ветер стихал, нужно было работать веслами, а это так нелегко, когда корабль такой большой. Как вы думаете, что же придумали люди, чтобы заменить парус и весла.


    Пароход. Поставили на корабль паровую машину – он из парусника превратился в пароход. Уголь в топке горит, вода в котле кипит. Пар колеса вертит – колеса по воде лопатками шлепают – корабль по морю плывет. Вот и получается пароход.


    Теплоход.

Вот такой красавец – теплоход бороздит волны морей и океанов. Не корабль, а целый плавучий город. Уже давно на смену гребным колесам пришел гребной винт. Он как бы ввинчивается в воду, тем самым движет корабль намного быстрее. У катера, моторной лодки винты небольшие, а у морских судов – великанов и винты великанские.


Воздушный транспорт.

1. Это было очень- очень давно, тысячи лет назад. Люди завидовали птицам…

Как вы думаете, что придумал человек, чтобы подняться в небо?

Находились смельчаки, которые пытались сделать крылья, чтобы полететь, но их попытки кончились неудачей. Был такой юноша, звали его Икар. Он сделал крылья, но взлететь так и не смог.

Птицы могут летать, потому что имеют очень крепкие мускулы и малый вес. Мускулы наших рук и плеч не такие сильные, а тело, кости твердые и тяжелые.

2. Воздушный шар.

Но люди все – таки нашли способ оторваться от земли. Они заметили, что над костром и горячей водой вверх поднимается теплый воздух. Этим и решили они воспользоваться. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. И шар полетел, но как только дым остывал – шар опускался. (первыми в воздух поднимались на шарах животные, после них стали подниматься люди).

Чтобы дольше продержаться в воздухе, в корзину стали ставить жаровню с горячими углями и шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но скоро шар не стал устраивать человека.



3. Дирижабль.

Шар был большим и неуклюжим. К тому же полет целиком зависел от ветра: куда ветер подует, туда и шар летит.

Снова задумались люди: что бы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра. И придумали дирижабль. Жесткий каркас из дерева и железа обтянули плотной материей. Получилось громадное сооружение похожее на рыбу. Внизу к нем подвесили двигатели с воздушными винтами и кабину для пилотов и пассажиров. Газ, которым наполняли дирижабль, поднимал его вверх, а двигатели тянули вперед. Теперь можно было лететь в любую сторону. Но и у дирижабля были свои недостатки. Он был слишком велик и летел с маленькой скоростью.

4. Планер.

Шли годы, и вот один англичанин сэр Джордж Кейли сделал модель планера. Модель имела неподвижное крыло и подвижный хвост для поворотов, к тому же еще было колесное шасси.


5. Самолет.

Первые самолеты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только около аэродрома. К тому же часто ломались.


    Задумались люди, что же делать, как заставить самолеты двигаться быстрее? Нашелся такой человек, звали его Орвилл Райт, который доказал, что можно летать быстрее. Секрет успеха заключался в его бензиновом легком моторе.


    Прошли годы и самолеты стали совершеннее. Теперь они летают высоко, выше птиц, обгоняя ветер и в любые края земли. Приятно и удобно лететь в современном реактивном лайнере.



Наземный транспорт.

    Колесница. Это было очень – очень давно, много тысяч лет назад. Люди приручили лошадь, т.к. раньше она была дикая. Лошадь – сильное, выносливое животное, на ней можно перевозить не только людей но и грузы. Для этого люди смастерили колесницы и впрягли в нее лошадь. Так появилось первое транспортное средство.


    Людям приходилось перевозить много грузов, тогда люди придумали тележки и повозки. Они отличались от колесниц тем, что были на четырех колесах, а чтобы укрыться от ветра и дождя люди обтягивали ее сверху шкурами или прочной тканью. Лошади перевозили людей на очень дальние расстояния. Они уставали и их приходилось часто менять. Это людей не устраивало.


