Городская усадьба, XVIII-XIX вв

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Журнал «Forbes» публикует свои знаменитые «списки богатейших» с 1918 года - но интересно было бы взглянуть на такой список за 1818 или даже 1618 год.

Можно не сомневаться: русские занимали бы в нём видное место. Покорение Сибири, победа в Северной войне, бефстроганов, чай с мёдом и Третьяковская галерея - за счет русских олигархов далёкого прошлого.


1. Строганов, Аника Фёдорович

Место и время: Северный Урал, XVI век

На чём разбогател: добыча и поставки соли

…Как-то в конце XV века новгородский купец Фёдор Строганов обосновался на Вычегде близ Великого Устюга, а его сын Аника в 1515 году там завёл солеварню. Соль, а вернее рапу, в те времена качали из скважин подобно нефти, и выпаривали на огромных сковородах - работа чёрная, но необходимая. К 1558 году Аника преуспел настолько, что Иван Грозный даровал ему огромные угодья на Каме, где тогда уже процветал первый в России индустриальный гигант Соликамск. Аника стал богаче самого царя, и когда его владения пограбили татары - решил не церемониться: вызвал с Волги самых лютых головорезов да самого лихого атамана, вооружил и отправил в Сибирь разбираться. Атамана того звали Ермак, и когда весть о его походе дошла до царя, совсем не хотевшего новой войны, остановить покорение Сибири было уже невозможно. Строгановы же и после Аники оставались богатейшими людьми России, этакими аристократами-от-промышленности, владельцами промыслов, гостиных дворов, торговых путей… В XVIII веке они получили дворянство. Увлечением Строгановых-баронов стал поиск талантов среди своих крепостных: одной из таких «находок» стал Андрей Воронихин, выучившийся в Петербурге и построивший там же Казанский собор. Сергей Строганов в 1825 году открыл художественную школу, куда принимали даже крестьянских детей - и кто теперь не знает «Строгановки»? В XVII веке Строгановы создали свой иконописный стиль, а в XVIII - архитектурный, в котором построено всего 6 церквей, но их не спутать ни с чем. И даже «бефстраганофф» называется так не случайно: один из Строгановых подавал это блюдо гостям в своём одесском салоне.


  1. - Вся Сибирь.

  2. - Архитектурные ансамбли Усолья и Ильинского (Пермский край) - «столиц» Строгановской империи.

  3. - Церкви в стиле «строгановского барокко» в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде, Троице-Сергиевой Лавре.

  4. - Иконы «строгановской школы» во многих храмах и музеях.

  5. - Строгановский дворец и Казанский собор на Невском проспекте.

  6. - Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.

  7. - Бефстроганов - одно из популярнейших блюд русской кухни.

2. Демидовы, Никита Демидович и Акинфий Никитич

Илл. Демидов Никита Демидович

Место и время: Тула и Средний Урал, XVIII век

На чём разбогатели: чёрная металлургия

В конце XVII века Пётр I частенько бывал в Туле - ведь он собирался воевать с непобедимой Швецией, а в Туле делалось оружие. Там он сдружился с оружейником Никитой Демидычем Антуфьевым, назначил его главным по металлу и отправил на Урал, где Никита основал в 1701 году Невьянский завод. Швеция тогда производила почти половину металла в Европе - а Россия к 1720-м годам стала производить ещё больше. На Урале выросли десятки заводов, самых больших и современных в тогдашнем мире, туда пришли другие купцы и государство, а Никита получил дворянство и фамилию Демидов. Ещё больше преуспел его сын Акинфий, и весь XVIII век Россия оставалась мировым лидером по производству железа и соответственно - обладала сильнейшей армией. На уральских заводах трудились крепостные, машины работали от водяных колёс, металл вывозился по рекам. Часть Демидовых подалась в классическую аристократию: так, Григорий Демидов развёл в Соликамске первый в России ботанический сад, а Николай Демидов стал ещё и итальянским графом Сан-Донато.

Что осталось России в наследство:


  1. - Победа в Северной войне, Петербург и Балтийское море.

  2. - Горнозаводской Урал - главный промышленный район СССР и России.

  3. - Рудный Алтай - главный в Российской империи поставщик серебра, «предок» угольного Кузбасса.

  4. - Невьянск - «столица» Демидовской империи. В Невьянской наклонной башне впервые в мире применены арматура, громоотвод и фермовая кровля.

  5. - Нижний Тагил - все триста лет своей истории он индустриальный гигант, где братья Черепановы построили первый русский паровоз.

  6. - Николо-Зарецкая церковь в Туле - фамильный некрополь Демидовых.

  7. - Ботанический сад в Соликамске - первый в России, создавался по консультациям Карла Линнея.

3. Перлов, Василий Алексеевич

На чём разбогател: импорт чая

Почему по-русски говорится «чай», а по-английски - «ти»? Англичане в Китай проникли с юга, а русские - с севера, и так различалось на разных концах Поднебесной произношение одного и того же иероглифа. Помимо Великого Шёлкового пути был и Великий Чайный путь, который с XVII века пролегал через Сибирь, после пограничной Кяхты совпадая с Сибирским трактом. И не случайно Кяхту называли когда-то «городом миллионеров» - торговля чаем была очень прибыльной, и несмотря на дороговизну, чай в России полюбили ещё до Петра I. На чаеторговле разбогатели многие купцы - как например Грибушины в Кунгуре. Но на совсем другой уровень вывели чайное дело московские купцы Перловы: основатель династии мещанин Иван Михайлович в 1797 году вступил в купеческую гильдию, его сын Алексей в 1807 году открыл первую чайную лавку, и наконец в 1860-е годы Василий Перлов основал Товарищество чайной торговли, разросшееся в настоящую империю. Он имел десятки магазинов по всей стране, он построил знаменитый Чайный домик на Мясницкой, но главное - наладив импорт по морю и вовремя уцепившись за железные дороги, он сделал чай доступным для всех слоёв населения, включая крестьян.

Что осталось России в наследство:


  1. - Чайная культура, ставшая неотъемлемой частью русской повседневности.

  2. - Как следствие - русский самовар и русский фарфор.

  3. - Чайный домик на Мясницкой - одно из красивейших зданий Москвы.

