Водный налог. В какой срок подлежит уплате водный налог? Налоговый период для водного налога установлен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

    забор воды из водных объектов;

    использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

    забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

    При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за .

    При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

    при заборе воды мира;

    при использовании акватории;

    при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

    при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

    с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Водный налог: подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года

    Основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями... лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным... во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая... при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной... не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, ...

  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. Судами установлено, что в 4 ... отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2017

    Которого применяется пониженная налоговая ставка. Водный налог Определение от 16.11.2017 ... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта... углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за июнь 2017 года

    02/14572 Пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, требующего... не предусмотрено. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2019
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    И природного газа взимаются соответственно водный налог (глава 25.2 НК РФ...

  • Обзор правовых позиций КС и ВС РФ за второе полугодие 2016 года по вопросам налогообложения

    ... (по жалобе Ворониной Т.Е.). Водный налог. 22. Осуществление забора воды для... случае льготной ставки водного налога является неправомерным. Основанием для начисления водного налога послужил вывод... ставка применялась налогоплательщиком при исчислении водного налога в отношении объема воды, отпущенной... неправомерным применение обществом пониженной ставки водного налога для указанных учреждений, судебные инстанции...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2016 г.

    ЕНВД при совершении спорных сделок Водный налог Определение от 19 августа 2016 ... в целях применения льготной ставки водного налога. Суды пришли к выводу, что... с чем применение льготной ставки водного налога является не правомерным. Вопросы добросовестности...

  • Об утверждении контрольных соотношений декларации по водному налогу

    Водному налогу" Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по водному налогу... опубликованы контрольные соотношения ее показателей. Налоговая декларация по водному налогу... КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ Федеральная налоговая служба в... контрольные соотношения показателей декларации по водному налогу. Государственный советник Российской Федерации... отчетности Налоговая декларация по водному налогу Идентификация документа, утверждающего форму...

  • Обзор ФНС по правовым позициям КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. письмо ФНС

  • Обзор правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. прочий ФНС

Водный налог установлен гл. 25.2 НК РФ и введен в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (при наличии лицензии) признается специальным водопользованием.

Плательщиками водного не признаются и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса России. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (ст. 20 ВК РФ). Решение о предоставлении водного объекта в пользование может принимать Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ), которые также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами. Поэтому в ст. 333.8 уточняется, что организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после 1 января 2007 г., водный налог не уплачивают.

Объектами обложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Установлен перечень видов водопользования, которые не признаются объектом налогообложения. Указанный перечень содержит 15 видов водопользования и является закрытым. В частности, не признаются объектами налогообложения:
  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база определяется отдельно по каждому конкретному водному объекту и виду водопользования. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств он определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных, по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Ставки водного налога

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.

Указанные в НК РФ ставки налога применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка налога установлена на год. Поэтому налог за отдельный налоговый период исчисляется как % суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1000 куб. м воды.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал .

Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января).

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Подлежащий уплате налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения размеров налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Водный налог уплачивается также налогоплательщиками — иностранными лицами, подпадающими под его условия, которые обязаны предоставлять копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Для предприятий, ИП и физических лиц, использующих водные объекты по лицензии или ведущих добычу воды из недр, предусмотрена специальная форма отчетности – декларация по водному налогу 2017 года. Типовая форма этого документа регламентирована приказом Минфина 29н от 2005 года. Ее заполнение – не право, а обязанность налогоплательщика, халатное отношение к которой влечет применение штрафных санкций.

Согласно положениям фискального законодательства, срок уплаты водного налога наступает по истечении установленного периода – квартала. Организация или ИП обязана перечислить средства в бюджет до 20-го числа последующего месяца.

Отчетность сдают все физические и юридические лица, имеющие лицензию на эксплуатацию водных ресурсов или добывающие воду подземным способом. Не играет роли, работал ли бизнес в истекшем квартале или простаивал. Если деятельность не велась, то нужно представить в ИФНС законодательную форму с нулевыми значениями.

Срок сдачи декларации по водному налогу – не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим кварталом. За несвоевременное представление документа для плательщика предусмотрены штрафы в соответствии с налоговым и административным законодательством.

Куда сдавать отчетную форму?

Согласно положениям законодательства, декларация по водному налогу сдается в ИФНС, к которой относится используемый объект (искусственный или природный водоем).