    Чтобы заменить лошадь человек придумал паровой двигатель. Вы видели когда – нибудь как закипает чайник? В нем скапливается горячий пар, который начинает подбрасывать крышку чайника, чтобы выйти. Вот примерно также работала машина, которая получила название паровоз. Внутри него был котел с водой, воду нагревали и выходящий пар двигал машину. За паровозом по рельсам двигались друг за другом кареты, вагоны появились гораздо позже.


    Первые машины были похожи на кареты, но уже без лошадей. На колесах не было шин, поэтому на них сильно трясло.


    Прошло несколько лет и люди изобрели машину многим похожую на современную. У нее было четыре колеса с шинами, чтобы не трясло, железный корпус и конечно же двигатель, работающий на бензине.


    И, наконец, спустя много лет появились современные автомобили. Железный корпус обтекаемой формы, колеса на толстых, крепких шинах, более сильный мотор, мягкие сиденья, красивый салон. Современные автомобили удобны, надежны, быстры.

Транспорт появился в мире несколько тысячелетий назад, когда для перемещения грузов или людей стали использовать мускульную силу рабов, прирученных животных, а также носилки, коромысла, волокуши и другие приспособления.

Рост торговли и войны способствовали развитию транспортных средств, созданию повозок на полозьях и колесах, речных, озерных и морских лодок, плотов, пирог и других судов, перемещаемых при помощи весел или шестов. Первые колесные повозки (телеги и ко­лесницы) появились три тысячи лет до нашей эры в одном из древ­нейших очагов цивилизации Западной Азии - Месопотамии. Со­здание таких повозок послужило импульсом для развития сухопутного транспорта, а именно привело к необходимости строи­тельства первых искусственных наземных дорог в Персии, Китае, Европе. Римская империя, простиравшая свое могущество на три

континента, имела обширную сеть сухопутных дорог протяженностью около 75 тыс. км. К этому же време­ни относится сооружение первых де­ревянных мостов через небольшие реки, овраги, ущелья.

В средние века нашей эры началось строительство каналов, связывающих внутренние водные пути. На озерах и морях появились весельные, затем и парусные суда, которые просущество­вали до наших дней и послужили ши­рокому развитию мореплавания, тор­говли, путешествий.

На рис. 1 изображено парусное Рис. 1. Каравелла X. Колумба судно - каравелла Христофора Ко- «Санта Мария» (Испания)


Лумба «Санта Мария». Флотилия из трех каравелл под командо­ванием Колумба в 1492 г. пересекла Атлантический океан и дос­тигла острова С. Сальвадор, а Васко да Гама в 1498 г. совершил на каравеллах плавание из Европы в Индию.

Людмила Куликова
Конспект занятия в старшей группе «История транспорта»

Конспект занятия по ФЦКМ «История транспорта» в старшей группе

Цели . Знакомить детей с историей развития транспорта. Учить сравнивать старинный транспорт с настоящим. Расширять знания Правил дорожного движения. Развивать у детей целенаправленное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.

Материал . Иллюстрации с изображениями старинного транспорта, перфокарта «Правильно – неправильно», костюм бабушки.

Ход занятия.

1. Психогимнастика «Волшебник».

Детям предлагают вообразить, что они – волшебники и могут исполнять свои желания и желания педагога. Педагог дает задание поставить ту или иную игрушку налево – направо – вперед – назад – наверх – вниз.

2. Сюрпризный момент. Заходит педагог в костюме бабушки.

Бабушка. Здравствуйте! Дети, я сегодня хочу рассказать вам, на чем ездили в старину, на чем перевозили грузы. По улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Запрягали когда одну лошадь, когда пару или тройку лошадей. Управлял повозкой извозчик. Как вы думаете, какое время года было лучшим для передвижения по улицам? Зимой не было грязи, снег прикрывал все вокруг. В ту пору ездили на санях сотни извозчиков, готовых доставить всякого в любой конец города. Лихой извозчик скачет и поминутно кричит: «Гись, гись! (Поберегись)» - а народ расступается в разные стороны. Дети, а скажите, что у нас сейчас вместо повозок?

Дети. Вместо повозок сейчас машины.