4. Путилов, Николай Иванович

Место и время: Санкт-Петербург, XIX век

На чём разбогател: металлургия и тяжёлое машиностроение

Как без Эрмитажа и Исаакия, Петербург нельзя представить без Путиловского (Кировского) завода. Крупнейший завод Российской империи. А началось всё с того, что в Крымскую войну талантливый инженер Николай Путилов был представлен Николаю I и получил от него почти невозможный заказ: построить к следующей навигации на петербургских верфях флот винтовых пароходов. Таких кораблей у России тогда не было, а единственный возможный «учитель» - Британия - громил Россию в пух и прах в Крыму. Но Путилов совершил чудо похлеще советской атомной бомбы: когда на Балтике сошёл лёд, Россия уже имела 64 канонерских лодки и 14 корветов. После войны инженер подался в бизнес, модернизировал несколько заводов в Финляндии и Петербурге и в 1868 году основал свой завод на окраине столицы. Он вывел русскую металлургию на иной уровень, сократив импорт стали, сплавов, рельсов и тяжёлых машин в разы. Его завод строил станки, корабли, пушки, паровозы, вагоны. Последним его проектом стал новый петербургский порт на Гутуевском острове, до завершения которого он не дожил.

Что осталось России в наследство:


  1. - Кировский завод и Северная верфь в Петербурге.

  2. - Петербургский Морской порт в его нынешнем виде.

5. Третьяков, Павел Михайлович

Место и время: Москва, XIX век

На чём разбогател: текстильная промышленность

Эту историю все знают из школьной программы: богатый московский купец с несчастливой семейной судьбой коллекционировал русское искусство, в те времена мало кому интересное, и коллекцию собрал такую, что построил собственную галерею. Ну а «Третьяковка» - пожалуй, самый известный теперь российский музей. В Московской губернии XIX века сложилась особая порода богачей: все как на подбор - из старых купцов, а то и разбогатевших крестьян; половина - старообрядцы; все владели текстильными фабриками; многие - меценатствовали, и не менее известны тут Савва Мамонтов с его творческими вечерами в Абрамцево, династия Морозовых, другой коллекционер живописи (правда, не русской) Сергей Щукин и другие… Скорее всего, дело в том, что пришли они в высший свет прямиком из народа.

Что осталось России в наследство:


  1. - Третьяковская галерея.

  2. - Многочисленные старинные фабрики Москвы и Подмосковья.

6. Нобели, Людвиг Эммануилович, Роберт Эммануилович и Альфред Эммануилович

Илл. Нобели Людвиг Эммануилович

Место и время: Баку, XIX век

На чём разбогатели: производство взрывчатки, добыча нефти

Нобели - персонажи не совсем «русские»: в Петербург эта семейка приехала из Швеции. Но они изменили Россию, да и весь мир через неё: ведь главным бизнесом Нобелей стала нефть. О нефти люди знали давно, добывали в колодцах, но толком и не знали, что с этой гадостью делать и жгли её в печах, как дрова. Маховик нефтяной эпохи начал набирать обороты в XIX веке - в Америке, в австрийской Галиции и - на российском Кавказе: так, в 1823 году в Моздоке построен первый в мире нефтеперегонный завод, а в 1847 году близ Баку пробурена первая в мире скважина. Нобели, разбогатевшие на производстве оружия и взрывчатки, пришли в Баку в 1873 году - тогда бакинские промыслы отставали от австрийских и американских из-за своей труднодоступности. Чтобы конкурировать с американцами на равных, Нобелям пришлось максимально оптимизировать процесс, и в Баку в 1877-78 годах одно за другим стали впервые в мире появляться атрибуты современности: танкер «Зароастр» (1877), нефтепровод и нефтехранилище (1878), теплоход «Вандал» (1902). Керосина нобелевские нефтезаводы делали столько, что он стал товаром широкого потребления. Даром небес для Нобелей стало изобретение немецкого дизеля, серийное производство которого они наладили в Петербурге. «Бранобель» («Товарищество нефтяного производства братьев Нобель») мало чем отличался от нефтяных компаний современности и привёл мир в новую - нефтяную - эпоху. Альфреда Нобеля же замучила совесть за изобретенный в 1868 году динамит, и он завещал своё грандиозное состояние как фонд для «премии мира», что вручается в Стокгольме каждый год и поныне.

Что осталось России и миру в наследство:


  1. - Нефтяная эпоха со всеми её плюсами, минусами и особенностями

  2. - Трубопроводы, нефтехранилища, танкеры.

  3. - Теплоходы и дизель-электроходы.

  4. - Промышленная (а не потребительская) теплоэлектроэнергетика.

  5. - Динамит (изобретение Альфреда Нобеля, 1868)

  6. - Нобелевская премия - 12% своего капитала она обязана «Бранобелю»

7. Второвы, Александр Фёдорович и Николай Александрович

Илл. Второв Николай Александрович

Место и время: Сибирь, рубеж XIX-XX веков

На чём разбогатели: сфера услуг

…В 1862 году в купеческий Иркутск приехал костромской мужик Второв, и почти сразу вдруг обзавёлся неплохим капиталом: одни говорят - удачно женился, другие - кого-то ограбил или обыграл в карты. На эти деньги он открыл магазин и стал поставлять в Иркутск промтовары с Нижегородской ярмарки. Ничто не предвещало того, что из этого вырастет крупнейшее состояние в царской России - около 660 миллионов долларов по нынешнему курсу к началу 1910-х годов. Но Второв создал такой атрибут современности, как сетевой супермаркет: под общим брендом «пассаж Второва» в десятках сибирских, а затем и не только сибирских городов появились огромные, оснащенные по последнему слову техники магазины с единым устройством, ассортиментом и ценами. Следующий шаг - создание сети отелей «Европа», опять же сделанных под единый стандарт. Подумав ещё немного, Второв решил продвигать бизнес в глубинке - и вот уже готов проект магазина с постоялым двором для сёл. От торговли Второв перешел к промышленности, основав в Подмосковье завод с футуристическим названием «Электросталь» и скупая металлургические и химические заводы едва ли не оптом. И его сын Николай, основавший первый в России бизнес-центр (Деловой двор) скорее всего приумножил бы капиталы отца… но случилась революция. Богатейший человек России был застрелен неизвестным в своём кабинете, а его похороны благословил лично Ленин как «последнее собрание буржуазии».

Что осталось России в наследство:


  1. - Супермаркеты, бизнес-центры и сетевые заведения.

  2. - Десятки «пассажей Второва», которые во многих городах являются самыми красивыми зданиями.

  3. - Деловой двор на Китай-городе.

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

Эта небольшая городская усадьба на Пречистенке имеет весьма богатую историю. В XVIII веке эта территория входила во владение полковника Я.Я. Протасова. В 1752 году здесь, по красной линии улицы, уже стояли каменные палаты. Они, позднее дважды достроенные и перестроенные, сохранились до настоящего времени и входят в современное здание. В 1794 году обширное владение, занимавшее половину квартала, принадлежало княгине С.И. Волконской. С 1809 года хозяином участка числится московский купец Степан Миляков, а после его смерти – вдова М.А.Милякова. В 1860-х участок делится на три самостоятельных домовладения. Последними владельцами с 1892 года и до революции становятся сыновья купца А.М.Истомина Николай и Михаил, которые проживали в квартирах двух верхних этажей главного дома, состоявших из 10 и 9 комнат. Квартира нижнего этажа из семи комнат сдавалась внаем.