Для налогоплательщиков, которые ведут бизнес одновременно в нескольких городах или районах, относящихся к одному региону РФ, предусмотрено особое правило: они сдают отчетность в ИФНС по собственному решению:

  • по месту регистрации юридического лица;
  • по территории нахождения используемого водоема.

Сделанный выбор необходимо согласовать с территориальным управлением налоговой инспекции.

Компании и ИП, имеющие статус крупнейших налогоплательщиков, обязаны подавать отчетность в ИФНС, которая признала их таковыми.

Как сдать отчетность?

Декларация по водному налогу в 2016 году может сдаваться одним из двух способов:

  • Нарочно, на бумажном носителе. Руководитель юрлица или предприниматель может привезти документ сам, передать с законным представителем, отправить по почте.
  • Электронно – дистанционная сдача документов посредством ТКС.

Электронный способ сдачи отчетности обязателен для отдельных категорий экономических субъектов, поименованных в законодательстве, например, для крупнейших налогоплательщиков. Нарушение этого правила влечет наложение штрафа в сумме 200 руб. согласно ст. 119 НК РФ.

Структура отчетной формы

Если рассмотреть пример заполнения декларации по водному налогу, становится понятно, что документ включает четыре части:

  • Титульник, содержащий информацию о налогоплательщике, подпись уполномоченного лица, печать.
  • Первый раздел, где прописывается размер налога к перечислению.
  • Второй раздел, где приводится расчет фискальной базы и величины налогового обязательства. Делится на две части:
    • Раздел 2.1 – вычисления суммы налога для коммерческих структур, осуществляющих забор воды.
    • Раздел 2.2 – вычисления суммы налога для структур, осуществляющих другие виды водопользования, кроме забора воды.

Первые две части декларации обязательны для заполнения всеми налогоплательщиками. Разделы 2.1 и 2.2 адресованы коммерческим структурам в зависимости от типа водопользования. Например, если компания занимается забором воды и не использует акваторию, она заполняет часть 2.1, а часть 2.2 оставляет пустой.

Заполнение титульника

Заполнение декларации по водному налогу следует начинать с титульного листа. В нем необходимо проставить следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика – полное название организации в соответствии с текстом Устава или ФИО индивидуального предпринимателя.
  • ИНН – если код состоит из десяти знаков, в первых двух ячейках следует проставить нули.
  • КПП – нужно указывать код, присвоенный той налоговой, куда подается форма отчетности: по месту расположения водоема или месту деятельности организации.
  • Номер корректировки – для первой сдачи декларации проставляется «0», для повторной – «1» и далее по аналогии.
  • Код налогового периода и номер отчетного года.
  • Код по месту учета – нужно выбрать вариант из справочника. Определиться с этим значением поможет пример заполнения налоговой декларации по водному налогу для предприятия с аналогичной сферой деятельности.
  • ОКВЭД организации.
  • Данные о реорганизации юридического лица. Если данная информация не актуальна, в ячейках проставляются прочерки.
  • Число страниц документа и количество листов приложений.
  • Контактный телефон коммерческой структуры.

В нижней части титульника проставляется дата заполнения и подпись руководителя компании или предпринимателя. Если документ подписывает иное уполномоченной лицо, нужно указать номер доверенности, на основании которой оно действует. Сведения подтверждаются печатью юридического лица при наличии последней.

Заполнение первого раздела

Налоговая декларация по водному налогу в первой части состоит из трех строк:

Первый раздел – это обобщенные данные, полученные из вычислений, которые детально приводятся далее, во второй части. Поэтому заполнение документа нужно начинать именно с них.

Заполнение второго раздела

Вторая часть декларации делится на два подраздела: 2.1 и 2.2. В зависимости от видов водопользования компания или ИП заполняет один из них или оба сразу. Для каждого направления использования природных ресурсов и каждой ставки предусмотрена отдельная страница.

Налоговая декларация по водному налогу 2017 заполняется в части раздела 2.1 лицами, которые забирают воду из природных источников. В этой части указывается информация:

  • КБК и ОКТМО;
  • наименование используемого водоема;
  • сведения о лицензии;
  • код водопользования;
  • объем взятой жидкости;
  • цели забора;
  • применимые ставки и поправочные коэффициенты;
  • итоговый расчет суммы по каждой ставке.

Раздел 2.2 заполняется по аналогии. Он предназначен для физических и юридических лиц, использующих водную акваторию, осуществляющих сплав леса или занятых гидроэнергетикой.