Бабушка. А кто ими управляет?

Дети. Ми управляет водитель.

Бабушка. Нужно ли водителю кричать, чтобы люди побереглись? Что есть у водителя для этого? (Ответы детей)

Бабушка. Тротуаров вдоль дороги в старину тоже не было. Позже, когда появились булыжные мостовые, люди стали ездить в экипажах, в которых помещалось до 10 человек. Запрягали экипажи парой лошадей. Ребятки, а скажите, что у нас сейчас вместо экипажей?

Дети. Вместо экипажей сейчас пассажирские автобусы.

Бабушка. Лошади везли и появившуюся позже конку, которая представляла собой вагон, едущий по рельсам. Как видите, лошади очень долго служили людям в городе. А где сейчас можно встретить лошадей? (Ответы детей). Верно, они помогают сейчас в сельском хозяйстве. Дети, а что у нас сейчас вместо конки?

Дети. Сейчас вместо конки трамвай.

Бабушка. И вот, наконец, лошадей заменил двигатель. Появился первый трамвай, который работал на пару. Всего три вагона, первый из которых имел паровую машину с дровяным топливом. Такой трамвай называли паровичком. После паровичка появился трамвай, работающий на электричестве.

Шло время, менялись улицы, менялся транспорт. Появились автомобили. Первые выглядели смешно, это были обыкновенные кареты и коляски, только с бензиновым двигателем вместо лошадей (показывает иллюстрации первых автомобилей).

Много времени прошло с тех пор. Какими стали улицы нашего города теперь?

Дети. Улицы стали широкими, асфальтированными, с тротуарами и разметкой, которая помогает нам соблюдать Правила дорожного движения.

Бабушка. Каким тал транспорт?

Дети. Транспорт стал более быстрым, вместительным, удобным.

Бабушка. Какие виды транспорта работают от электричества?

Дети. От электричества работают троллейбус и трамвай.

Бабушка. Молодцы!

Правил дорожных на свете немало

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из Правил движенья

Знать, как таблицу должны умноженья:

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

Понравилась ли вам моя история о создании транспорта? Сейчас транспорт современный, скоростной, быстрый, поэтому вы обязательно должны знать Правила дорожного движения, чтобы не случилось с вами беды. (На прощание бабушка дарит детям новую игру по Правилам дорожного движения).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие по стране Транспорта» «Путешествие по стране Транспорта» Цель Закрепить знания детей о родовом понятии «транспорт», его дифференциации (наземный, водный, воздушный).

Цель: дать понятие о видах транспорта (наземный, воздушный, водный). Задачи: - исследовать виды транспорта: наземный, водный, воздушный;.

Конспект обобщающего занятия в средней группе «Виды транспорта» Конспект обобщающего занятия в средней группе Тема: «Виды транспорта» Задачи: 1. развивать умение классифицировать виды транспорта.

Конспект занятия для старшей группы «История хохломы» Конспект занятия для старшей группы «История Хохломы» Составитель: Гелашвили А. В Цель: Познакомить детей с новым видом декоративно.

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Мосты для пешеходов и транспорта» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МОСТЫ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ И ТРАНСПОРТА» Цель: учить детей создавать замысел конструкции.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Виды транспорта: наземный, воздушный, водный» Методическая разработка по образовательной деятельности в ДОУ. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Виды транспорта: наземный,.

В нашей жизни транспорт занимает ведущее место, порой мы даже не можем подумать о том, как бы мы жили без транспорта...

Да, действительно, нам очень сложно представить свою жизнь без транспорта: автобусов, троллейбусов, автомобилей, трамваев, поездов и самолетов.

Жизнь каждого из нас становится удобнее и легче благодаря транспорту, ведь машины наши друзья — с их помощью мы перевозим людей и грузы на далекие расстояния, можем строить высотные здания, и путешествовать в любую точку мира.

Давайте поговорим о том, какие виды транспорта существуют, чем они отличаются и затронем историю их возникновения.

Разновидности транспорта

Классификация видов транспорта весьма многогранна и отлична по способам передвижения, предназначению и по сезонам года.