В адресной и справочной книге «Вся Москва» за 1915 год сохранились сведения о живших в усадьбе, среди них: Истомина Александра Николаевна – «Московская Голутвинская ткацкая мануфактура среднеазиатских и внутренних изделий», сукно; Истомина Лидия Александровна – «Хамовническое городское попечительство о бедных, общество для пособий недостаточным слушателям коммерческого института»; Истомин Михаил Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Александры Николаевны, петербургский купец I гильдии, член правления «Товарищества Голутвинской ткацкой мануфактуры», а после смерти отца – директор «Товарищества…», казначей «Дамского попечительства о бедных, общества для пособий недостаточным слушателям коммерческого института».

Жена Алексея Михайловича, Александра Николаевна, после смерти мужа стала членом правления товарищества. И не только успешно справлялась с сугубо мужским делом, но и пожертвовала в 1910 году Московскому городскому общественному управлению 10 тысяч рублей на постройку детского приюта. По тем временам деньги огромные. Для сравнения: престижный особняк с дворовыми постройками стоил порядка 30 тысяч рублей, а царская семья, к примеру, жертвовала на нужды ОСВОДа по пяти тысяч рублей в год. И эта сумма считалась более чем щедрой и достаточной.

В 1921 году товарищество переименовали в «Красный текстильщик». Михаил Алексеевич продолжал состоять при фабрике вплоть до 1924 года, но уже в должности казначея, вел бухгалтерские дела.

После революции Истомины остались в своей усадьбе, расположенной между Пречистенкой и Гагаринским переулком. Главный дом выходил на саму Пречистенку, здесь же были палисадник, парадный вход и главные ворота. В Гагаринский выходили забор и калитка. Вплотную к дому №6 примыкали каретные сараи и сторожка. Она в 20-х годах пришла в полную негодность, и дворнику пришлось поселиться в цокольном этаже главного дома, разделив его с еще одной семьей (Истоминых, само собой, уплотнили). Сами Истомины занимали ряд комнат в главном доме.

На втором этаже даже ванную преобразовали в жилую комнату. В квартиры превратились и кабинет с библиотекой, и комната для прислуги. Окончательно Истоминых выселили с Пречистенки после войны.

Интересна судьба каретного сарая. Он еще в 1920-е был приспособлен под жилье. У жильцов этого дома в гостях бывали известнейшие люди. Художник-живописец, на тот момент директор Центральных реставрационных мастерских в Москве, Игорь Эммануилович Грабарь; ; поэт, автор ценных работ по теории стиха Николай Николаевич Асеев; известный филолог-лингвист, автор Толкового словаря, настольной книги каждого уважающего себя дома, – Сергей Иванович Ожегов. Сергей Иванович, кстати, переехав из Петербурга в Москву, долгое время жил совсем недалеко от дома по Пречистенке – в коммуналке на Смоленском бульваре (д. 3/5). Во время войны, став директором Института языка и письменности АН СССР, он ежедневно ходил на работу пустынными пречистенскими переулками…

Пережив войну, каретный сарай вновь сменил владельцев. С 1980 года в нем разместился детско-родительский клуб-мастерская «Левша». А в 1995 году часть городской усадьбы купца Истомина была выкуплена под нужды одного акционерного общества. Детский клуб выселили, а каретный сарай снесли. Главный дом, по счастью, не был продан и уцелел. Его фасад, решенный в стиле эклектики, с балконом на втором этаже, и ныне является неотъемлемой частью исторической застройки Пречистенки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сызранский филиал

Заочная форма обучения

Специальность Финансы и Кредит

Контрольная работа № 1 Вариант 19

По дисциплине История предпринимательства

На тему Купечество во второй половине 18 века

Седова Олеся Николаевна

Курс 1 группа 107 .

г. Сызрань

В эпоху 18 века

Купцы и экономика во второй половине 18 века

Ставропольское купечество

Сибирские купцы

Иркутские купцы

Заключение

Список литературы

История возникновения купечества

Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.

В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли.

Так что же такое купечество и кто такие купцы?

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров). Купечество - организованная сила. Они управляют почти всеми торговыми процессами в городе, совместно добиваются от муниципалитета льгот и привилегий, и всем видом стараются показать, что главные в городе именно они. Они платят основные налоги, они управляют экономикой, они даже могут выставить небольшое ополчение, если понадобится. В конце концов, в их руках основные денежные потоки, государство все больше зависит именно от них. В будущем они ассимилируют дворянство, превратив его в буржуазию, но пока это процесс только в самом начале.

Они обладают имиджем. Им крайне важно иметь доброе имя и надежные связи, на этом держится все их существование. Их мало интересуют предки, им важнее надежность капиталовложений. Им важно держать марку - хотя бы внешне. Им очень важно, как они выглядят при парадных выходах в церковь - как они одеты, сколько у них слуг, родственников и сторонников. По этим выходам будут делать выводы об их благосостоянии, и выводы эти должны быть позитивными.

Они посещают все крупные службы и стараются занимать в соборе самые почетные места. Основные пожертвования в собор - именно от них, что можно проверить по надписям на пожертвованных предметах.

Как и все люди, они подвержены несчастным случаям и болезням, и, как правило, лечатся где угодно, смотря по уровню доходов и личному предпочтению.

Они подписывают договора и заключают сделки - на бумаге, при нотариусе, со всеми положенными печатями. Бумагу они уважают и относятся к ней очень серьезно, в отличие от прочих классов общества. Заключение договора - это процесс, долгий и красивый.

Они - буржуазия, в их среде зарождается буржуазная культура. Они весьма трепетно относятся к таким вещам, как мебель, интерьер, костюм и еда. В их среде уже постепенно входит в моду вешать в гостиной натюрморты. Они не вытирают руки о скатерть, и не швыряю кости на пол. Они не держат охотничьих собак и соколов, и вообще не уважают развлечений. Их время стоит дорого.

К лицам купеческого звания полагалось обращение «Ваше степенство».

В эпоху 18 века

Кратко состояние торговли в России 18 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмарка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя.

Образ жизни и быт купечества во многом определялся еще с XVIII века законодательными актами, устанавливавшими ряд внешних отличий и типичных особенностей ряда представителей купеческого сословия.

Прологом в этом направлении стало «Городовое положение» 1785 года, давшее начало понятию «купеческое общество», возглавляемое старшинами и определившее его права и обязанности.