Скачать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Исчисление и уплата водного налога регулируется главой 25.2 НК РФ. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты водного налога, а также как рассчитать водный налог за квартал на примере.

Основной проблемой данного вида налогообложения является определение круга налогоплательщиков. Связано это с тем, что для понимания совокупности положений главы 25.2 НК РФ нужно ознакомиться с:

  • водным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами;
  • законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;
  • приказом МПР РФ от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования».

Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются:

В них оговаривается понятие и круг пользователей водными ресурсами и недрами, заключающих договоры водопользования, получающих специальные разрешения, осуществляющих особое и специальное водопользование, а также видов деятельности, подлежащих лицензированию.

При оформлении новой лицензии, т.е. когда предыдущая лицензия уже закончилась, а следующая еще оформляется, и в этой ситуации не были нарушены сроки представления документов для продления лицензии, то нарушения правил водопользования нет, как и оснований для административного взыскания.

Не обязаны платить водный налог организации и физические лица, заключившие договора использования водных ресурсов после вступления в силу Водного кодекса РФ, то есть после 01.01.2007 г., т.к. эти водопользователи вместо налога вносят оговоренную плату.

Водный налог: ставки

Законодатели скрупулёзно подошли к определению налоговых ставок водного налога. Учтены экономические районы ведения деятельности по каждому основанию для налогообложения, определены ставки для всех бассейнов внутренних морей, рек и озер (ст. 333.12 НК РФ). При этом, если, река используется одновременно в разных экономических районах, то ставку нужно применить отдельно к каждому участку.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В случае забора воды для водоснабжения населения применяются ставки, приведенные в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Размеры ставок установлены за 1 000 кубических метров изъятой воды на длительный период, включая 2025 год.

Также законодательством установлены следующие повышающие коэффициенты:

После учета всех применяемых коэффициентов ставка налога округляется до целого значения.

Методика исчисления и уплаты водного налога

Статьи 333.9 и 333.10 НК РФ устанавливают следующие объекты обложения водным налогом и способы определения налоговой базы по ним:

Изъятие воды из водоносных горизонтов Использование водоемов как акватории Использование воды для производства электроэнергии

Лесосплав в плотах и кошелях

Налоговая база Объем воды, забранный за налоговый период Площадь предоставленной по лицензии акватории Количество электроэнергии, произведенной за квартал
Методика расчета Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты V – это объем сплавляемой за отчетный период древесины, S – расстояние сплава
Особенности расчета Объем берут по показаниям водоизмерительных приборов из журнала первичного учета использования воды

Признан льготным достаточно широкий круг случаев использования водных ресурсов, перечисленных в п. 2 статьи 333.9 НК РФ. Закрытый список состоит из 15 пунктов.

Плательщик водного налога обязан самостоятельно исчислить причитающуюся в бюджет сумму налога, умножив налоговую базу на соответствующую ставку и применив все установленные повышающие коэффициенты, по каждому виду водопользования. Результаты нужно сложить и внести в декларацию.

Налоговым периодом по водному налогу признаётся квартал. Следовательно, по окончании каждого квартала плательщик водного налога обязан представить декларации и уплатить налог – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Декларация должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Иностранные организации также подают копию декларации в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован орган, выдавший лицензию на водопользование.

Также по водному налогу в настоящее время складывается весьма интересная и неоднозначная судебная практика. Часто налоговые органы на местах обращаются в вышестоящие инстанции для разрешения спорных ситуаций. Учитывая, что водопользование без лицензии строго наказывается не только налоговыми органами, но также в административном и даже уголовном порядке, будет правильно пользоваться данным опытом, рекомендациями и консультациями в местных органах власти.

Как рассчитать водный налог за квартал

ООО «Пример» на основании лицензии произвело забор воды из подземных источников бассейна р. Ангара во 2 квартале 2017 г., при том целью забора вод не являлось водоснабжение населения.

Лимит забора воды установлен в размере 200 000 куб. м. Предприятие допустило перерасход забора воды на 35 000 куб. м, но водоизмерительных приборов не имелось, что повлекло за собой применение повышающего коэффициента в размере 1,1.