По способу перемещения — самая яркая классификация транспорта, выделяют:

  • наземный- когда транспорт двигается только по земле или рельсам (автомобиль, троллейбус, автобус, поезд, трамвай);
  • водный – транспорт передвигается по реке или морю (катер, корабль, теплоход);
  • воздушный – транспорт летает по воздуху (вертолет, самолет).

Каждый вид транспорта был создан для чего-либо. Ведь по сути — это рабочие лошадки и выделяют следующие виды транспорта по предназначению:

  • пассажирский – транспорт, который перевозит людей, доставляя их по нужному адресу (автомобиль, автобус, самолет, трамвай) 4
  • гужевой – для перевозки груза (повозка, грузовой автомобиль)
  • специальный- используется в специальных профессиях (скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный – используется для уборки урожая, пашни (трактор, комбайн).
  • строительный — большое количество машин и спецтехники, которая помогает в строительстве зданий и дорог.

Есть и такие виды транспорта, которые используются в определенное .

  • зимний – транспорт, который отлично подходит для передвижения в зимнее время года (снегоход, аэросани, буэры).
  • летний — транспорт, используемый в теплую и жаркую погоду лета, весны и осени(велосипед, мотоцикл, квадроцикл, скутер).

Для каждого из нас транспорт не диковинка, ведь мы с легкостью можем оказаться на другой стороне планеты всего лишь за несколько часов, благодаря авиационному виду транспорта – самолету. А всегда ли это было возможно? Конечно же нет, транспорт не всегда был под рукой у человека. Полистаем страницы истории транспорта...

История изобретения транспорта

Были и такие времена, когда человек умел лишь ходить и бегать собственными ногами, а вот ездить не умел. Да и транспорта не было... Позднее, человек научился ездить на лошади. Люди могли перемещаться с одного места на другое, и самое главное – не пешком.

Но появилась проблема, как же перевозить вещи? Есть проблема- находится решение, и человек нашел решение: он изобрел колесо, а вместе с ним понеслось развитие транспорта, начиная с телеги. Колесо –специальный диск со спицами, который вращается на оси. Впервые колесо было изобретено на Востоке в 4-м тысячелетии до нашей эры.

Очень интересно об истории изобретения колеса рассказывают Фиксики:

Первое колесо было похоже на диск, изготовленный из дерева или камня. Его прикрепили к деревянной платформе и так получилась телега. Вот на ней и стали перевозить грузы.

А после колеса и телеги, люди научились изготавливать различные повозки, колесницы, кареты, но они не могли ездить без посторонней помощи. Ведущей силой по-прежнему были животные — лошади и собаки...

Первая паровая машина

Вскоре человек додумался поставить котёл на колеса. Это стало началом появления паровой машины или паромобиля.

Первая универсальная паровая машина была запатентована в 1784 г. английским изобретателем Дж. Уаттом. Основная часть паровой машины – чугунный вертикальный цилиндр, в котором находится поршень (деталь превращающая энергию сжатого газа в энергию поступательного движения), разность давления в правой и левой частях цилиндра приводит поршень в движение.

Для повышения производительности машины Дж.Уатт использовал специальное устройство- конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором конденсировался пар- то есть превращался в воду. Затем вода из конденсатора обратно направлялась в котел, что позволило создать замкнутую систему.

К началу ХХ века паровые машины были усовершенствованы до мощности 15 Mвт, развивавшие скорость до 1000 об/мин.

Паровые машины, несмотря на свое преимущество, были громоздкими, тяжелыми и неэкономичными. Но самое главное то, что паромобиль положил начало появлению транспорта, который может передвигаться без посторонней помощи.

Как изобрели велосипед

Наверное, многие слышали известную фразу — «хватит изобретать велосипед». Под этим подразумевается то, что человек пытается совершать бесполезную деятельность, изобретая давно созданное. Давайте и мы «не изобретая велосипед», вспомним кто и каким образом изобрел велосипед?

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Рассказать друзьям