В данном документе наиболее ярко была показана такая сторона повседневного образа жизни, как способ передвижения купцов в городе. Так, купцам 1-й гильдии разрешалось ездить по городу в карете парою. Купцам 2-й гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти два сословия были свободны от телесных наказаний. Купцам 3-ей гильдии запрещалось ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной лошади.

Многие из купцов желали получить права почетных граждан, которые, согласно своему положению, освобождалисьот подушного оклада, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, могли участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться в городские общественные должности не ниже тех, куда избирались купцы первых 2-х гильдий, иметь право называться «почетными гражданами», не записываться в ревизские сказки, а в свои особые книги. Получить почетное гражданство можно бьло, имея звание коммерции- или мануфактур-советника, либо получив с 30 октября 1826 года один из российских орденов, либо беспорочно пребывая и неся службу в своей гильдии по истечении определенных сроков (для 1-ой гильдии -- 10 лет, а для 2-ой -- 20 лет).

Также почетными гражданами могли стать дети купцов, получив «без порядка» гражданский чин.

Дети купцов входя во взрослую жизнь, принимая участие в торговле родителей и помогая им. Наглядно это можно видеть на примере жизни курского астронома-самоучки Ф. А. Семенова: «Когда юный Ф. А. начал укрепляться в силах и подрастать, отец отправлял его часто, под присмотром приказчиков, по торговым делам своим: весною и летом за покупкою скота на разные ярмарки, а зимою за покупкою рыбы на Дон и в Таганрог. Осенью же, по приказанию отца Ф. А. занимался вместе с работниками на бойне и продавал мясо в мясном ряду»

Одной из особенных черт купечества середины 18 века был определенный консерватизм, пассивность в некоторых начинаниях. Вот как об этой черте, в частности, выразился председатель Курского губстаткомитета князь Н. Н. Голицын в вопросе о переводе Коренной ярмарки в Курск: «Одним из существенных препятствий к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного быта, прежних обычаях и порядках -- желание столь согласное с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы и нововведения». Подобная черта свойственна купцам была ввиду возможности любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние или скоро разориться.

Отношения курского купечества с другими сословиями однозначно оценить нельзя. Для их характеристики, обратимся к речи первого всесословного городского головы Курска П. А, Устимовича, произнесенной им 18 мая 1874 года при открытии памятника на Никитском кладбище астроному Ф. А. Семенову.

Она представляется очень интересной: «И так, Семенов, как вы слышали, преодолев все препятствия, все трудности, предрассудками и невежеством его семьи и его сословия созданная, покинул курское мещанство; но он покинул эту среду не для поступления в купечество, как это обыкновенно бывает, и к чему так стремятся мещане. Не в эту столь общую и родственную с мещанством среду влекло его, не в то общество, которое, в сущности, лишь названием, да большею зажиточностью отличается от меньшей братии или черни, какою купцы считают мещан». Из этих слов можно сделать ряд выводов. Во-первых, мещане стремились попасть в купечество и покидали с этой целью свое сословие. Соответственно, наполнялась, в первую очередь, 3-я гильдия. Во-вторых, купечество и мещанство были родственны между собой и составляли «общую среду», т. е. принадлежали они к категории «городских обывателей».

В-третьих, купечество от мещан отличалось «лишь названием, да большей зажиточностью», что подтверждает тезис об «общей среде». Поэтому для купечества мещанство выступало «меньшей братией». И наоборот, для мещан купцы были как «старшая братия». В-четвертых, купцы считали мещан «чернью».

Возникает вопрос: как мог вчерашний мещанин, а ныне купец 3-ей гильдии, так относиться к прежнему сословию? Нормы христианской морали не позволяли этого. Напрашивается вывод: так могли относиться к мещанам лишь зажиточные купцы, т. е. 1-ой и 2-ой гильдий. Для того, чтобы понять откуда у городского головы Устимовича столь критическое отношение к купечеству приведем еще одну цитату из той его речи; «...когда понятие "гражданин" применялось лишь к тому богачу-счастливцу, который, отторговавши в купечестве известное число лет по первой гильдии, получает лишь за то самое, а не за что другое, звание почетного гражданина»Сказано это было в сравнении с потомственным почетным гражданином Ф. А. Семеновым. Будучи дворянином и занимая пост всесловного городского головы в 1871--1874 годах, П. А. Устимовичу не всегда удавалось повести за собой и «расшевелить» на реформы консервативное городское купечество. Отсюда и острые выпады в адрес этого сословия, его сущности. Налицо и известная проблема взаимоотношений между дворянством и купечеством, которое многие недолюбливали в силу ряда причин и считали представителей особенно первых двух гильдий «выскочками».

Таким образом, само «высшее» купечество в образе жизни отличалось от своих «коллег» по сословию.

Повседневная сторона жизни купечества была схожа с другими сословиями. Весело среди купеческого населения проходили различные празднества, выливавшиеся в массовые народные гуляния. Кроме традиционных праздников, отмечались дни бракосочетаний царствующих особ и членов императорской фамилии. В день бракосочетания будущего императора Александра II «от бедной хижины простолюдина, до роскошных палат богача не было уголка, в котором бы садясь за стол, и выходя из-за стола не пили за Государя Императора и Государыню Императрицу и за надежду России Государя Наследника», Редкий дом не украшался тогда «щегольским вензелем, с надписью: «16 Апреля 1841 года».

Из материалов, хранящихся в областном архиве, в фонде И. В. Гладкова, можно видеть, что в праздничные дни купцы посылали друг другу и знакомым свои поздравления, приглашения на обеды, бракосочетания. Часты были приглашения на отпевания своих родных, а затем на их помины в дома.

Дома, в которых жили купцы, были разные. Представители первых двух гильдий имели, как правило, каменные, чаще всего, двухэтажные особняки, находившиеся часто на главных городских улицах. При этом они владели и домами не столь крупными, которые могли располагаться в других частях города. Преобладали здания деревянные на каменном фундаменте. Таковые же были и у мещан, чиновников и других жителей.

По смерти, лица купеческого звания, как и все, отпевались в своих приходских церквях и погребались, как правило, на ближайшем от дома городском кладбище. Некоторые устраивали себе и родным фамильные склепы. Памятники купцам, как правило, отличались величественностью (при наличии необходимых средств), делались чаще всего из пород мрамора и гранита.

Купцы и экономика во второй половине XVIII в.

В экономике России второй половины XVIII в. начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Экономика вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Крепостнический уклад остаётся господствующим, однако к концу XVIII в. в экономике складывается капиталистический строй. Помещичье хозяйство активно втягивалось в рыночные отношения. Это в значительной мере было связано со стремлением дворян получить от своих поместий больше денег для оплаты своих возраставших непроизводственных расходов. Во второй половине XVIII в. начал подрываться такой важный признак феодальной системы как рутинность сельскохозяйственной техники. Происходил резкий перелом в традиционных методах хозяйства, переход к торговому земледелию. Сельское хозяйство всё решительнее втягивалось в рынок.