Рассчитаем сумму водного налога:

  • ставка налога для использования вод Байкала и его бассейна составляет 678 руб. Для 2017 г. ставка должна быть увеличена в 1,52 раза;
  • в части использования воды в пределах лимита ставка налога составляет 1 134 (678 * 1,52 * 1,1) руб.;
  • в части использования воды сверх установленного лимита ставка в 5 раз больше — 5 668 (678 * 1,52 * 1,1 * 5) руб.

Осталось применить исчисленные ставки к выбранным объемам и получить сумму водного налога:

  • в пределах лимита — 226 800 (200 * 1 134) руб.;
  • сверх лимита — 198 380 (35 *5 668) руб.
  • итого — 425 180 руб.

Изменения в отношении уплаты и расчета водного налога не производились на протяжении длительного времени, пока в 2015 году не решено было внести ряд новых положений в гл. 25.2 НК РФ. В данной статье мы расскажем, каков срок уплаты водного налога, как с 2015 года изменились ставки по водному налогу, как теперь будет индексироваться водный налог, и как его рассчитывать по новым правилам.

Срок уплаты водного налога в 2018 году

Важно! Даже если юридическое или физическое лицо не забирали воду для целей, при которых уплачивается водный налог, декларацию подавать по-прежнему необходимо. Она будет нулевой.

За I квартал текущего года бухгалтера предприятий, занимающихся добычей воды из природных водных объектов, должны направить декларацию и перечислить сумму водного налога до 20 апреля .

Изменение налоговых ставок по водному налогу с 2015 года

В части Налогового Кодекса, посвященной водному налогу, с 2015 года появились следующие изменения:

  1. Были утверждены ежегодные коэффициенты, применимых к базовым ставкам водного налога по основным видам водопользования в рамках допустимых объемов водозабора. Сами ставки изменены не были.
  2. Повышена налоговая ставка в отношении водопользования, подразумевающего передачуводы с целью водоснабжения населения. С 2015 года ставка стала ежегодно увеличиваться.
  3. Учет при расчете налога новых ежегодных коэффициентов, которые упоминались нами выше, стал обязательным, даже если предприятие уже повысило сумму налога за счет коэффициента, применяемого при превышении лимита водозабора.
  4. Утвержден дополнительный коэффициент, благодаря которому сумма налога вырастает еще на 10% при заборе вод подземных недр для продажи (кроме минеральных и термальных вод, когда уплачивается НДПИ).
  5. Утвержден второй дополнительный коэффициент, из-за которого сумма водного налога вырастает еще на 10%, если на предприятии не имеется технических средств для замера объемов добываемой воды.

В каком порядке будет происходить ежегодная индексация водного налога

Важно! Повышающие коэффициенты не имеют отношения к водному налогу, уплачиваемому в случае водоснабжения населения. К такому налогу применяется рублевая ставка, также увеличивающаяся ежегодно с 2015 по 2025 год.

Как уже было сказано, с 2015 по 2025 год повышающие коэффициенты для водного налога будут постепенно увеличиваться, пока в 2026 году не начнут учитывать коэффициент индексации, меняющийся в зависимости от динамики уровня потребительских цен. В настоящее время уже известны размеры повышающих коэффициентов за каждый год указанного выше периода:

Ставка
2018
2.01
2020
2.66
2022
3.52
2024

Когда к базовым ставкам будет применяться коэффициент индексации, учитываться будет изменение потребительских цен за год, который был до года учета нового коэффициента. Повышающий коэффициент каждого из последующих лет будет применен по отношению к ставке по налогу, актуальной в прошлом году.

Изменения, касающиеся порядка расчета суммы водного налога

Важно! Бухгалтерам нужно помнить о том, что после того, как некоторые положения Налогового кодекса, касающиеся водного налога, были изменены, Приказом Федеральной налоговой службы от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497@ была утверждена новая унифицированная форма декларации по водному налогу, в которой предусмотрены поля для обозначения новых повышающих коэффициентов.

В настоящее время налогоплательщики уже обязаны применять все повышающие коэффициенты, включая дополнительные, которые были утверждены в 2015 году, при вычислении суммы водного налога к уплате. Ставка, определенная с принятием во внимание всех перечисленных нами коэффициентов, должна быть выражена в рублях.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Юридическое лицо, использовавшее в первом квартале 2018 года больше воды, забранной из водного объекта, чем позволяет установленный предел водопользования, применил при расчете налога ежегодный повышающий коэффициент. Дополнительный коэффициент 5 применен не был.

Рассказать друзьям