Крестьянское сельское хозяйство перестает быть замкнутым (натуральным). В поместьях усиливалась эксплуатация крестьян, поскольку только таким путём купцы могли увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продать её на рынке. В Черноземье помещики постоянно увеличивали объём отработочной ренты (барщины), доводя её иногда до 6 дней в неделю. В малоплодородных нечерноземных губерниях крестьян всё чаще переводили на денежный оброк, заставляя тем самым всё активнее участвовать в рыночных отношениях. Распространился процесс "отходничества" крестьян на фабрики и заводы, ослаблявший внеэкономическое принуждение. В этих условиях возникало имущественное расслоение крестьян. Ещё, в отличие от Западной Европы, русский крестьянин в силу погодных условий занимался сельским хозяйством не с февраля по ноябрь, а с апреля- мая по август-сентябрь да и вообще погодные условия (особенно в нечерноземных губерниях) оставляли желать лучшего.

Основным очагом, где формировались новые капиталистические отношения, была промышленность. Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. В стране существовали три типа мануфактур: казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские). Во второй половине XVIII в. активно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Если в первой половине XVIII в. торговля по своему характеру, размерам, формам имела много общего с торговлей XVII в., то во второй половине XVIII в., особенно в его последней трети, появляются черты зарождавшейся капиталистической эпохи.

К ним можно, например, отнести появление магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем.

Переход к наемной форме труда для помещиков был невыгоден, так как лично зависимые крестьяне были дешевой и бесправной рабочей силой. Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство.

В отличие от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XVIII в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли. И всё-таки, во второй половине XVIII века начинается разложение феодально-крепостнической системы. Она заключается в уничтожении дворянской монополии на землю, значит и на владение крестьянами. До середины XVIII века земля могла принадлежать только дворянам. В 1768 Екатерина II подписывает указ о запрещении использования труда приписных и посессионных крестьян, и о том, что крепостные могут принадлежать только дворянству. Возникает проблема рабочих рук на купеческих мануфактурах. Согласно второму указу Екатерины II, создать мануфактуру может кто угодно, однако обеспечить ее рабочими руками может только дворянин. Поэтому купцы вынуждены идти по другому пути: нанимать вольнонаемных.

Появлялась потребность в рынке наемной рабочей силы. И начинают появляться мануфактуры капиталистического типа. Откуда брались наемники? Появляются изменения в социально-экономическом плане. Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века отработочная рента, а далее преобладает денежная рента. Почему? Петр первый изменил образ жизни дворян и они переехали в города, а там нужны деньги. Им нужны не только продукты. Поэтому крестьян начинают переводить на денежную ренту. Со второй половины XVIII века сильно развиваются крестьянские промыслы. Понятно, что возникают не повсеместно. Там, где промыслы не возникали, крестьяне должны были уходить на заработки. Таких крестьян стали называть отходниками. Отходник - крестьянин, который уходит на заработки с разрешения помещика. Он оставляет свою семью, уходит в город и нанимается на работу, на 3-5 лет. Зарабатывает ренту, приезжает, отдает и уезжает снова. Таким образом, движения "отходничества" способствует появлению капиталистического элемента - рынка рабочей силы.

При этом собственное хозяйство забрасывается. В землях, где не было отходничества, была другая ситуация, но результат тот же. Там начинает преобладать барщина, а порой крестьянина переводят на месячину, когда крестьянин работает на помещика несколько месяцев. Получается, хоть денежная рента, хоть месячина - крестьянин забрасывает хозяйство.

Тем самым попадает на обеспечение помещика. Т.е. он превращается в раба. При денежном оброке и месячине крестьяне втягиваются в товароденежные отношения. Они создают огромное количество урожая, который помещик может продать. Иными словами, втягиваются в рынок и уходят от натурального хозяйства.

Таким образом, хотя закрепощение крестьян продолжалось и даже усиливалось, всё больше крестьян втягиваются в рыночные отношения (чаще всего причиной этому является нарастающий гнёт со стороны помещиков), то есть создаются предпосылки для разложения феодально-крепостнической системы. В 18 веке, с расширением границ государства и открытием новых торговых путей, возможности гороховецких купцов резко снизились, они стали беднеть, уезжать или превращаться в заводчиков, ремесленников и даже крестьян. Построенное на века в 18 веке теперь декорация, в которой живут сегодняшние крестьяне и безработные пролетарии Гороховца. С 1919 года, когда Грабарь побывал в Гороховце, коммунисты не дремали, и сегодня на правом берегу Клязьмы уже не два десятка белокаменных храмов, а, на глазок, десяток. Между ними сияют белизной на солнце коттеджи «старых русских»: дом Канунниковых, дом Судоплатовых, дом Шориных - сохранилось 5 особняков конца 17 века. Глубже других - вплоть до подвала - можно познакомиться с домом Ершова, в котором неплохой краеведческий музей.

Рассмотрим еще города, в которых преобладало купечество.

Ставропольское купечество

Первое упоминание о ставропольских купцах встречается уже в 1737 году. На плане крепости были выделены дома для расселения купцов. Благодаря настойчивым просьбам В.Н.Татищева, желающие торговать здесь получали права на беспошлинную торговлю. Такая привилегия возымела свое действие. Уже через 3 года после выхода указа о строительстве Ставрополя, в 1740 году, в городе возникла купеческая слобода, состоявшая из 20-ти купеческих домов. В 1744 году гражданское население города составляло всего 300 человек, из них 127 - купцы. Была целая купеческая слобода. Ставропольские купцы в 18 веке торговали платками и тканями, а также съестными припасами - рыбой, салом, арбузами.

С развитием города укреплялось и богатело купечество, являющееся зеркалом отношений в обществе. В Государственном архиве Самарской области хранится книга, называемая «Список купцов, мещан и праздного населения города Ставрополя за 1834 год». Судя по этому документу, в городе в то время проживало 18 семей купцов третьей гильдии, а вместе с женами и детьми в это сословие входили 50 человек. Здесь встречаются фамилии Г.Кузнецова, К.Скалкина, А.Буторова, Г.Шведова, В.Пантелеева, Г.Сусликова и других. В 1850 году в городе проживало уже 50 купцов третьей гильдии (вместе с членами семей их начитывалось 300 человек)

Наибольшим размахом в Ставрополе и уезде отличался купец Н.А. Климушин. Он имел 58 торговых заведений - 2 в Ставрополе, 1 - в Мелекессе, остальные - в крупных волостных селах. Профиль его торговли - бакалея и мануфактура, в том числе меха и канцтовары. Купец имел 16 приказчиков, объем оборота составил 420 тысяч рублей с прибылью 21 тысяча рублей (так было заявлено в налоговом присутствии). Имел в Ставрополе 8 домов.

С.Г. Третьяков торговал тканями, А.Т. Пискунов - готовым платьем, С.М. Головкин - лесным товаром, В.С. Сидоров - мясом и колбасой, И.М. Черкасов - живой рыбой. Железный и скобяной товар можно было купить у Н.Поплавского, а кожевенный товар - у Д.А. Баныкина.

Многие ставропольские купцы нажили капитал на торговле зерном. Скупая хлеб по одной цене, они хранили его всю зиму, а весной вывозили в Рыбинск и в Москву. В 1900 году из Ставрополя был вывезен 1 миллион пудов зерна. Богатейшим хлеботорговцем был Иван Александрович Дудкин. Он основал семейный торговый дом «Дудкин И.А. с сыновьями». Семья владела несколькими домами и амбарами. В.Н. Климушин, наследник Николая Александровича Климушина, тоже владел 5 амбарами вместимостью в 290 тыс. пудов.

Кроме лавок и магазинов ставропольские купцы заводили предприятия. В городе в 1897г. было 25 заводов (2 кожевенных, 3 овчинных, 1 мыловаренный, 19 кирпичных). Но это были не заводы, а заведения. Около 100 ремесленных заведений изготавливали одежду и обувь, пекли хлеб, В городе работали 6 трубочистов, 3 ювелира и даже 1 иконописец.

Лавки и магазины (их было 93) имели оборот торговли в 850 тысяч рублей. Если учесть, что 1 фунт хлеба стоил 2-3 копейки, а мясо 15-20 копеек за фунт, то доход ставропольские купцы имели немалый, но при этом сборы с торговых заведений пополняли бюджет города лишь на 8%.

Что касается уезда, то здесь картина была иная. В уезде в 1879 году было 36 заводов и промышленных заведений. «Памятная книга Самарской губернии за 1891 год» дает нам представление о профиле промышленных заведений в уезде и их владельцах. Например, В.А. Литкенс имел поташное заведение в селе Архангельское, С.Я. Липатов - рогожное заведение в Старой Майне, С.В. Таратин - паровую мельницу в Мелекессе, А.Я. Шабашкин - шерстобитное заведение в селе Терентьевское, Х. Алеев - в селе Мулловка, с оборотом в 355 тыс. руб.

В 1915 году в Ставропольском уезде было 40 фабрик и заводов, объем продукции составил 6,7 млн. рублей.

Сельское торговое сословие имеет крестьянские корни. В 1864 году в Ставропольском уезде проживало 110 купцов, в эту цифру входят и члены их семей. Через 15 лет в уезде насчитывалось 399 лавок, 204 питейных заведения, 19 трактиров. Содержали их не гильдейские купцы, а крестьяне, купившие промысловые свидетельства и билеты мелких торговцев. Наибольшее число крестьян - предпринимателей было в Хрящевской и Черемшанской волостях. Здесь по отчету Ставропольского по промысловому налогу присутствия за 1897 год торговали соответственно 55 и 50 человек. Причем, здесь были заведения и довольно крупные, где нанимались приказчики.

Сибирские купцы

В первой половине 18 века Сибирь не имели предприятий по производству головных уборов. Вологодские и ярославские купцы ввозили сюда, в основном, поярковые и полуярковые низкосортные шляпы, общий ввоз которых не превышал 1200-1300 изделий в год. Пользующиеся высоким спросом, отделанные мерлушкой суконные шапки расходились по 8 коп. штука, а ярославские шляпы низшего сорта стоили в это время в Тюмени 15 -20 коп. Тарские купцы приобретали на Ирбитской ярмарке шляпы из грубой коровьей шерсти и обменивали их потом у Ямыш - озера на «эркецкие» товары: хамы, зендени, чалдары, выбойки и меха. Для войск, размещенных в сибирских городах, головные уборы ввозились из России казной. Но в конце 30-х годов 18 века к обеспечению воинских команд и казаков предметами одежды все больше стали привлекать и местное купечество. В 40-е годы 18 века спрос на шляпы заметно увеличился, и, естественно, стали подниматься цены на них. Если шляпа из шерсти крупного рогатого скота стоила 8 - 10 коп., то в 40-е годы ее продавали в сибирских городах по 15-16 копеек и более высоким ценам.

Убеждена, что большинство из сибиряков, пытающихся хоть как-то вписаться в лихие повороты рыночной круговерти, уже в состоянии сделать из вышесказанного правильные выводы. Скажем, ответить на вопрос о том, как должны были повести себя в сложившейся ситуации сибирские предприниматели.Растущий спрос на шляпы не мог не привлечь их внимания. Но вот что интересно. Тара никогда не была первым промышленным городом Тобольской губернии. Она всегда была и остается малым сибирским городом. Более того, автору данной публикации довелось однажды объяснять омским ученым, что он вкладывает в понятие город «сельского типа», каким была Тара на большинстве этапов своей четырехвековой истории. До активного вмешательства человека в естественное развитие природы здесь достаточно благоприятными были условия для разведения крупнорогатого скота, так как естественные разливы рек создавали прекрасные пастбища и сенокосные угодья. Именно это позволило в дальнейшем развивать связанные с использованием животного сырья отрасли обрабатывающей промышленности. Но по-настоящему промышленным городом Тара так и не стала. Однако первым производителем не домашних, а фабричных головных уборов в Западной Сибири стал все-таки Тарский купец Василий Медовщиков.

Известны ли какие-либо подробности о деятельности купца Медовщикова? Совсем немногие.

В 1753 году Василий Дементьевич Медовщиков исходатайствовал привилегию на открытие собственной шляпной «фабрики».

Известному сибиреведу Дмитрию Игнатьевичу Копылову удалось найти в фондах Российского архива древних актов документы, подтверждающие выводы о первенстве в этом деле тарского купца.

Василию Медовщикову было позволено купить до 50 душ крепостных крестьян с землей. Дело было за сто лет до отмены крепостного права, когда одним из главных препятствий в развитии купеческих предприятий было отсутствие наемной рабочей силы, и многое определялось льготами дарованными отдельным предпринимателям коронной властью. Дом мануфактуриста освобождался от постоя, а само промышленное заведение - от уплаты пошлин с продажи готовой продукции. Два года понадобилось купцу для того, чтобы выполнить весь комплекс подготовительных работ и в 1755 году «фабрика» дала первую продукцию. Эта продукция, поярковые и простые шерстяные шляпы, шли как на вольную продажу, так и для поставок в казну. В 1759 году Медовщиков изготовил 210 поярковых и 1500 простых шляп. Поярковые шляпы продавались по 24 копейки, а простые - по 16 копеек за штуку. Вся продукция, без остатка, была реализована в этом же, 1759 году. В последующие годы объем производства значительно увеличился. В 1764 году предприятие выпустило 1710 шляп на 290 рублей 40 копеек, в 1766 - 2350 шляп на 352 рубля 50 копеек. Три года спустя сумма производства удвоилась. Заведение Медовщикова работало, в основном, на местном сырье. Шерсть для него поставляли окрестные крестьяне. Клей, сандал, купорос, чернильные орешки, крашенина покупались на Ирбитской ярмарке. Развитию фабрики в Таре помешал пожар. Посетивший Тару через три года после пожара академик Иоганн - Петр Фальк нашел это предприятие в полуразрушенном состоянии. Тем не менее, хозяин его делал попытки восстановить производство, и в 70-е годы 18 века фабрика еще существовала. Хотя былых объемов производства достичь уже не удалось. О последних годах существования Тарской шляпной мануфактуры (несмотря на то, что в старых источниках заведение именуется «фабрикой», оно было посессионным заведением или централизованной мануфактурой) известно совсем немного. Наследники Василия Медовщикова не смогли удержаться на уровне гильдейского купечества «по упадку капитала» и перешли из купцов в мещане. В «Топографическом описании Тобольского наместничества», уездный землемер Василий Филимонов уже не упоминал шляпное заведение среди заводов Тары конца 18-начала 19 вв. Скорее всего в середине 80-х годов 18 века оно уже было ликвидировано.

При изучении же «Книги городовых обывателей г. Тары на 1792 - 1794 гг.» мы уже не обнаружили ни одного жителя, носившего фамилию Медовщиковых.

Более того, фамилия Медовщиковых не упоминается и в выписке «учиненной Тарской городской думой по требованию Тарского городского магистрата» о ремесленниках Тары, сделанной 12 октября 1781 года. Но шляпное предприятие купца Медовщикова было солидным промышленным заведением для Тары 18-го века. Первоначальный капитал его, по сведениям историка А. Лаппо-Данилевского, составлял 2000 рублей. Не было в это время в Таре предприятий, которые могли бы сравниться со шляпной мануфактурой и по числу работающих. По данным третьей ревизии при мануфактуре было 19 душ покупных крестьян (10 мужчин и 9 женщин), четвертая ревизия записала за ней 35 крестьян обоего пола.8 Но, кроме покупных крестьян, на предприятии работали наемные люди из тарских государственных крестьян и посадских.

Нехитрое производство все же делилось на ряд самостоятельных, дополняющих друг друга операций, каждая из которых выполнялась особыми рабочими: шерстобитами, стиральщиками, терщиками, набивщиками и красильщиками. По примеру тарского купца в 1755 году получили в Мануфактур-коллегии право на устройство шляпной «фабрики» челябинские купцы Битюковы, в Краснослободском дистрикте открыли шляпное производство коломенские купцы Савва Негодяев и Марк Сапожников.

Всего же в России на начало 60-х годов 18-го века было 10 шляпных мануфактур. Не смотря на недолговечность, шляпные мануфактуры способствовали появлению новой специальности в мелкотоварном производстве Сибири. В Таре в 1792 году выделкой шляп занимались 2 цеховых и 3 посадских ремесленника, недавно вышедших из сословия государственных крестьян. В конце 80 - начале 90-х годов 18 века в Таре были известны шляпные мастера Евдоким Ивлев и братья Петр и Федор Соколовы. Можно предположить, что первые технические навыки они получили, работая на мануфактуре Медовщиковых.

Иркутские купцы

Купечеству обязан Иркутск многим. Его роль в культурном и научном становлении города и края трудно переоценить.Не станем идеализировать иркутское купечество - баснословные богатства наживались не только праведными путями. Вот как писал долголетний городской Глова В.П.Сукачев, который и сам принадлежал к этому сословию: “Господствуя и в думе, и в магистрате, богатое и сильное иркутское купечество в конце XVIII и начале XIX столетия заправляло всеми общественными и городскими делами, и заправляло исключительно в своих интересах”. Но, имея огромные деньги, сибирские купцы могли себе позволить выделить немалые суммы на обустройство жизни в родном городе. Большинство церквей, которыми славился Иркутск: гимназии, школы, больницы, приюты, библиотеки, магазины, самые красивые здания построены были и содержались купцами. Их личные библиотеки удивляли столичных библиофилов. Так что фраза “Иркутск - город купеческий” имеет вполне конкретный смысл. Город населяли, главным образом, купцы, и правили им тоже, в основном, представители среднего сословия.Первую Городскую Думу возглавил иркутский купец Михаил Васильевич Сибиряков (1744-1814 гг.).Более сорока лет иркутяне избирали его на должности гражданского старосты, словесного судьи, бургомистра, президента губернского магистрата и городского головы. За особые заслуги в общественной службе он был удостоен звания "иркутский именитый гражданин". М.В.Сибиряков владел речными и морскими судами, ходившими по Ангаре, Енисею и Байкалу. Его рыбные ловли на Байкале простирались от Посольского монастыря до современной Слюдянки. Он содержал Тельминскую суконную мануфактуру, затем полотняную в Иркутске. Сибиряков пользовался монопольным правом по поставке жизненно необходимых товаров: хлеба, соли, мяса, казенного свинца из Нерчинского округа в Воскресенско-Колыванские горные заводы Алтая.Впоследствии многие представители иркутского купечества совмещали коммерческую деятельность с общественной. В 1817-1825 гг. сын Михаила Васильевича Сибирякова - Ксенофонт (1772-1825) возглавил Городскую думу. По свидетельствам летописцев он отличался умом, волевым характером. Ксенофонт Михайлович имел речные и морские суда, поставлял казенный свинец из Нерчинска на Алтай, соль, вино, провиант и другие товары в Забайкалье.Он торговал в Иркутском купеческом гостином дворе, в Кяхте, на сибирских и российских ярмарках. В семье Ксенофонта Михайловича жили дворовые люди и среди них купленный на Ирбитской ярмарке каракалпак, нареченный Александром Ксенофонтовичем Сибиряковым (1794-1868). О Ксенофонте современник вспоминал: "Он никак не мог сдерживать своих впечатлений, мгновенно увлекался и в порывистом самозабвении творил суд и расправу чубуком или кулаком. Сядет, бывало, на дрожки и скажет кучеру, куда ехать, приедет кучер, а хозяина в экипаже нет: заметив проездом какой-нибудь беспорядок, Сибиряков мгновенно соскакивает с дрожек, вбегает в дом или лавку и лупит виновного. С таким человеком держали себя тихо..."

Заключение

В целом, купеческие отношений в России в 18 веке были весьма сложными. С одной стороны, шел процесс развития феодализма вглубь и вширь, который приводил к закрепощению крестьян и увеличению прав землевладельца на личность непосредственного производителя. С другой стороны, в России происходил бурный рост товарно-денежных отношений, намечалось превращение ремесла в мелкое товарное производство, возникали мануфактуры, возрастало значение наемного труда, увеличивался обмен между областями и с зарубежными странами. Развитие феодализма не могло приостановить развития товарно-денежных отношений, но и последние пока еще никак не угрожали устоям феодальной собственности на землю и принципу внеэкономического принуждения.

Список литературы

Большая советская энциклопедия, гл. ред. А. М. Прохоров. Москва: "Советская энциклопедия", т. 14, 1973, 623 с.

История Европы, т. 3 - От средневековья к новому времени. Москва: "Наука", 1993, 654 с.

История России. Учебник для ВУЗов. М.Н. Зуев. Изд. ПРИОР. М., 1998.

Карамзин Н.М. Предания веков. Москва: "Правда", 1988, 766 с.

Ключевский В. Краткое пособие по русской истории. Москва: "Терра"; "Книжная лавка-РТР", 1996, 173 с.

Тимошена Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. - 416 с.

Хоскинг Дж. Россия и русские. В двух книгах. - М.: Изд- во АСТ, 2003.

Энциклопедия для детей Ч. 1 и 2 (История России и ее ближайших соседей). - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995. - 670 с.

Подобные документы

    Купечество - социальный слой, занимавшийся торговлей, посредник между производством и рынком. История развития московского купечества XVIII-XIX вв., его характеристики и особенности. Обзор иностранной и отечественной литературы о московском купечестве.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Численность купечества Сибири в XIX веке. Значение русско-китайской торговли для накопления капиталов у купечества. Предпринимательская деятельность, благотворительность и меценатство. Национально-конфессиональная специфика семейно-брачных отношений.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2009

    Идеологи российского предпринимательства. Взаимоотношения купечества и российского дворянства. Участие торгового сословия в представительных, совещательных, общественных организациях и учреждениях. Становление коммерческого образования в России.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Благотворительность - неотъемлемая часть деятельности купечества. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота об обездоленных - привычная статья расходов российских купцов.

    реферат , добавлен 16.04.2009

    История Елецкого купечества. Сведения о Елецких купцах XVII века. Исторические условия развития города. Купеческая мужская, женская одежда. Вклад купечества в развитие духовности в Ельце. Развитие промышленности, торговли, культуры и градостроительства.

    реферат , добавлен 27.09.2008

    Идеологи российского предпринимательства. Взаимоотношения купечества и дворянства, его роль в социально-экономической структуре общества; участие торгового сословия в государственных и общественных организациях. Становление коммерческого образования.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Деятельность купечества в системе городского самоуправления. Роль купеческого капитала в системе здравоохранения и градостроительства. Меценатская деятельность столичного купечества. Сферы благотворительной деятельности провинциального купечества.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    История развития образования в городе. Купеческое сословие в системе начального и среднего образования Томска. Светский бал в жизни томского купечества. Место народной культуры в жизни купцов. Система среднего образования Томска. Первые гимназисты города.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Изучение понятия сословия, социальной группы, занимающей определенное положение в иерархической структуре общества. Права и полномочия дворянства. Поддержка высшего сословия правительством Николая I. Обязанности и привилегии духовенства и купечества.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Завоевание более прочных позиций капиталистическим укладом в экономике. Сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства. Изменение состава буржуазии, торгово-промышленная политика правительства, социальное положение купечества.


Картина Рябушкина, конечно, поздняя, но прекрасно иллюстрирует то, о чем сказано ниже. Разница между старшей сестрой и братом - лет 15-18, не меньше. Мать семейства загримирована так, что возраст ее определить затруднительно: может тридцать с небольшим, может, сильно за сорок.

Продолжу развенчивать миф о том, что в прошлом все женились и рожали детей очень рано, а к 35 годам превращались в дряхлых стариков. На этот раз у нас - русские купцы 17-пер. пол. 18 вв.
Разница в возрасте между родителями и детьми в тридцать и более лет у русских купцов и мещан того времени - не исключение, а норма. Вот, например, владимирские купцы Столетовы: в династической ветке, основателями которой были Ларион Олексеев и его жена Евдокия на поколение приходится примерно от 35 до 40 лет. Разночтения обусловлены тем, что неизвестны точные годы рождения Лариона и Евдокии - он родился либо ок. 1620/1625 гг., либо в 1630, она - в 1625 или в 1631. Это происходит от того, что возраст часто указывался неточно, особенно возраст престарелых людей. Вышеупомянутая Евдокия дожила, по крайней мере, до 1721, тогда ей было не меньше 90 лет, хотя уже в документе 1715 г. она названа девяностолетней.
Старший (из известных) сын этой пары - Иван родился не то в 1655, не то в 1666 г., следующий по возрасту ребенок - тоже Иван - в 1669, младший - опять же, из известных - Михайло - в 1673, на момент его рождения матери было либо 42, либо 48 лет. Последняя цифра выглядит не очень вероятной, но отнюдь не невозможной. Так, например, жена Михайлы Ларионовича, Соломея Гавриловна родила последнего ребенка, Ивана, в 49 лет (в 1724 г.), и в этом случае о разночтениях в датах рождения ничего не известно.
Мужчины обычно несколько старше своих жен, иногда намного старше. (Так, сын Михаила и Соломеи, Федор, родилася в 1695 г., а его жена, Авдотья, - в 1717. Возможно, это не первый брак Федора, так как их сын, Андрей, родился в 1748 г., когда Федору было уже 53 года). Но в некоторых случаях жены старше мужей. Так, Максим Михайлович Столетов родился в 1700 г., а его жена - Марфа Ивановна - в 1692 г. (Их старшая дочь, Ульяна, - в 1732).
В родословной Столетовых нет ни одного случая, чтобы разница между родителями и детьми была бы меньше 20 лет. Это не значит, что ранних браков не было вообще. Например, жене Якима Ивановича Столетова, Матроне в 1715 г. было всего 16 лет (самому Якиму - 25), однако старшие из упомянутых в родословной их детей - Катерина и Яким родились только в 1732 г., когда Матроне было 33 года. Вполне возможно, что были дети, рожденные между 1715 и 1732 годами, но о них нет никаких сведений (можно допустить, что они умерли во младенчестве).
По материалам статьи О.Н. Суслиной "Столетовы в XVII веке" (Материалы исследований. Сборник №17: Научно-практическая конференция 13-14 декабря 2010 г. / Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Владимир, 2011)

Рассказать друзьям